№ | Дата | Тема урока | Цели и задачи | Средства обучения | Планируемые результаты | Формы и методы обучения | Основные понятия и термины |
План | Фактическая |
Введение 2ч. |
1. | | | Структура курса, его содержание, формы и виды самостоятельных и творческих работ. | Создать условия для ознакомления уч-ся со структурой изучаемого курса и его содержанием. | Учебники, атласы, контурные карты. | Знать структуру курса и его содержание. Уметь объяснять значение изучения краеведения. | Лекция с элементами беседы. | Краеведение. |
2. | | | Оценка физико-географического положения по картам и типовому плану. | Способствовать развитию знаний о физико-географическом положении области. Выяснить значение влияния географического положения на развитие нашего края. | Карта России. Карта Ульяновской области. | Знать план описания физико-географического положения региона, уметь его применять на практике. | Практическая работа №1 «Оценка физико-географического положения по картам и типовому плану». | Физико-географическое положение. |
Население области и своего края. 5 ч. |
3. | | | Численность населения Ульяновской области (города, своего населённого пункта), её динамика. | Содействовать формированию знаний о численности населения Ульяновской области и её динамике. Создать условия для изучения своего посёлка. | Карта Ульяновской области, контурные карты, карандаши. | Знать динамику численности населения области и своего посёлка. Уметь работать с картами и статистическим материалом. | Лекция. Самостоятельная работа учащихся с картами. | Динамика численности. Движение населения. |
4. | | | Трудовые ресурсы. Города и посёлки городского типа, история города. | Содействовать формированию знаний о типах населённых пунктов. Организовать деятельность учащихся по изучению истории города Симбирска и своего населённого пункта. Научить анализировать состав трудовых ресурсов. | Карта Ульяновской области. | Знать понятие «трудовые ресурсы», различия населённых пунктов, историю Симбирска и своего посёлка. Уметь анализировать состав трудовых ресурсов. | Лекция. Работа с картой. | Трудовые ресурсы. Город. Посёлок городского типа. |
5. | | | Определение обеспеченности трудовыми ресурсами. | Содействовать развитию знаний о факторах, влияющих на обеспеченность трудовыми ресурсами. | Карта ульяновской области. | Знать понятие «обеспеченность трудовыми ресурсами». Уметь объяснять причины, влияющие на наличие трудовых ресурсов. | Лекция. Самостоятельная работа учащихся. | Рынок труда. |
6. | | | Демографические и этнологические проблемы населённых пунктов. | Создать условия для выяснения проблем, связанных с демографией и этнологией. Организовать деятельность учащихся по решению данных проблем. | Карта Ульяновской области. | Знать проблемы населённых пунктов и уметь их характеризовать. | Практическая работа №2 «Нанесение на контурную карту области наиболее густо населённых районов. | Демографические проблемы. |
7. | | | Составление физико-географической характеристики города (по выбору) по плану. Презентация «Мой город (посёлок) самый лучший». | Создать условия для выполнения практической работы. Обеспечить показ презентаций учащихся. | Карты. Мультимедиа. | Знать план составления физико-географической характеристики города и уметь его применять в практической деятельности. | Практическая работа №3 «Составление физико-географической характеристики города (по выбору) по плану». | Физико-географическое положение объекта. |
Этнография области и своего района. 10 ч. |
8. | | | История заселения края: древнемордовские племена, финноугорские племена, булгарские племена, кыпчатские и славянские племена. | Содействовать развитию знаний учащихся об истории заселения края. Организовать деятельность учащихся для изучения древних племён народов, населяющих территорию нашего края в прошлом. | Карта России. Карта Ульяновской области. | Знать историю заселения края и особенность жизни и быта древних племён. Уметь характеризовать особенности древних племён, проживающих на территории края в прошлом. | Лекция, работа с картами. | Этнография, племена. Расселение племён. |
9. | | | Обозначение на контурной карте области и своего района расселения русских, татар, чувашей, мордвы. | Создать условия для изучения размещения отдельных групп народов по территории края, отметить причины, влияющие на такое размещение. | Карта Ульяновской области. Контурные карты, карандаши. | Знать особенности размещения народов Поволжья. Уметь работать с тематическими картами. | Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте области и своего района расселения русских, татар, чувашей и мордвы». | Размещение населения. Формы заселения. |
10. | | | Основные этнографические группы. Мордва. Краткая антропологическая характеристика. | Способствовать формированию знаний об особенностях этнографических групп. Создать условия для составления учащимися антропологической характеристики. | Рисунки. Мультимедиа. | Знать этнографические группы народов, проживающих на территории края. Уметь давать им антропологическую характеристику. | Лекция. Самостоятельная работа учащихся. | Этнографическая группа. Антропологическая характеристика. |
11. | | | Этнографические группы. Чуваши. | Содействовать развитию знаний уч-ся об этнографических группах. Сформировать характеристику чувашей. | | Знать особенности быта, традиций и обычаев чувашей. Уметь приводить примеры. | Лекция. Доклады учащихся. | Традиции, обычаи, обряды. |
12. | | | Этнографические группы. Татары. | Содействовать дальнейшему развитию знаний уч-ся об этнографических группах. Сформировать характеристику татар. | Мультимедиа. | Знать особенности быта, традиций и обычаев татар. Уметь приводить примеры. | Лекция. Доклады учащихся. | Традиции, обычаи, обряды. |
13. | | | Этнографические группы. Русские. | Содействовать дальнейшему развитию знаний уч-ся об этнографических группах. Сформировать характеристику русских. | Мультимедиа. | Знать особенности быта, традиций и обычаев русских. | Лекция. Доклады учащихся. | Традиции, обычаи, обряды. |
14. | | | История своей семьи. Составление схемы: «Моя родословная». | Подвести к мысли о важности знаний истории своей семьи. Способствовать формированию умений составлять схему родословной. | План-схема на доске. | Знать краткую историю своей семьи. Уметь составлять простейшую схему родословной. | Беседа с учащимися. Практическая работа №5 «Моя родословная». | Родословная. Традиции семьи. |
15. | | | Народы своего района. | Создать условия для изучения народов, проживающих на территории своего района, их размещению и занятиях. | Карта Ульяновской области. | Знать народы, населяющие свой район, особенности их размещения, жизни и быта. | Лекция. Беседа с учащимися. | Долинно-овражное заселение. |
16. | | | Кустарные промыслы населения. Обычаи, традиции народов. | Организовать деятельность учащихся по изучению кустарниковых промыслов населения, обычаев и традиций народов края. | Мультимедиа. | Знать традиционные занятия отдельных народов. Уметь объяснять занятость отдельными кустарными промыслами. | Лекция. Сообщения учащихся. | Кустарные промыслы, шорники, бондари, гончары, кузнецы. |
17. | | | Экскурсия в местный краеведческий музей. | Создать условия для закрепления знаний уч-ся о народах, проживающих на территории нашего края, их обычаях и традициях. | | Знать названия этнографических групп и их особенности. Уметь давать характеристику отдельным народам Поволжья. | Экскурсия в школьный краеведческий музей. | |
География населённого пункта 5 ч. |
18. | | | Архитектура и градостроительство своего населённого пункта. | Содействовать развитию знаний об особенностях архитектурны своего населённого пункта. | План-схема посёлка. | Знать особенности архитектуры города и села. Уметь характеризовать архитектурные особенности разных населённых пунктов. | Лекция. | Линейная застройка. Градостроительство. |
19. | | | Мой населённый пункт – это рекреационный объект. | Способствовать развитию знаний уч-ся о рекреационных ресурсах и их влиянии на жизнь людей. Выяснить, какими рекреационными данными обладает свой населённый пункт и каким образом можно использовать. | | Знать какими видами рекреационных ресурсов богат свой населённый пункт. Уметь анализировать и делать выводы. | Лекция с элементами беседы. | Рекреационные ресурсы и объекты. |
20. | | | Экскурсия в местный краеведческий музей. | Создать условия для дальнейшего формирования знаний об архитектуре и градостроительстве. | | Знать особенности архитектуры своего посёлка и уметь их объяснять. | Экскурсия в музей. | Архитектура. Градостроительство. |
21. | | | Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности. | Помочь уч-ся в проведении оценки потенциала своего посёлка для туристско- рекреационной деятельности. | | Знать значение рекреационных ресурсов. Уметь давать им оценку и показывать их значимость. | Лекция с элементами беседы. | Рекреационная деятельность. |
22. | | | Практическая работа: «Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности». | Создать условия для проведения учащимися оценки потенциала своего населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности. | | Знать виды рекреационных ресурсов своей местности. Уметь анализировать полученные результаты. | Практическая работа №6. «Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности. | Рекреационные ресурсы. |
Качество жизни населения своего района. 10 ч. |
23. | | | Понятие о качестве жизни населения. Региональная демографическая ситуация как основной критерий качества жизни. | Содействовать формированию знаний уч-ся о качестве жизни населения. Подвести к выводу, что основной критерий качества жизни – это демографическая ситуация. | | Знать понятие «Качество жизни» и причины, влияющие на него. Уметь характеризовать основные критерии качества жизни. | Лекция с элементами беседы. | Качество жизни. Критерии качества жизни. |
24. | | | Возрастная структура населения. Брачное состояние. Демографические показатели качества жизни изучаемого района. | Способствовать развитию знаний о возрастной структуре населения. Создать условия для выявления основных показателей качества жизни населения. | | Знать особенности возрастной структуры населения своего района. Уметь работать со статистическим материалом. | Лекция. Практическая работа № 7 «Определение демографических показателей качества жизни». | Возрастная структура. Брачный возраст. |
25. | | | Демографические проблемы изучаемого района. | Содействовать формированию знаний о демографических проблемах района и мерах по их решению. | | Знать основные демографические проблемы своего района. Уметь называть меры по решению данных проблем. | Лекция с элементами беседы. | Демографические проблемы. Высокая смертность. |
26. | | | Социальная инфраструктура и сервис как показатели культурной составляющей качества жизни населения. | Способствовать развитию знаний об инфраструктуре и сервисе. Подвести уч-ся к выводу о большой роли развитой инфраструктуре. | | Знать понятие «социальная инфраструктура» и её влияние на жизни населения. Уметь приводить примеры сервиса. | Лекция с элементами беседы. | Инфраструктура, сервис. Коммуникации, связь. |
27. | | | Культурный уровень жизни населения изученного района. | Создать условия для ознакомления с культурным уровнем жизни населения своего района. Выяснить критерии культурного образа жизни. | | Знать основные критерии культурного образа жизни. Уметь характеризовать культурный уровень жизни, приводить примеры. | Практическая работа №8 «Анализ городских и сельских поселений». | Культура, искусство, живопись, поэзия. |
28. | | | Определение социально-экономических критериев качества жизни. | Формировать знания уч-ся о социальных и экономических критериях качества жизни населения. | | Знать социальные и экономические критерии качества жизни, уметь их характеризовать и анализировать. | Практическая работа № 9 «Определение социально-экономических критериев качества жизни». | Социальные и экономические критерии качества жизни. |
29. | | | Медицинские критерии качества жизни населения района. | Подвести к выводу о большой значимости медицины для качества жизни населения. | | Знать медицинские критерии качества жизни и уметь объяснять их роль. | Практическая работа № 10 «Определение медицинских критериев качества жизни». | Медицина и здравоохранение. |
30. | | | Экологические критерии качества жизни населения изучаемого района. | Создать условия для изучения экологических критериев качества жизни населения своего района. | | Знать экологические критерии качества жизни и уметь давать им характеристику. | Практическая работа №11 !Определение экологических критериев качества жизни». | Экологическая обстановка. Загрязнители окруж. Среды. |
31. | | | Экология города и посёлка. | Содействовать дальнейшему развитию знаний об экологической обстановке города и своего посёлка. Изучить экологические проблемы населённых пунктов и предложить пути их решения. | План-карта г. Ульяновска. План-схема посёлка. | Знать экологические проблемы города и своего посёлка, уметь их характеризовать и называть меры по их решению. | Лекция. Сообщения учащихся. | Экологические проблемы. Охрана окруж. среды |
32. | | | Составление базы данных об объектах социальной инфраструктуры и сервиса изучаемого населённого пункта. | Создать условия для уч-ся по составлению базы данных об объектах социальной инфраструктуры и сервиса района и посёлка. | | Знать важнейшие объекты социальной инфраструктуры и сервиса и уметь характеризовать их применительно к своему району и посёлку. | Самостоятельная работа учащихся. | Инфраструктура, сервис. |
Обобщающее повторение 2ч. |
33. | | | Обобщение по теме: «Население области и своего края». | Обобщить и закрепить знания о народах области и его размещении, о занятиях и традициях. | Карта Ульяновской области. | Знать основные понятия темы. Уметь анализировать и делать выводы. | Работа в группах. Сообщения уч-ся. | Традиции. оБычаи. Этносы. |
34. | | | Обобщение по теме: «География населённого пункта». | Обобщить и закрепить знания о географии своего населён. Пункта, его проблемах. | | Знать особенности своего населённого пункта, его проблемы и пути их решения. | Работа в группах. | |
№ | Дата | Тема урока | Цели и задачи | Оборудование | Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки. | Формы и методы обучения | Основные понятия и термины |
План | Фактически |
Общий обзор 4 ч. |
1. | | | Введение. | Содействовать ознакомлению учащихся со структурой курса, его содержанием. | Карта России. | Знать структуру курса и его задачи. Уметь характеризовать содержание изученного курса. | Лекция. | Краеведение. |
2. | | | Географическое положение. | Способствовать усвоению знаний учащихся о географическом положении Ульяновской области. | Карта России. Карта области. | Знать особенности географического положения области. Уметь характеризовать географическое положение. | Лекция. | Географическое положение. |
3. | | | Практическая работа № 1. Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану. | Создать условия для уч-ся по составлению оценки физико-географического положения нашего края. | Карта России. Атласы. | Знать план характеристики ЭГП области и уметь его применять в практической деятельности. | Практическая работа №1. | Физико-географическое положение; экономическое положение. |
4. | | | Географы-исследователи. Симбиряне – путешественники. | Содействовать развитию знаний об исследователях и путешественниках, Родиной которых является Симбирский край. Ознакомиться с открытиями путешественников. | Мультимедиа. | Знать имена Симбирян – исследователей и путешественников. Уметь называть и отмечать их заслуги. | Выступления уч-ся. Доклады. | |
Природа Ульяновской области: географическое строение, рельеф, полезные ископаемые. 7 ч. |
5. | | | Экскурсия – практикум: Экскурсия в краеведческий музей. | Способствовать развитию знаний о природе родного края, её особенностях: редких растениях и животных; об уникальных природных объектах. | | Знать особенности природы области. Уметь называть уникальные природные объекты своего края. | Экскурсия в местный краеведческий музей. | Флора, фауна, ландшафты. |
6. | | | Геологическое строение. | Содействовать развитию знаний о геологическом строении области. Создать условия для ознакомления с общей стратиграфической схемой и геологическим разделом. | Карта Ульяновской области. Рисунки учебника. | Знать характерные черты геологического строения области. Уметь объяснять особенности геологического строения. | Лекция. Работа с текстом учебника. | Геология. Контрольные отложения, морские отложения. |
7. | | | Рельеф и хозяйственная деятельность человека. | Содействовать развитию знаний учащихся о строении рельефа области; выяснить причины разнообразия форм рельефа и влияние на него человеческой деятельности. | Карта Ульяновской области. Рисунки. | Знать особенности рельефа области, формы рельефа; уметь объяснять причины разнообразия рельефа, приводить примеры искусственных форм рельефа. | Работа с картами и текстом учебника. | Водоразделы. Речные долины. Речные террасы. Оползни. Суффозия. Карьеры. Курганы. |
8. | | | Рельеф и промышленные ландшафты. Практическая раб. № 2: Описание геологического обнажения. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальнных комплексов и местонахождений полезных ископаемых. | Создать условия для дальнейшего изучения рельефа. Содействовать формированию знаний о промышленных ландшафтах и причинах их возникновения. Изучить местонахождения полезных ископаемых и проблем, связанных с добычей сырья. | Карта Ульяновской области. | Знать особенности размещения промышленных ландшафтов и крупных месторождений полезных ископаемых. Уметь работать с картами. | Практическая работа № 2. | Промышленные ландшафты. Карьеры, отвалы. |
9. | | | Рельеф. Практическая работа № 3. Характеристика рельефа по карте и типовым планам. | Создать условия для выполнения практической работы. Закрепить умения и навыки по работе с картами. | Карты, атласы. Карандаши. | Знать размещение крупных форм рельефа на территории области. Уметь находить их на карте. Уметь использовать типовой план характеристики рельефа. | Практическая работа № 3. | Рельеф, формы рельефа. |
10. | | | Рельеф и полезные ископаемые. Практикум- творческая работа: Составление коллекции полезных ископаемых. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса. | Создать условия для дальнейшего изучения рельефа и полезных ископаемых своего края. Помочь учащимся в составлении проекта. | | Знать названия полезных ископаемых края и способы их добычи и использования. Уметь составлять типовой проект рекультивации нарушенной территории. | Практическая работа. | Карьеры. Пустоши. Отвалы. |
11. | | | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Практическая раб. № 4. Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. | Создать условия для усвоения и закрепления изученного материала. Закрепить умения и навыки работать с картами и текстом учебника. | Карты. Схемы. | Знать основные понятия темы, уметь устанавливать связи, делать выводы. | Практическая работа № 4. | Геология, тектоника, рельеф, горные породы. Минеральные ресурысы. |
Климат 5 ч. |
12. | | | Климатообразующие факторы. | Содействовать развитию знаний о климатообразующих факторах на территории области. | Карта России. | Знать факторы, влияющие на климат Ульяновской области. Уметь характеризовать климатообразующие факторы. | Лекция с элементами беседы. Работа с картами. | Климат. Западный перенос ветра. Циклоны, антициклоны. |
13. | | | Климат. Практическая работа № 5. Характеристика климата по сезонам года. | Создать условия для дальнейшего изучения климата своего края. Помочь уч-ся составить характеристику климата по сезонам года. | Карта Ульяновской области. | Знать особенности темпераментного режима и характера осадков по сезонам года. Уметь объяснять особенности климата сезонов года. | Практическая работа №5. | Годовой и суточный ход температуры. Коэффициент увлажнения. Засухи. Суховеи. |
14. | | | Климат. Практическая работа № 6. Характеристика климата по типовым картам. Составление климатических диаграмм. | Продолжить развивать знания уч-ся о климате своей области. Закрепить умения и навыки уч-ся работать с типовыми картами и составить диаграмм. | Карта России и Ульяновской области. | Знать особенности климата области. Уметь использовать план характеристики климата. Научиться составлять климатические диаграммы. | Практическая работа № 6. | Климатическая диаграмма. Роза ветров. |
15. | | | Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 7. Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности. | Содействовать развитию знаний об агроклиматических ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. | Карта Ульяновской области. | Знать понятие «агроклиматические ресурсы». Уметь проводить хозяйственную и рекреационную оценку климата местности. | Практическая работа № 7. | Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. |
16. | | | Экскурсия –практикум: Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска». | Создать условия для формирования знаний о роли метеорологических станций. | Мультимедиа. | Знать устройство метеостанций и их роль в изучении климата. | Доклады учащихся. | Метеорологическая станция. |
Внутренние воды 6 ч. |
17. | | | Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование. Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте водных объектов. | Карта Ульяновской области. Контурные карты. | Знать особенности поверхностных вод области, уметь их находить на карте и называть примеры использования в хозяйстве. Продолжить формировать умения и навыки уч-ся работать с картами. | Знать особенности поверхностных вод области, уметь их находить на карте и называть примеры использования поверхностных вод в хозяйстве. | Практическая работа № 8. | Река, ручей, приток, озеро, болото, пруды, водохранилище. |
18. | | | Практическая работа № 9.Характеристика реки по типовому плану и картам. | Создать условия для выполнения практической работы по составлению характеристики реки. | Карта Ульяновской области. | Знать план характеристики реки и уметь применять его в практической деятельности. | Практическая работа № 9. | Исток, устье, приток, бассейн реки, речная долина. |
| | | | | | | | |
19. | | | Озёра Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилище. | Создать условия для изучения внутренних вод области. Сформировать особенные черты озёр, прудов края, показать их возможное использование. | Мультимедиа. | Знать крупные озёра области, их отличительные черты; уметь характеризовать водные объекты. | Доклады и рельефы. Презентации. Семинар. | |
20. | | | Родники, целебные источники. | Содействовать развитию знаний о родниках и целебных источниках своего края. | Мультимедиа. | Знать условия образования родников, особенности их размещения; уметь характеризовать минеральные источники. | Семинар. Презентации. | Родник. Минеральный источник. |
21. | | | Экскурсия – практикум: Экскурсия на бальнеологический источник. | Создать условия для дальнейшего формирования знаний о пресных водах края. Изучить наиболее значимые родники своей местности. | Фотоаппараты, блокноты, карандаши. | Знать местонахождения наиболее крупных родников посёлка и его окружения. Уметь объяснять причины их размещения. | Экскурсия. | Целебные воды. |
22. | | | Охрана внутренних вод. | Содействовать формированию умений и навыков по составлению проекта. Создать условия для изучения водоохранных мероприятий в своей местности. | Мультимедиа. | Знать проблемы внутренних вод области и их экологическое состояние. Уметь составлять мини-проекты по охране окружающей среды. | Семинар. Презентации. | Загрязняющие вещества. Мониторинг. |
Почвы 2 ч. |
23. | | | Почвенный покров. Экскурсия – практикум: Характеристика основных типов почв. | Содействовать развитию знаний о почвах и их типах на территории своего края. Создать условия для ознакомления с основными типами почв своей местности. | Блокноты, карандаши, коробочки для образцов почв. | Знать условия формирования почв, основные типы почв и их особенности. Уметь характеризовать типы почв и давать им оценку. | Экскурсия. | Почва. Почвоведение. Плодородие. Типы почвы. Гумус. Почвенный разрез. |
24. | | | Охрана почв области. Экскурсия – практикум: Составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности. | Способствовать формированию знаний уч-ся об экономическом состоянии почв своей местности. Помочь найти пути решения проблемы снижения плодородия почв; назвать меры по улучшению качества почв в области. | Мультимедиа. | Знать причины снижения плодородия почв; уметь находить пути решения проблем, связанных с ухудшением качества почв области. | Практическая работа. Защита проекта. | Мелиорация. Эрозия почв. Рекультивация. Рациональное использование. Севооборот. Безотвальная обработка почвы. |
Природные комплексы 10 ч. |
25. | | | Природные комплексы Ульяновской области. Экскурсия – практикум: характеристика природных комплексов. | Содействовать формированию знаний о природных комплексах и их составе. Создать условия для изучения ПК своей местности. | Фотоаппараты, блокноты и карандаши. | Знать структуру природного комплекса. Уметь называть и характеризовать ПК своей местности. | Экскурсия. | Природный комплекс |
26. | | | Растительный мир Ульяновской области. Типичные представители. | Способствовать формированию знаний о растительном мире Ульяновской области и его типичных представителях. | Атласы-определители растений. Гербарии. | Знать особенности растительного мира области и его типичных представителей. Уметь объяснять разнообразие флоры области, называть её представителей. | Лекция с элементами беседы. | Флора. Растительное сообщество. Реликты, эндемики. |
27. | | | Антропогенные ландшафты. Экскурсия – практикум: Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов. Сопоставление описания лесного антропогенного ландшафта. | Создать условия для изучения антропогенных лесных ландшафтов, охарактеризовать их типы. Помочь уч-ся в описании лесного антропогенного ландшафта. | Атласы-определители растений. Блокноты, карандаши, фотоаппараты. | Знать типы антропогенных лесных ландшафтов и их особенности. Уметь составлять описание лесных ландшафтов. | Экскурсия. | Ландшафты. |
28. | | | Сельскохозяйственные ландшафты. | Содействовать формированию знаний уч-ся о сельскохозяйственных ландшафтах и их особенностях. Рассмотреть типы сельскохозяйственных ландшафтов. | | Знать понятие: «сельскохозяйственный ландшафт». Уметь называть его особенности и отличительные черты от естественных ландшафтов. | Лекция с элементами беседы. | Сельскохозяйственный ландшафт. Пашня, пастбище, сенокосы, поля.сады. |
29. | | | Полевой и садовый типы сельскохозяйственных ландшафтов. Экскурсия – практикум: Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственных ландшафтов. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов. | Создать условия для изучения типов с/х ландшафтов. Выяснить отличительные черты и особенности полей и садов; показать их роль и значимость в народном хозяйстве. | Фотоаппараты, блокноты, карандаши. Атласы-определители растений. | Знать типы с/х ландшафтов и их особенности; уметь характеризовать и описывать полевые и садовые с/х ландшафты. | Экскурсия. Работа в группах. | Поля, сады, севооборот. Пропашные культуры. Сорные растения. |
30. | | | Лугово-пастбищный тип сельскохозяйственного ландшафта. Экскурсия-практикум: Составление описания лугового пастбищного типа сельскохозяйственного ландшафта. | Содействовать формированию знаний об особенностях лугово-пастбищном типе с/х ландшафта. Помочь составить описание лугов и пастбищ своей местности. | Фотоаппараты, блокноты, карандаши. Атласы-определители растений. | Знать особенности лугово-пастбищных с/х ландшафтов, их расположение. Уметь характеризовать и проводить описание лугов и пастбищ своей местности. | Экскурсия. Работа в группах. | Луга, пастбища, луговые сообщества, ядовитые растения. |
31. | | | Животный мир Ульяновской области. Типичные представители. | Способствовать развитию знаний учащихся о животном мире области и его типичных представителях. | Карта Ульяновской области. Мультимедиа. | Знать характерные особенности фауны Ульяновской области. Уметь называть типичных представителей животного мира и черты их приспособленности. | Лекция. Сообщения учащихся. | Редкие виды. Космополиты. Приспособленность животных к среде. |
32. | | | Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. | Создать условия для изучения особо охраняемых природных территорий области. Подвести к выводу о необходимости охраны природы. Прививать любовь к природе и родному краю. | Мультимедиа. | Знать понятия: «охрана природы», «правовые основы охраны природы». Уметь называть наиболее значимые охраняемые территории области и давать им характеристику. | Семинар. Доклады учащихся. | Охрана природы. Памятники природы. Заказники. Природоохранная деятельность. |
33. | | | Памятники природы: экскурсия-практикум. Составление паспорта – описания памятника природы. | Создать условия для изучения природы на территории своего края. Помочь учащимся в составлении паспорта-описания памятника природы. Нацеливать уч-ся на необходимость бережного отношения к природе. | Фотоаппараты, блокноты. Атласы – определители растений. | Знать понятие: «Памятник природы». Его особенности; уметь называть памятники природы своей местности и природоохранительную деятельность, проводимую на их территории. | Экскурсия. Работа в группах. | Памятники природы. |
34. | | | Обобщение повторение. Конференция: «Край, в котором я живу». | Обобщить материал по теме: «Мой родной край». Подвести итоги по изучению природы Ульяновской области. Прививать любовь к родному краю. | Мультимедиа. | Знать особенности природы Ульяновской области. Уметь анализировать, делать выводы, подводить итоги. | Конференция. Доклады учащихся. | |