| Введение (3ч) 1 Раздел. Основы музееведения (27ч) 1.1.Повышение уровня музейного дела (2ч) 1.2.Основные социальные функции музеев (2ч) 1.3.Фонды музея (7ч) 2 Раздел. Основы исследовательской деятельности (27ч) 2.1.Музей как исследовательский центр (2ч) 2.2.Основы исследовательской деятельности (3ч) 2.3.Собирательская (поисковая) работа 3 Раздел. Кузбасс – жемчужина Сибири (36ч) 3.1.Административные границы Кемеровской области (2ч) 3.2.Герб, флаг, гимн Кемеровской области (2ч) 3.3.Орографические районы Кемеровской области (2ч) 3.4.Месторождения полезных ископаемых. 3.5.Климатические условия равнинных и горных районов области. 3.6.Зависимость рек и озёр области от рельефа и климата 3.7.Растительные сообщества Кемеровской области и животные. 3.8.Старейшие города Кемеровской области 4 Раздел. Кемеровская область в древности (27ч) 4.1.Палеолит территории Кемеровской области. (4ч) 4.2.Бронзовый век на территории Кемеровской области (4ч) 4.3.Железный век на территории Кемеровской области (4ч) 4.4.Памятники археологии г.мариинска и Мариинского района (6ч) . 5 Раздел. Кузбасс в составе Российской империи (24ч) 5.1.Московско-Сибирский тракт (5ч) 5.2.Сибирский тракт по территории Кемеровской области (5ч) 5.3.Первые русские поселенцы (5ч) 6 Раздел. Кузбасс в хх веке (27ч) 6.1.Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Сибирские дивизии (6ч) 6.2.Экономика Кузбасса в годы войны. Вклад тружеников тыла в Победу (4ч) 6.3.Кузбассовцы – гГерои Советского Союза (4ч) 6.4.Участие кузбассовцев на фронтах (4ч) 7 Раздел. Земля Мариинская (27) 7.1.Административные границы Мариинского района (3ч) 7.2.История заселения Земли Мариинской (3ч) 7.3.Село Кийское, а в последствии город Мариинск в 18-19 вв (3ч) 7.4.Экономика и социальная жизнь села (города). (4ч) 7.5.Мариинское купечество (3ч) 7.6.Вклад в изучение Мариинского района 18-19 века местных краеведов (2ч) 8 Раздел. Экскурсионно-волонтёрская деятельность (14ч) 8.1.Цели, задачи и специфика волонтёрского движения в России (1ч) 8.2.Экскурсионная работа, музейные уроки, их планирование и проведение (2ч) 8.3.Волонтёрская работа в городе и в селе (1ч) Обобщение и повторение всего курса (3ч) Всего: 216 | Цели и задачи, основное содержание предмета Цель: знакомство с основным содержанием предмета, нормативной правовой базой. Цель: знакомство с основными социальными функциями музеев. Цель: знакомство с основными направлениями фондовой работы
Цель: изучение понятия исследование, направлений исследовательской деятельности, собирательной (поисковой) работы
Связь с исторической наукой. Общая методологическая основа.
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, работа с информаторами.
Цель: знакомство с ГП, границами Кемеровской области.
Цель: формирование знаний об истории создания государственной символики.
Характеристика пяти орографических районов Кемеровской области Цель: изучение особенностей рельефа, открытия полезных ископаемых (М.Волков, Е.Лесной, Ф.Еремеев) Цель: знакомство с климатом Кемеровской области
Расположение рек и озёр Кемеровской области
Флора и фауна Кемеровской области
Цель: знакомство с историей создания старейших городов Кемеровской области
Особенности климата, заселения в эпоху палеолита на территории Кемеровской области
Цель: знакомство с особенностями климата, заселения в эпоху бронзового века Железный век на территории Кемеровской области, занятия населения
Цель: формирование знаний о памятниках археологии г.Мариинска и Мариинского района
Ветви Московско-Сибирского тракта в 19 в. Устройство.
Ссылка и её влияние на общественную жизнь
Русское население территории Кузбасса. Семейные отношения. Занятия первопоселенцев.
Цель: формирование знаний о Кузбассе в годы ВОВ
Цель: знакомство с развитием экономики Кузбасса в годы ВОВ
Наш земляки участники битв ВОВ
Цель: знакомство с особенностями участия кузбассовцев на фронтах ВОВ
Административный состав района, центры Палеонтологические и археологические открытия. Управление, судебная система. Экономика и социальная жизнь Мариинского уезда.
Крупнейшие предприятия и магазины города Значение купечества для развития города Лапкин Ф.С., Копылов С.Е., Зеленин Ф.В., Власова Е.И. и др.
Волонтёры в Кемеровской области и Мариинском районе
Знакомство с особенностями экскурсионной работы
Особенности волонтёрской работы в городе, в селе.
| 1 1 11 2 2 7 8 2 3 3 20 2 2 2 3 3 2 3 3 18 4 4 4 6 15 5 5 5 16 4 4 4 4 18 3 3 3 4 3 2 4 1 2 1 108 | «Посещение и знакомство с достопримечательными местами своей местности. (Памятник воинам ВОВ)». Пр.з №1 «Техника безопасности, приёмы оказания первой доврачебной помощи». Пр.з №2 «Составление простейшего плана работы музея, уголка». Пр.з №3 «Работа с основными фондами музея, уголка». Пр.з №4 «Работа со вспомогательными фондами музея». Пр.з №5 «Комплектование фондов в полевых условиях». Пр.з №6 «Комплектование фондов. Ведение тетрадей воспоминаний и рассказов, фотофиксации». Пр.р №7 «Составление картотеки музейных предметов и каталога предметов в музее». Пр.р №8 «Составление плана (простейшего) музейного мероприятия». Пр.з №9 «Посещение и знакомство с работой ближайшего музея (или заочное знакомство)». Пр.з №10 «О чём может рассказать музейный предмет? Исследование музейного предмета или фотографии». Пр.з №11 «Поисковая работа. Организация и проведение поиска по конкретной теме по истории родного края с использованием форм текущего комплектования». Пр.з №12 «Запись воспоминаний». Пр.р.№13 «Работа с тетрадью фотофиксации». Пр.з 14 «Работа с физической картой Кемеровской области». Пр.з №15 «Нанесение административных районов на к/к Кемеровской области». Пр.з №16 «Разучивание гимнов Кемеровской области и города мариинска». Пр.з №17 «Составление из мозаики символики Кемеровской области». Пр.з №18 «Работа с физической картой Кемеровской области по изучению форм рельефа». Пр.з №19 «Нанесение на к/к Кем. Обл. орографических районов». Пр.з №20 «Наблюдение на местности за погодой». Пр.з №21 «Игра-путешествие по рекам Кузбасса и Сибири». Пр.з №22 «Творческое путешествие по природным зонам Кузбасса». Пр.з №23 «Путешествие по старейшим городам Кузбасса» (экскурсия по г.Мариинску) Пр.з №24 «Знакомство с памятными местами, документами, предметами палеолита (по выбору)». Пр.з №25 «Знакомство с памятными местами, документами, предметами бронзового века (по выбору)». Пр.з №26 «Знакомство с памятными местами, документами, предметами железного века (по выбору)». Пр.з №27 «Знакомство с памятниками археологии Мариинского района. (Посещение краеведческого музея)». Пр.з №28 «Творческая лаборатория. Писатели и поэты России о Сибирском тракте». Пр.з №29 «Игра-путешествие по Сибирскому тракту». Пр.з №30 «Знакомство с документами, предметами по Сибирскому тракту или знакомство с экспонатами музея им.Чивилихина, связанных с историей Сибирского тракта». Пр.з.№31 «Путешествие по карте – По старому тракту». Пр.з №32 «Творческая работа – Быт первых первопоселенцев». Пр.з №33 «Работа со Всекузбасской книгой Памяти». Пр.з №34 «Творческая работа - Мои родственники – участники ВОВ». Пр.з №35 «Знакомство с документами времён ВОВ». Пр.з №36 «Встреча с тружениками тыла». Пр.з №37 «Творческая игра-путешествие – По дорогам войны». Пр.з №38 «Писатели и поэты Кузбассовцы о войне». Пр.з №39 «составление кроссворда по теме –Кузбассовцы – герои Советского Союза». Пр.з №40 «Работа с картой – Место, где я живу». Пр.з №41 «Игра-путешествие –Колесо истории». Пр.з №42 «Творческое занятие – Старые и новые улицы города». Пр.з № 43 «Изучение сельского говора, обычаев, обрядов».Пр.з №44 «Знакомство и анализ документов, фотографий, связанных с купечеством» Пр.р.№45 «Знакомство с работами местных краеведов, встречи с краеведами» .Пр.р №46 «Экскурсионная работа, музейные уроки, конкурсы, конференции, самостоятельная подготовка массового мероприятия» Пр.р №47, №48 «Волонтёрская работа» Пр.з №49, №50 | 2 1 1 16 1 3 3 3 3 3 19 2 4 3 4 3 3 16 1 2 2 1 2 1 1 2 1 9 2 2 2 3 9 1 2 2 1 3 11 2 1 2 1 1 2 2 9 2 2 1 2 1 1 10 5 5 3 108 | Словесные. Беседа. Рассказ. Экскурсия Тест
Тест
Творческая работа (по выбору)
Практикум
Кроссворд
Практикум
Экскурсия
Сообщения «Памятники археологии на территории Мариинского района»
Творческая работа «Кузбасс в составе Российской империи»
Творческая работа «Мои родственники – участники ВОВ»
Проект «Мой город»
Семинар
| Воспитание патриотизма Воспитание патриотизма |