Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего общего образования по географии. Базовый уровень.
Данная программа «География» для 11 класса разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
Авторская программа Лопатников Д.Л. по географии к УМК « География. Экономическая и социальная география мира» для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Базисный учебный план общеобразовательных программ общеобразовательных учреждений .
Учебный план МБОУ СОШ № 18
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Лопатников Д.Л. « География. Экономическая и социальная география мира» (2 часть), издательство « Мнемозина», 2013 г.
Данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоить систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитать патриотизм, толерантность, уважение к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание курса «География мира»дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 34 часа: 1час в неделю. Но так как, учебный план школы рассчитан на 35 учебные недели, то данная рабочая программа рассчитана на 35 часа. В 11 классе в курсе «Экономическая и социальная география мира» изучается II часть «Региональная характеристика мира».
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, в основе которой лежат внутренние и внешние связи. Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, но при этом не дублирует их.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета, курса.
Америка (10 часов).
Америка в экономической и социальной географии мира.Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории и особенности ЭГП. Общая характеристика населения США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль американских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве. Особенности транспортной системы США. Переход к постиндустриальному обществу. Особенности территориальной структуры хозяйства США; региональная политика.
Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры территории и ЭГП. Особенности государственного строя и населения Канады. Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.
Латинская Америка. Общая характеристика стран. Высокая доля стран колониально зависимых. Особенности ЭГП региона и роль главного соседа – США в развитии региона. Население региона; формирование особого латиноамериканского этноса. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.Общая характеристика хозяйства Латинской Америки. Природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика. Экологические проблемы региона и природоохранная политика. Участие стран Латинской Америки в мировых интеграционных процессах. Бразилия.Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXIв, вхождение в группу стран БРИКС. Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы. Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные новостройки.
Австралия и Океания ( 5 ч)
Океания как особый историко-географический регион. Субрегионы Океании: Полинезия, Меланезия, Микронезия. Особенности ЭГП, населения и хозяйства стран. Колониальное прошлое и настоящее. Офшорные зоны Океании.
Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. Общая экономико-географическая характеристика страны. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации. Внутренние различия и особенности ТСХ. Сравнительная характеристика Австралии и Канады в процессе выполнения практической работы.
Зарубежная Азият ( 7ч)
Общая характеристика. Зарубежная Азия как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП. Субрегионы Азии. Общая характеристика население зарубежной Азии.Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических культур, пастбищного животноводства. Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии.
Япония.Территория Японии, её границы и ЭГП, характеристика населения. Понятие о мегаполисе Токайдо. Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна. Промышленность – этапы развития. Этап ориентации на наукоёмкие отрасли. Главные промышленные центры Японии и их специализация. Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение рыболовства. Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних экономических связей.
Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.
Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна древней культуры. Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни. Промышленность Китая. Сельское хозяйство Китая. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры. Транспорт Китая. Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой экономикой.
Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Индия в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. Население. Хозяйство. Индия как страна контрастов. Промышленность Индии: особенности её отраслевой структуры и географии. Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелёной революции». Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом. Зарождение первых трёх мегалополисов Индии.
Африка (2 часа).
Общая экономико-географическая характеристика стран. Население и хозяйство Африки. Колониальное прошлое и его наследие. Межрегиональные этнические конфликты. Экологические проблемы африканского региона. Опустынивание и борьба с засухой. Колониальный тип отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Понятие о монокультуре. Место региона в международном разделении труда. Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР.
Мировое хозяйство ( 9 ч )
Научно - техническая революция. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Воздействие НТР на мировое хозяйство.Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование. География важнейших отраслей. География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии. Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы. Промышленные районы мира. География транспорта. Мировая транспортная система.
Календарно-тематическое планирование в 11 а классе
№ | Название темы | дата | Примечание |
по плану | по факту |
Регионы и страны мира |
Америка |
1 | Общая характеристика стран Северной Америки. | 07.09.15. | | |
2 | США. | 14.09.15. | | |
3 | США. | 21.09.15. | | |
4 | Канада. | 28.09.15. | | |
5,6 | Страны Латинской Америки. | 05.10.15. 12.10.15 | | |
7 | Мексика.Бразилия.Аргентина: латиноамериканский путь развития. | 19.10.15. | | |
8 | Пробный ЕГЭ. | 26.10.15. | | |
9 | Анализ пробного ЕГЭ. Страны Центральной Амеики и Вест-Индии. | 09.11.15. | | |
10 | Андские страны. Практическая работа №1 " Сравнительно-экономическая характеристика трёх стран" | 16.11.15. | | |
Австралия и Океания |
11 | Австралийский Союз. | 23.11.15. | | |
12 | Океания. | 30.11.15. | | |
13 | Практическая работа №2 " Оценка экономико-географического положения одной из стран Океании." | 07.12.15. | | |
14 | Пробный ЕГЭ. | 14.12.15. | | |
15 | Анализ пробного ЕГЭ. | 21.12.15. | | |
Зарубежная Азия |
16 | Общая характеристика стран Зарубежной Азии. | 28.12.15. | | |
17 | Восточная Азия. Япония. Практическая работа №3 " На контурной карте обозначить границы Японии, ведущие промышленные центры и выделение цветом их специализации." | 18.01.16. | | |
18 | Китай. | 25.01.16. | | |
19 | Южная Азия. Индия. | 01.02.16. | | |
20 | Страны Юго-Восточной Азии. | 08.02.16. | | |
21 | Пробный ЕГЭ. | 15.02.16. | | |
22 | Анализ пробного ЕГЭ. | 22.02.16. | | |
Африка |
23 | Страны Африки. | 29.02.16. | | |
24 | Практическая работа №4 " Экономико-географическая характеристика одной из стран Африки" | 07.03.16. | | |
Мировое хозяйство |
25 | Становление и современная структура мирового хозяйства. | 14.03.16. | | |
26 | Практическая работа № 5 " На контурной карте отметьте разным цветом главные страны Центра и Полуперифирии мирового хозяйства" | 21.03.16. | | |
27 | Мировой транспорт. | 04.04.16. | | |
28 | Международная торговля. Практическая работа №6 " Виды услуг, реализуемых на мировом рынке" | 11.04.16. | | |
30 | Пробный ЕГЭ. | 18.04.16. | | |
31 | Анализ пробного ЕГЭ. | 25.04.16. | | |
32 | Мировой рынок услуг. | 02.05.16. | | |
33 | Россия в Мировой Экономической системе. | 09.05.16 16.05.16. | | |
34 | Итоговый контрольный срез. | 23.05.16. | | |
15