СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование уроков физики 10 класс по учебнику А.В.Грачёв, В.А.Погожев.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно -тематическое планирование физика 10 класс по учебнику А.В.Грачёв, Погожев В.А. ,Боков П.Ю и др.- М. : Вентана-Граф, 2014,-112с.68 часов в год. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование уроков физики 10 класс по учебнику А.В.Грачёв, В.А.Погожев.»

Календарно – тематическое планирование. Физика 10 класс. 68 часов (2 часа в неделю)

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

(на уровне учебных действий)


I



10 класс

Кинематика

12



Положение тела в пространстве. Способы описания механического движения. Системы отсчёта.

1


Объяснять смысл: механического движения, системы отсчёта; выбирать систему отсчёта (тело отсчёта, систему координат) на плоскости.

Определять механическое движение, понятия: точечное тело, система отсчёта, траектория, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, перемещение и скорость прямолинейного равномерного движения; средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение — для равноускоренного движения.

Объяснять относительность механического движения, использовать принцип независимости движений при сложении движений; использовать закон сложения перемещений и скоростей.

Описывать механическое движение на плоскости в графическом и аналитическом видах.

Решать основную задачу механики: для равномерного прямолинейного движения; для прямолинейного равноускоренного движения.

Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности.

Описывать особенности криволинейного движения на плоскости, поступательного и вращательного движения твёрдого тела; [движение тела, брошенного под углом к горизонту (как совокупность двух независимых движений)].

Определять равномерное движение тела по окружности и его характеристики, понятия: радиус-вектор, угловая скорость, период и частота обращения.

Объяснять смысл закона равномерного движения точечного тела по окружности.

Выполнять экспериментальные исследования прямолинейного равноускоренного движения, равномерного движения по окружности.

Решать физические задачи, используя знание законов: прямолинейного равномерного и равноускоренного движений на плоскости, равномерного движения по окружности, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) и графических зависимостей между ними, выбранных физических моделей, представляя решение в общем виде и/или в числовом выражении

Перемещение. Путь. Скорость.

1


Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Решение задач кинематики прямолинейного равномерного движения по плоскости. Графический и аналитический способы решения.

1


Относительность движения. Сложение движений. Закон сложения перемещений и скоростей.

1


Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение.

1


Решение задач о равноускоренном движении. Графический и аналитический способы решения.

1


Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Ускорение при равномерном движении по окружности.

1


Поступательное и вращательное движения твёрдого тела.

1


Повторение по теме «Кинематика».

1


Фронтальные лабораторные работы

1. Изучение равноускоренного прямолинейного движения.

1


2. Измерение высоты подъёма тела при свободном падении.

1


Контрольная работа № 1

1


Динамика

11



Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. Измерение сил.

1


Объяснять основные свойства явлений: механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность, деформация, трение.

Объяснять смысл физических моделей: материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта.

Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи; объяснять принцип относительности Галилея; описывать отличие инерциальной системы отсчёта от неинерциальной.

Описывать взаимодействие тел, используя физические величины: масса, сила, ускорение; использовать единицы СИ.

Объяснять смысл законов Ньютона, Гука, Амонтона — Кулона, закона всемирного тяготения; решать задачи на их использование.

Проводить прямые и косвенные измерения физических величин: масса, плотность, сила. Оценивать погрешности прямых и косвенных измерений.

Находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.

Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.

Различать силу тяжести и вес тела, силы трения покоя и силы трения скольжения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимость силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры.

Решать физические задачи о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел, в том числе о равномерном движении материальной точки по окружности, о движении планет и искусственных спутников, используя алгоритмы решения задач.

[Приводить примеры практического использования знания законов динамики.]

[Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике.]

Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона.

1


Деформации. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.

1


Решение задач о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел.

2


Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.

1


Закон всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников. Законы Кеплера.

2


Принцип относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта.

1


Повторение по теме «Динамика».

1


Контрольная работа № 2

1


Законы сохранения в механике

6



Импульс. Изменение импульса материальной точки.

1


Описывать механическое движение материальной точки и системы материальных точек, используя для этого знание физических величин: импульс, импульс силы; понятия: центр масс, система тел, внутренние и внешние силы.

Объяснять смысл закона сохранения импульса; объяснять его содержание на уровне взаимосвязи физических величин; объяснять смысл теоремы о движении центра масс системы материальных точек.

Решать задачи с использованием закона сохранения импульса и закона сохранения проекции импульса, теоремы о движении центра масс.

Объяснять понятия: механическая работа (общий случай), кинетическая энергия тела, система тел, потенциальные силы, потенциальная энергия системы тел, внутренние и внешние силы, механическая энергия системы тел, мощность; давать определения данным понятиям; показывать, что работа потенциальной силы по любой замкнутой траектории равна нулю.

Использовать физические величины: механическая работа, кинетическая энергия тела, потенциальная энергия системы тел, механическая энергия — для объяснения изменения механической энергии системы тел, закона сохранения механической энергии, решения задач.

Формулировать законы изменения и сохранения механической энергии; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин.

Решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии

Система тел. Закон сохранения импульса. Центр масс. Теорема о движении центра масс.

1


Механическая работа. Вычисление работы сил. Мощность.

1


Кинетическая энергия.

1


Потенциальная энергия.

1


Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.

1


Статика

4



Твёрдое тело. Равновесие тела. Момент силы. Условие равновесия твёрдого тела. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

1


Объяснять условия равновесия тел, виды равновесия твёрдого тела; описывать передачу давления жидкостями и газами, явления гидростатического и атмосферного давления, плавания тел.

Объяснять смысл физической модели: абсолютно твёрдое тело; физических величин: плечо силы, момент силы, КПД, давление, выталкивающая сила.

Решать задачи на применение условий равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов, законов Паскаля, Архимеда.

Понимать и объяснять смысл «золотого правила механики» и условия его выполнения; объяснять принцип действия простых механизмов; приводить примеры практического использования знаний о законах статики, гидро- и аэростатики.

При повторении материала: решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии.

Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике

Гидростатическое давление. Атмосферное давление. Законы гидро- и аэростатики.

1


Повторение по теме «Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии», «Статика».

1


Контрольная работа № 3

1


Основы МКТ и термодинамики

12



Основные положения МКТ. Характер движения и взаимодействия молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.

1


Объяснять явления теплового движения молекул, броуновского движения, диффузии, смачивания веществ; формулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.

Описывать взаимодействие молекул вещества в различных агрегатных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы вещества.

Давать определения количества вещества, молярной массы, объяснять смысл этих физических величин, их единиц в СИ.

Объяснять физический смысл постоянной Авогадро; решать задачи на определение молярной массы и массы молекул различных веществ, числа молей и числа молекул вещества заданной массы, объёма.

Описывать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы и при теплопередаче.

Определять и объяснять смысл понятий: термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое равновесие, средняя кинетическая энергия теплового движения молекул, температура.

Характеризовать и использовать физические величины: температура, давление, объём, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплоёмкость при изучении свойств тел и тепловых явлений; использовать обозначения физических величин и единицы физических величин в СИ.

Понимать смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики), нулевого закона термодинамики, законов идеального газа, уравнения состояния идеального газа и основного уравнения МКТ; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин.

Проводить прямые измерения физических величин: массы, температуры, давления; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений температуры, массы, плотности.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; анализировать характер зависимости между физическими величинами.

Пользоваться термодинамической шкалой Кельвина, осуществлять перевод значений температуры для шкал Кельвина и Цельсия.

Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче.

Решать задачи на расчёт количеств теплоты при теплообмене.

Объяснять понятие равновесного процесса, модели идеального газа.

Выражать графически зависимость между макропараметрами термодинамической системы для изопроцессов.

Применять первый закон термодинамики к изопроцессам, отвечать на четыре вопроса о состоянии системы в термодинамическом процессе. Решать задачи на законы идеального газа для изопроцессов, объединённый газовый закон, на применение первого закона термодинамики к изотермическому, изохорическому, адиабатическому процессам

Масса молекул. Количество вещества. Молярная масса.


Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

1



Температура и тепловое равновесие.


Количество теплоты. Удельная и молярная теплоёмкость вещества. Решение задач о теплообмене.

1


Законы идеального газа.

1


Объединённый газовый закон. Уравнение состояния идеального газа.

1


Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

1


Температура — мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул. Распределение молекул газа по скоростям.

1


Применение первого закона термодинамики к изобарическому процессу.

1


Применение первого закона термодинамики к изохорическому, изотермическому и адиабатическому процессам.

2


Фронтальные лабораторные работы


3. Оценка размеров молекулы масла.

1


4. Изучение зависимости между давлением и объёмом газа при постоянной температуре.

1


Тепловые машины

2



Преобразование энергии в тепловых машинах. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Цикл Карно.

1


Определять основные части любого теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело).

Объяснять принцип действия тепловых машин, необходимые условия работы теплового двигателя.

Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей.

Объяснять смысл второго закона термодинамики в различных формулировках.

Приводить примеры необратимых процессов, характеризовать переход системы от порядка к хаосу

Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.

1


Агрегатные состояния вещества.
Фазовые переходы

8



Испарение и конденсация. Скорость процесса испарения.

1


Описывать, определять и объяснять с точки зрения молекулярной теории процессы изменения агрегатных состояний вещества: испарения и конденсации, кипения, плавления и кристаллизации.

Давать определения понятиям и физическим величинам: насыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления вещества; трактовать смысл физических величин.

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования.

Описывать структуру твёрдых тел, характеризовать кристаллические тела и их особенности и свойства: анизотропию, полиморфизм, изотропность.

Объяснять графическую зависимость температуры вещества от времени в процессах плавления и кристаллизации.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра.

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ

Насыщенный пар. Влажность воздуха. Измерение влажности.

1


Удельная теплота парообразования. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

1


Структура твёрдых тел. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.

1


Повторение по темам «Основы МКТ и термодинамики», «Тепловые машины», «Агрегатные состояния вещества».

2


Фронтальные лабораторные работы

5. Измерение относительной влажности воздуха.

1

1

Контрольная работа № 4

1

1

Электростатика

9



Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Проводники и диэлектрики. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда.

1


Объяснять электрические свойства веществ, электризацию тел, поляризацию диэлектриков и проводников на основе атомарного строения вещества.

Объяснять смысл физических моделей: положительный и отрицательный электрические заряды, планетарная модель атома, точечный заряд, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле.

Воспроизводить физический смысл и содержание понятия «электрическое поле как вид материи», характеризовать теории близкодействия и дальнодействия.

Понимать смысл законов: сохранения электрического заряда, закона Кулона, принципа суперпозиции (сложения электрических сил); объяснять содержание закона Кулона на уровне взаимосвязи физических величин.

Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, потенциал, диэлектрическая проницаемость, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля.

Решать задачи на использование закона Кулона, определять направление кулоновских сил, работу однородного электрического поля, энергию и заряд конденсатора.

Воспроизводить линии напряжённости электрического поля одного, двух точечных зарядов, двух пластин при объяснении электрических взаимодействий, решении задач.

Характеризовать проводники и диэлектрики, помещённые в однородное электрическое поле, по распределению их зарядов; объяснять процесс поляризации диэлектрика

Закон Кулона. Сложение электрических сил.

1


Дальнодействие и близкодействие. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Силовые линии электрического поля. Однородное электрическое поле.

1


Работа сил электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

1


Проводники в постоянном электрическом поле.

1


Диэлектрики в постоянном электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость.

1


Конденсаторы. Ёмкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора.

1


Повторение по теме «Электростатика».

1


Контрольная работа № 5

1


Резерв времени

4



Итого

68






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!