СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарный план по географическому краеведению

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарный план по географическому краеведению составлен в соответствии с требованиями к календарно-тематическиму планированию. Он чётко разработан и собержит основные разделы: дата урока, содержание, тема, № урока, требования к ЗУН учащихся, интернет ресурсы и оборудование урока. Надеюсь. что план будет полезан моим коллегам.

Просмотр содержимого документа
«календарный план по географическому краеведению»

Календарно-тематическое планирование по географическому краеведению 7 класс


Дата

Тема урока

Цели и задачи

Средства обучения

Планируемые результаты

Формы и методы обучения

Основные понятия и термины

План

Фактическая

Введение 2ч.

1.



Структура курса, его содержание, формы и виды самостоятельных и творческих работ.

Создать условия для ознакомления уч-ся со структурой изучаемого курса и его содержанием.

Учебники, атласы, контурные карты.

Знать структуру курса и его содержание. Уметь объяснять значение изучения краеведения.

Лекция с элементами беседы.

Краеведение.

2.



Оценка физико-географического положения по картам и типовому плану.

Способствовать развитию знаний о физико-географическом положении области. Выяснить значение влияния географического положения на развитие нашего края.

Карта России. Карта Ульяновской области.

Знать план описания физико-географического положения региона, уметь его применять на практике.

Практическая работа №1 «Оценка физико-географического положения по картам и типовому плану».

Физико-географическое положение.

Население области и своего края. 5 ч.

3.



Численность населения Ульяновской области (города, своего населённого пункта), её динамика.

Содействовать формированию знаний о численности населения Ульяновской области и её динамике. Создать условия для изучения своего посёлка.

Карта Ульяновской области, контурные карты, карандаши.

Знать динамику численности населения области и своего посёлка. Уметь работать с картами и статистическим материалом.

Лекция. Самостоятельная работа учащихся с картами.

Динамика численности. Движение населения.

4.



Трудовые ресурсы. Города и посёлки городского типа, история города.

Содействовать формированию знаний о типах населённых пунктов. Организовать деятельность учащихся по изучению истории города Симбирска и своего населённого пункта. Научить анализировать состав трудовых ресурсов.

Карта Ульяновской области.

Знать понятие «трудовые ресурсы», различия населённых пунктов, историю Симбирска и своего посёлка. Уметь анализировать состав трудовых ресурсов.

Лекция. Работа с картой.

Трудовые ресурсы. Город. Посёлок городского типа.

5.



Определение обеспеченности трудовыми ресурсами.

Содействовать развитию знаний о факторах, влияющих на обеспеченность трудовыми ресурсами.

Карта ульяновской области.

Знать понятие «обеспеченность трудовыми ресурсами». Уметь объяснять причины, влияющие на наличие трудовых ресурсов.

Лекция. Самостоятельная работа учащихся.

Рынок труда.

6.



Демографические и этнологические проблемы населённых пунктов.

Создать условия для выяснения проблем, связанных с демографией и этнологией. Организовать деятельность учащихся по решению данных проблем.

Карта Ульяновской области.

Знать проблемы населённых пунктов и уметь их характеризовать.

Практическая работа №2 «Нанесение на контурную карту области наиболее густо населённых районов.

Демографические проблемы.

7.



Составление физико-географической характеристики города (по выбору) по плану. Презентация «Мой город (посёлок) самый лучший».



Создать условия для выполнения практической работы. Обеспечить показ презентаций учащихся.

Карты. Мультимедиа.

Знать план составления физико-географической характеристики города и уметь его применять в практической деятельности.

Практическая работа №3 «Составление физико-географической характеристики города (по выбору) по плану».

Физико-географическое положение объекта.

Этнография области и своего района. 10 ч.

8.



История заселения края: древнемордовские племена, финноугорские племена, булгарские племена, кыпчатские и славянские племена.

Содействовать развитию знаний учащихся об истории заселения края. Организовать деятельность учащихся для изучения древних племён народов, населяющих территорию нашего края в прошлом.

Карта России. Карта Ульяновской области.

Знать историю заселения края и особенность жизни и быта древних племён. Уметь характеризовать особенности древних племён, проживающих на территории края в прошлом.

Лекция, работа с картами.

Этнография, племена. Расселение племён.

9.



Обозначение на контурной карте области и своего района расселения русских, татар, чувашей, мордвы.

Создать условия для изучения размещения отдельных групп народов по территории края, отметить причины, влияющие на такое размещение.

Карта Ульяновской области. Контурные карты, карандаши.

Знать особенности размещения народов Поволжья. Уметь работать с тематическими картами.

Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте области и своего района расселения русских, татар, чувашей и мордвы».

Размещение населения. Формы заселения.

10.



Основные этнографические группы. Мордва. Краткая антропологическая характеристика.

Способствовать формированию знаний об особенностях этнографических групп. Создать условия для составления учащимися антропологической характеристики.

Рисунки. Мультимедиа.

Знать этнографические группы народов, проживающих на территории края. Уметь давать им антропологическую характеристику.

Лекция. Самостоятельная работа учащихся.

Этнографическая группа. Антропологическая характеристика.

11.



Этнографические группы. Чуваши.

Содействовать развитию знаний уч-ся об этнографических группах. Сформировать характеристику чувашей.


Знать особенности быта, традиций и обычаев чувашей. Уметь приводить примеры.

Лекция. Доклады учащихся.

Традиции, обычаи, обряды.

12.



Этнографические группы. Татары.

Содействовать дальнейшему развитию знаний уч-ся об этнографических группах. Сформировать характеристику татар.

Мультимедиа.

Знать особенности быта, традиций и обычаев татар. Уметь приводить примеры.

Лекция. Доклады учащихся.

Традиции, обычаи, обряды.

13.



Этнографические группы. Русские.

Содействовать дальнейшему развитию знаний уч-ся об этнографических группах. Сформировать характеристику русских.

Мультимедиа.

Знать особенности быта, традиций и обычаев русских.

Лекция. Доклады учащихся.

Традиции, обычаи, обряды.

14.



История своей семьи. Составление схемы: «Моя родословная».

Подвести к мысли о важности знаний истории своей семьи. Способствовать формированию умений составлять схему родословной.

План-схема на доске.

Знать краткую историю своей семьи. Уметь составлять простейшую схему родословной.

Беседа с учащимися. Практическая работа №5 «Моя родословная».

Родословная. Традиции семьи.

15.



Народы своего района.

Создать условия для изучения народов, проживающих на территории своего района, их размещению и занятиях.

Карта Ульяновской области.

Знать народы, населяющие свой район, особенности их размещения, жизни и быта.

Лекция. Беседа с учащимися.

Долинно-овражное заселение.

16.



Кустарные промыслы населения. Обычаи, традиции народов.

Организовать деятельность учащихся по изучению кустарниковых промыслов населения, обычаев и традиций народов края.

Мультимедиа.

Знать традиционные занятия отдельных народов. Уметь объяснять занятость отдельными кустарными промыслами.

Лекция. Сообщения учащихся.

Кустарные промыслы, шорники, бондари, гончары, кузнецы.

17.



Экскурсия в местный краеведческий музей.

Создать условия для закрепления знаний уч-ся о народах, проживающих на территории нашего края, их обычаях и традициях.


Знать названия этнографических групп и их особенности. Уметь давать характеристику отдельным народам Поволжья.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.


География населённого пункта 5 ч.

18.



Архитектура и градостроительство своего населённого пункта.

Содействовать развитию знаний об особенностях архитектурны своего населённого пункта.

План-схема посёлка.

Знать особенности архитектуры города и села. Уметь характеризовать архитектурные особенности разных населённых пунктов.

Лекция.

Линейная застройка. Градостроительство.

19.



Мой населённый пункт – это рекреационный объект.

Способствовать развитию знаний уч-ся о рекреационных ресурсах и их влиянии на жизнь людей. Выяснить, какими рекреационными данными обладает свой населённый пункт и каким образом можно использовать.


Знать какими видами рекреационных ресурсов богат свой населённый пункт. Уметь анализировать и делать выводы.

Лекция с элементами беседы.

Рекреационные ресурсы и объекты.

20.



Экскурсия в местный краеведческий музей.

Создать условия для дальнейшего формирования знаний об архитектуре и градостроительстве.


Знать особенности архитектуры своего посёлка и уметь их объяснять.

Экскурсия в музей.

Архитектура. Градостроительство.

21.



Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности.

Помочь уч-ся в проведении оценки потенциала своего посёлка для туристско- рекреационной деятельности.


Знать значение рекреационных ресурсов. Уметь давать им оценку и показывать их значимость.

Лекция с элементами беседы.

Рекреационная деятельность.

22.



Практическая работа: «Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности».

Создать условия для проведения учащимися оценки потенциала своего населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности.


Знать виды рекреационных ресурсов своей местности. Уметь анализировать полученные результаты.

Практическая работа №6. «Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности.

Рекреационные ресурсы.

Качество жизни населения своего района. 10 ч.

23.



Понятие о качестве жизни населения. Региональная демографическая ситуация как основной критерий качества жизни.

Содействовать формированию знаний уч-ся о качестве жизни населения. Подвести к выводу, что основной критерий качества жизни – это демографическая ситуация.


Знать понятие «Качество жизни» и причины, влияющие на него. Уметь характеризовать основные критерии качества жизни.

Лекция с элементами беседы.

Качество жизни. Критерии качества жизни.

24.



Возрастная структура населения. Брачное состояние. Демографические показатели качества жизни изучаемого района.

Способствовать развитию знаний о возрастной структуре населения. Создать условия для выявления основных показателей качества жизни населения.


Знать особенности возрастной структуры населения своего района. Уметь работать со статистическим материалом.

Лекция. Практическая работа № 7 «Определение демографических показателей качества жизни».

Возрастная структура. Брачный возраст.

25.



Демографические проблемы изучаемого района.

Содействовать формированию знаний о демографических проблемах района и мерах по их решению.


Знать основные демографические проблемы своего района. Уметь называть меры по решению данных проблем.

Лекция с элементами беседы.

Демографические проблемы. Высокая смертность.

26.



Социальная инфраструктура и сервис как показатели культурной составляющей качества жизни населения.

Способствовать развитию знаний об инфраструктуре и сервисе. Подвести уч-ся к выводу о большой роли развитой инфраструктуре.


Знать понятие «социальная инфраструктура» и её влияние на жизни населения. Уметь приводить примеры сервиса.

Лекция с элементами беседы.

Инфраструктура, сервис. Коммуникации, связь.

27.



Культурный уровень жизни населения изученного района.

Создать условия для ознакомления с культурным уровнем жизни населения своего района. Выяснить критерии культурного образа жизни.


Знать основные критерии культурного образа жизни. Уметь характеризовать культурный уровень жизни, приводить примеры.

Практическая работа №8 «Анализ городских и сельских поселений».

Культура, искусство, живопись, поэзия.

28.



Определение социально-экономических критериев качества жизни.

Формировать знания уч-ся о социальных и экономических критериях качества жизни населения.


Знать социальные и экономические критерии качества жизни, уметь их характеризовать и анализировать.

Практическая работа № 9 «Определение социально-экономических критериев качества жизни».

Социальные и экономические критерии качества жизни.

29.



Медицинские критерии качества жизни населения района.

Подвести к выводу о большой значимости медицины для качества жизни населения.


Знать медицинские критерии качества жизни и уметь объяснять их роль.

Практическая работа № 10 «Определение медицинских критериев качества жизни».

Медицина и здравоохранение.

30.



Экологические критерии качества жизни населения изучаемого района.

Создать условия для изучения экологических критериев качества жизни населения своего района.


Знать экологические критерии качества жизни и уметь давать им характеристику.

Практическая работа №11 !Определение экологических критериев качества жизни».

Экологическая обстановка. Загрязнители окруж. Среды.

31.



Экология города и посёлка.

Содействовать дальнейшему развитию знаний об экологической обстановке города и своего посёлка. Изучить экологические проблемы населённых пунктов и предложить пути их решения.

План-карта г. Ульяновска. План-схема посёлка.

Знать экологические проблемы города и своего посёлка, уметь их характеризовать и называть меры по их решению.

Лекция. Сообщения учащихся.

Экологические проблемы. Охрана окруж. среды

32.



Составление базы данных об объектах социальной инфраструктуры и сервиса изучаемого населённого пункта.

Создать условия для уч-ся по составлению базы данных об объектах социальной инфраструктуры и сервиса района и посёлка.


Знать важнейшие объекты социальной инфраструктуры и сервиса и уметь характеризовать их применительно к своему району и посёлку.

Самостоятельная работа учащихся.

Инфраструктура, сервис.

Обобщающее повторение 2ч.

33.



Обобщение по теме: «Население области и своего края».

Обобщить и закрепить знания о народах области и его размещении, о занятиях и традициях.

Карта Ульяновской области.

Знать основные понятия темы. Уметь анализировать и делать выводы.

Работа в группах. Сообщения уч-ся.

Традиции. оБычаи. Этносы.

34.



Обобщение по теме: «География населённого пункта».

Обобщить и закрепить знания о географии своего населён. Пункта, его проблемах.


Знать особенности своего населённого пункта, его проблемы и пути их решения.

Работа в группах.
















Календарно-тематическое планирование по географическому краеведению 8 класс



Дата

Тема урока

Цели и задачи

Оборудование

Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки.

Формы и методы обучения

Основные понятия и термины

План

Фактически

Общий обзор 4 ч.

1.



Введение.

Содействовать ознакомлению учащихся со структурой курса, его содержанием.

Карта России.

Знать структуру курса и его задачи. Уметь характеризовать содержание изученного курса.

Лекция.

Краеведение.

2.



Географическое положение.

Способствовать усвоению знаний учащихся о географическом положении Ульяновской области.

Карта России. Карта области.

Знать особенности географического положения области. Уметь характеризовать географическое положение.

Лекция.

Географическое положение.

3.



Практическая работа № 1. Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану.

Создать условия для уч-ся по составлению оценки физико-географического положения нашего края.

Карта России. Атласы.

Знать план характеристики ЭГП области и уметь его применять в практической деятельности.

Практическая работа №1.

Физико-географическое положение; экономическое положение.

4.



Географы-исследователи. Симбиряне – путешественники.

Содействовать развитию знаний об исследователях и путешественниках, Родиной которых является Симбирский край. Ознакомиться с открытиями путешественников.

Мультимедиа.

Знать имена Симбирян – исследователей и путешественников. Уметь называть и отмечать их заслуги.

Выступления уч-ся. Доклады.


Природа Ульяновской области: географическое строение, рельеф, полезные ископаемые. 7 ч.


5.



Экскурсия – практикум: Экскурсия в краеведческий музей.

Способствовать развитию знаний о природе родного края, её особенностях: редких растениях и животных; об уникальных природных объектах.


Знать особенности природы области. Уметь называть уникальные природные объекты своего края.

Экскурсия в местный краеведческий музей.

Флора, фауна, ландшафты.

6.



Геологическое строение.

Содействовать развитию знаний о геологическом строении области. Создать условия для ознакомления с общей стратиграфической схемой и геологическим разделом.

Карта Ульяновской области. Рисунки учебника.

Знать характерные черты геологического строения области. Уметь объяснять особенности геологического строения.

Лекция. Работа с текстом учебника.

Геология. Контрольные отложения, морские отложения.

7.



Рельеф и хозяйственная деятельность человека.

Содействовать развитию знаний учащихся о строении рельефа области; выяснить причины разнообразия форм рельефа и влияние на него человеческой деятельности.

Карта Ульяновской области. Рисунки.

Знать особенности рельефа области, формы рельефа; уметь объяснять причины разнообразия рельефа, приводить примеры искусственных форм рельефа.

Работа с картами и текстом учебника.

Водоразделы. Речные долины. Речные террасы. Оползни. Суффозия. Карьеры. Курганы.

8.



Рельеф и промышленные ландшафты. Практическая раб. № 2:

  1. Описание геологического обнажения.

  2. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальнных комплексов и местонахождений полезных ископаемых.

Создать условия для дальнейшего изучения рельефа. Содействовать формированию знаний о промышленных ландшафтах и причинах их возникновения. Изучить местонахождения полезных ископаемых и проблем, связанных с добычей сырья.

Карта Ульяновской области.

Знать особенности размещения промышленных ландшафтов и крупных месторождений полезных ископаемых. Уметь работать с картами.

Практическая работа № 2.

Промышленные ландшафты. Карьеры, отвалы.

9.



Рельеф. Практическая работа № 3. Характеристика рельефа по карте и типовым планам.

Создать условия для выполнения практической работы. Закрепить умения и навыки по работе с картами.

Карты, атласы. Карандаши.

Знать размещение крупных форм рельефа на территории области. Уметь находить их на карте. Уметь использовать типовой план характеристики рельефа.

Практическая работа № 3.

Рельеф, формы рельефа.

10.



Рельеф и полезные ископаемые. Практикум- творческая работа:

  1. Составление коллекции полезных ископаемых.

  2. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса.

Создать условия для дальнейшего изучения рельефа и полезных ископаемых своего края. Помочь учащимся в составлении проекта.


Знать названия полезных ископаемых края и способы их добычи и использования. Уметь составлять типовой проект рекультивации нарушенной территории.

Практическая работа.

Карьеры. Пустоши. Отвалы.

11.



Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Практическая раб. № 4. Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Создать условия для усвоения и закрепления изученного материала. Закрепить умения и навыки работать с картами и текстом учебника.

Карты. Схемы.

Знать основные понятия темы, уметь устанавливать связи, делать выводы.

Практическая работа № 4.

Геология, тектоника, рельеф, горные породы. Минеральные ресурысы.

Климат 5 ч.

12.



Климатообразующие факторы.

Содействовать развитию знаний о климатообразующих факторах на территории области.

Карта России.

Знать факторы, влияющие на климат Ульяновской области. Уметь характеризовать климатообразующие факторы.

Лекция с элементами беседы. Работа с картами.

Климат. Западный перенос ветра. Циклоны, антициклоны.

13.



Климат. Практическая работа № 5. Характеристика климата по сезонам года.

Создать условия для дальнейшего изучения климата своего края. Помочь уч-ся составить характеристику климата по сезонам года.

Карта Ульяновской области.

Знать особенности темпераментного режима и характера осадков по сезонам года. Уметь объяснять особенности климата сезонов года.

Практическая работа №5.

Годовой и суточный ход температуры. Коэффициент увлажнения. Засухи. Суховеи.

14.



Климат. Практическая работа № 6.

  1. Характеристика климата по типовым картам.

  2. Составление климатических диаграмм.

Продолжить развивать знания уч-ся о климате своей области. Закрепить умения и навыки уч-ся работать с типовыми картами и составить диаграмм.

Карта России и Ульяновской области.

Знать особенности климата области. Уметь использовать план характеристики климата. Научиться составлять климатические диаграммы.

Практическая работа № 6.

Климатическая диаграмма. Роза ветров.

15.



Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 7. Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности.

Содействовать развитию знаний об агроклиматических ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека.

Карта Ульяновской области.

Знать понятие «агроклиматические ресурсы». Уметь проводить хозяйственную и рекреационную оценку климата местности.

Практическая работа № 7.

Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

16.



Экскурсия –практикум: Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

Создать условия для формирования знаний о роли метеорологических станций.

Мультимедиа.

Знать устройство метеостанций и их роль в изучении климата.

Доклады учащихся.

Метеорологическая станция.

Внутренние воды 6 ч.

17.



Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование. Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте водных объектов.

Карта Ульяновской области. Контурные карты.

Знать особенности поверхностных вод области, уметь их находить на карте и называть примеры использования в хозяйстве. Продолжить формировать умения и навыки уч-ся работать с картами.

Знать особенности поверхностных вод области, уметь их находить на карте и называть примеры использования поверхностных вод в хозяйстве.

Практическая работа № 8.

Река, ручей, приток, озеро, болото, пруды, водохранилище.

18.



Практическая работа № 9.Характеристика реки по типовому плану и картам.

Создать условия для выполнения практической работы по составлению характеристики реки.

Карта Ульяновской области.

Знать план характеристики реки и уметь применять его в практической деятельности.

Практическая работа № 9.

Исток, устье, приток, бассейн реки, речная долина.










19.



Озёра Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилище.

Создать условия для изучения внутренних вод области. Сформировать особенные черты озёр, прудов края, показать их возможное использование.

Мультимедиа.

Знать крупные озёра области, их отличительные черты; уметь характеризовать водные объекты.

Доклады и рельефы. Презентации. Семинар.


20.



Родники, целебные источники.

Содействовать развитию знаний о родниках и целебных источниках своего края.

Мультимедиа.

Знать условия образования родников, особенности их размещения; уметь характеризовать минеральные источники.

Семинар. Презентации.

Родник. Минеральный источник.

21.



Экскурсия – практикум: Экскурсия на бальнеологический источник.

Создать условия для дальнейшего формирования знаний о пресных водах края. Изучить наиболее значимые родники своей местности.

Фотоаппараты, блокноты, карандаши.

Знать местонахождения наиболее крупных родников посёлка и его окружения. Уметь объяснять причины их размещения.

Экскурсия.

Целебные воды.

22.



Охрана внутренних вод.

Содействовать формированию умений и навыков по составлению проекта. Создать условия для изучения водоохранных мероприятий в своей местности.


Мультимедиа.

Знать проблемы внутренних вод области и их экологическое состояние. Уметь составлять мини-проекты по охране окружающей среды.

Семинар. Презентации.

Загрязняющие вещества. Мониторинг.

Почвы 2 ч.

23.



Почвенный покров. Экскурсия – практикум: Характеристика основных типов почв.

Содействовать развитию знаний о почвах и их типах на территории своего края. Создать условия для ознакомления с основными типами почв своей местности.

Блокноты, карандаши, коробочки для образцов почв.

Знать условия формирования почв, основные типы почв и их особенности. Уметь характеризовать типы почв и давать им оценку.

Экскурсия.

Почва. Почвоведение. Плодородие. Типы почвы. Гумус. Почвенный разрез.

24.



Охрана почв области. Экскурсия – практикум: Составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.

Способствовать формированию знаний уч-ся об экономическом состоянии почв своей местности. Помочь найти пути решения проблемы снижения плодородия почв; назвать меры по улучшению качества почв в области.

Мультимедиа.

Знать причины снижения плодородия почв; уметь находить пути решения проблем, связанных с ухудшением качества почв области.

Практическая работа. Защита проекта.

Мелиорация. Эрозия почв. Рекультивация. Рациональное использование. Севооборот. Безотвальная обработка почвы.

Природные комплексы 10 ч.

25.



Природные комплексы Ульяновской области. Экскурсия – практикум: характеристика природных комплексов.

Содействовать формированию знаний о природных комплексах и их составе. Создать условия для изучения ПК своей местности.

Фотоаппараты, блокноты и карандаши.

Знать структуру природного комплекса. Уметь называть и характеризовать ПК своей местности.

Экскурсия.

Природный комплекс

26.



Растительный мир Ульяновской области. Типичные представители.

Способствовать формированию знаний о растительном мире Ульяновской области и его типичных представителях.

Атласы-определители растений. Гербарии.

Знать особенности растительного мира области и его типичных представителей. Уметь объяснять разнообразие флоры области, называть её представителей.

Лекция с элементами беседы.

Флора. Растительное сообщество. Реликты, эндемики.

27.



Антропогенные ландшафты. Экскурсия – практикум:

  1. Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов.

  2. Сопоставление описания лесного антропогенного ландшафта.

Создать условия для изучения антропогенных лесных ландшафтов, охарактеризовать их типы. Помочь уч-ся в описании лесного антропогенного ландшафта.

Атласы-определители растений. Блокноты, карандаши, фотоаппараты.

Знать типы антропогенных лесных ландшафтов и их особенности. Уметь составлять описание лесных ландшафтов.

Экскурсия.

Ландшафты.

28.



Сельскохозяйственные ландшафты.

Содействовать формированию знаний уч-ся о сельскохозяйственных ландшафтах и их особенностях. Рассмотреть типы сельскохозяйственных ландшафтов.


Знать понятие: «сельскохозяйственный ландшафт». Уметь называть его особенности и отличительные черты от естественных ландшафтов.

Лекция с элементами беседы.

Сельскохозяйственный ландшафт. Пашня, пастбище, сенокосы, поля.сады.

29.



Полевой и садовый типы сельскохозяйственных ландшафтов. Экскурсия – практикум:

  1. Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственных ландшафтов.

  2. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов.

Создать условия для изучения типов с/х ландшафтов. Выяснить отличительные черты и особенности полей и садов; показать их роль и значимость в народном хозяйстве.

Фотоаппараты, блокноты, карандаши. Атласы-определители растений.

Знать типы с/х ландшафтов и их особенности; уметь характеризовать и описывать полевые и садовые с/х ландшафты.

Экскурсия. Работа в группах.

Поля, сады, севооборот. Пропашные культуры. Сорные растения.

30.



Лугово-пастбищный тип сельскохозяйственного ландшафта. Экскурсия-практикум: Составление описания лугового пастбищного типа сельскохозяйственного ландшафта.

Содействовать формированию знаний об особенностях лугово-пастбищном типе с/х ландшафта. Помочь составить описание лугов и пастбищ своей местности.

Фотоаппараты, блокноты, карандаши. Атласы-определители растений.

Знать особенности лугово-пастбищных с/х ландшафтов, их расположение. Уметь характеризовать и проводить описание лугов и пастбищ своей местности.

Экскурсия. Работа в группах.

Луга, пастбища, луговые сообщества, ядовитые растения.

31.



Животный мир Ульяновской области. Типичные представители.

Способствовать развитию знаний учащихся о животном мире области и его типичных представителях.

Карта Ульяновской области. Мультимедиа.

Знать характерные особенности фауны Ульяновской области. Уметь называть типичных представителей животного мира и черты их приспособленности.

Лекция. Сообщения учащихся.

Редкие виды. Космополиты. Приспособленность животных к среде.

32.



Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

Создать условия для изучения особо охраняемых природных территорий области. Подвести к выводу о необходимости охраны природы. Прививать любовь к природе и родному краю.

Мультимедиа.

Знать понятия: «охрана природы», «правовые основы охраны природы». Уметь называть наиболее значимые охраняемые территории области и давать им характеристику.

Семинар. Доклады учащихся.

Охрана природы. Памятники природы. Заказники. Природоохранная деятельность.

33.



Памятники природы: экскурсия-практикум. Составление паспорта – описания памятника природы.

Создать условия для изучения природы на территории своего края. Помочь учащимся в составлении паспорта-описания памятника природы. Нацеливать уч-ся на необходимость бережного отношения к природе.

Фотоаппараты, блокноты. Атласы – определители растений.

Знать понятие: «Памятник природы». Его особенности; уметь называть памятники природы своей местности и природоохранительную деятельность, проводимую на их территории.

Экскурсия. Работа в группах.

Памятники природы.

34.



Обобщение повторение. Конференция: «Край, в котором я живу».

Обобщить материал по теме: «Мой родной край». Подвести итоги по изучению природы Ульяновской области. Прививать любовь к родному краю.

Мультимедиа.

Знать особенности природы Ульяновской области. Уметь анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Конференция. Доклады учащихся.