Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего общего образования по географии. Базовый уровень.
Данная программа «География» для 10 класса разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
Авторская программа Лопатников Д.Л. по географии к УМК « География. Экономическая и социальная география мира» для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Базисный учебный план общеобразовательных программ общеобразовательных учреждений .
Учебный план МБОУ СОШ № 18
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Лопатников Д.Л. « География. Экономическая и социальная география мира» (1 часть), издательство « Мнемозина», 2013 г.
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоить систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методы изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитать патриотизм, толерантность, уважение к другим народам и культурам, бережное отношение к окружающей среде.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами среднего (полного) общего образования предмет «География» в 10 классе изучается в объёме 34 часов (1 час в неделю) и является продолжением курса географии в 9 классе.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Возрастающий интерес к изучению географии можно объяснить несколькими факторами:
география как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;
Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Задачей эстетического воспитания является развитие чуткости к красоте, развитие таких сторон личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир человека. Не менее важная задача - воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально-этического и нравственно-патриотического воспитания учащихся. При изучении географии отдельных стран происходит знакомство с их населением, особенностями материальных, духовных, культурных ценностей, которые отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, скульптура, обряды, нормы поведения, хозяйственная деятельность человека и т.д.).
Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - свидетельство не только незнания и несоблюдения законов природы, но и духовной черствости людей, поэтому экологическое воспитание - важная составляющая в воспитательном процессе. В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Не менее важно, что география включает материалы оценочного характера, что является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентации. Экологическое содержание курса географии располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах по 34 часа: 1 час в неделю. В 10 классе в курсе «Социально-экономическая география мира» изучается I часть «Общая характеристика мира». Но так, как учебный план школы рассчитан на 35 учебные недели, то данная рабочая программа составлена на 35 часа, по 1 часу в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Введение в экономическую и социальную географию мира ( 19 ч.)
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел 2. Регионы и страны мира ( 16 ч.)
Общая характеристика стран Зарубежной Европы. Население. Хозяйство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и отрасли непроизводственной сферы). Особенности расселения и хозяйства. Центральная ось развития. Старопромышленные районы Европы, центральные, столичные, депрессивные, аграрные и районы нового освоения. Экологические проблемы и вопросы охраны окружающей среды. Географический рисунок расселения и хозяйства. Европейская интеграция. Субрегионы Зарубежной Европы. Страны «Большой семёрки». Малые страны Зарубежной Европы и микрогосударства. Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы.
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 10 а классе
№ | Название темы | дата | Примечание |
по плану | по факту |
Введение в экономическую и социальную географию мира |
1 | Что и как изучает экономическая и социальная география мира. | 07.09.15. | | |
Политическая карта мира |
2 | Классификация стран мира. | 14.09.15. | | |
3 | Политико-экономическая типология стран . | 21.09.15. | | |
4 | Изменения в политико-экономической типологии стран на стыке столетий | 28.09.15. | | |
5.6 | Государственное устройство в различных странах. | 05.10.15. | | |
7 | Геополитическая панорама мира. | 12.10.15 19.10.15. | | |
8 | Горячие точки планеты. | 26.10.15. | | |
9 | Практическая работа №1 " Политико-географическое положение одной из стран мира" | 09.11.15. | | |
География населения мира |
10 | Демографические характеристики населения мира | 16.11.15. | | |
11 | Демографические характеристики населения мира. Практическая работа № 2 "Определение особенностей воспроизводства населения в различных регионах мира." | 23.11.15. | | |
12 | Расовый и этнический состав населения мира | 30.11.15. | | |
13 | Религиозный состав населения мира | 07.12.15. | | |
14 | Размещение населения мира. | 14.12.15. | | |
15 | Контрольная работа №1 " География населения мира" | 21.12.15. | | |
16 | Анализ контрольной работы №1 | 28.12.15. | | |
Основы хозяйственной жизни стран мира |
17 | Этапы развития хозяйства. | 18.01.16. | | |
18 | Природные условия и ресурсы экономического развития. Практическая работа №3 " Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран" | 25.01.16. | | |
19 | Трудовые ресурсы экономического развития | 01.02.16. | | |
Регионы и страны мира |
Зарубежная Европа |
20 | Общая характеристика зарубежной Европы | 08.02.16. | | |
21 | Практическая работа № 4 " На контурной карте оометить страны Зарубежной Европы и их столицы, моря и океаны, омывающие берега региона; границы субрегионов" | 15.02.16. | | |
22 | Великобритания. | 22.02.16. | | |
23 | Франция. | 29.02.16. | | |
24 | Германия. | 07.03.16. | | |
25 | Контрольная работа №2 "Общая характеристика Зарубежной Европы" | 14.03.16. | | |
26 | Анализ контрольной работы №2. Практическая работа № 5 " Расчёт сальдо товарооборта между Россией и Германией. | 21.03.16. | | |
27 | Италия. | 04.04.16. | | |
28 | Малые страны и микрогосударства Европы. | 11.04.16. | | |
29 | Страны Восточной Европы. | 18.04.16. | | |
30, 31 | Польша. | 25.04.16. 02.05.16 | | |
32, 33 | Европейский союз. Практическая работа №6 "На контурной карте нанести современные границы Евросоюза" | 09.05.16 16.05.16. | | |
34 | Контрольная работа №3 " Зарубежная Европы" | 23.05.16. | | |
35 | Анализ контрольной работы № 3. Повторение изученного. | 30.05.16. | | |
15