Календарные планы по литературе. 6 класс
Календарное планирование создано на основе программы «Література (російська та зарубіжна). Програма: 5- 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою» (зі змінами). (Программу подготовили: Исаева Е.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова (руководитель авторского коллектива); Клименко Ж.В., доктор педагогических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Корниенко О.А., доктор филологических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Мельник А.О., кандидат педагогических наук, доцент НПУ им. М.П.Драгоманова; Храброва В.Е., кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета Севастопольского гуманитарного университета; Мухин В.А., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «Интеллект» г. Одессы; Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «СОШ №1 – лицей «Спектр» г. Торез Донецкой области.)
Планирование нацелено на выполнение обязательного уровня литературной подготовки учащихся, учитывает аксиологическую, литературоведческую и культурологическую образовательные линии, представленные в программе, контекст изучения литературного произведения, развитие художественно-творческих потребностей учащихся.
Для планировании использован учебник «Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)» для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке (авторы Е. А. Исаева, Ж. В. Клименко). (Харьков: «Сиция», 2014).
№ п/п | Тема урока | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся | Межлитературные связи Межпредметные связи | Взаимодействие искусств | Повторение | Дата проведения | Примечание |
1 СЕМЕСТР |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА (8 ч.) |
1. | Художественная литература как составная часть мировой культуры. Литература как искусство слова. Роль литературы среди других видов искусств. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатель-произведение-читатель. Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе. | Учащийся/учащаяся: - рассказывает о роли художественной литературы в развитии культуры человека; - обосновывает, чем литература отличается от других видов искусств; - рассуждает о взаимоотношениях писателя, его произведения и читателя; | | | Литература как вид искусства | | |
2. | Из греческой мифологии Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки. Теория литературы. Понятие о мифе. «Прометей». Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности. | - выразительно читает мифы; - раскрывает содержание прочитанных мифов; - устно пересказывает мифы; - характеризует главных героев мифов на основе их поступков; - выражает собственное отношение к образу Прометея, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа; - обосновывает значение древнегреческой мифологии для развития мировой культуры; - объясняет понятие миф, его отличия от сказки; - рассказывает, как возник миф; | Межлитературные связи. Мифы народов мира о богах и героях. Образ Прометея в творчестве М.Ю. Ломоносова, И.В.Гете, Т.Г.Шевченко, М.Т.Рыльского, А.Малышко. А.Н.Майков «Кассандра», Леся Украинка «Касандра». Межпредметные связи. Всемирная история: культура Древней Греции. Русский язык. Украинский язык: крылатые слова и выражения. | Живопись. Н. Рерих серия картин «Славяне», К. Васильев «Святовид», «Человек с филином», «Русалка», В. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и др. Иллюстрации художников с изображением славянских богов. Музыка. Славянская этническая музыка. | Устное народное творчество | | |
3. | «Прометей» Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности. | Народные сказки | | |
4. | «Подвиги Геракла» (шестой подвиг, одиннадцатый подвиг Геракла) Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла. Теория литературы. Понятие о мифе. | | | |
5. | Из славянской мифологии Миф о солнце (в пересказе А.Мельникова-Печерского) Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце. Выразительное чтение мифа. | - выразительно читает миф; - раскрывает представления древних славян о богах, стихиях природы, происхождении человека; - рассказывает о явлении природы, которое объясняет прочитанный миф; - дает развернутый устный или письменный ответ по содержанию мифа; | Межлитературные связи. Мифы разных народов о стихиях природы и происхождении человека. Древнеегипетские мифы о боге солнца Ра. Межпредметные связи. История Украины: культура древних славян. | Пословицы, поговорки | Мифы | | |
6. | Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце. | | | | |
7. | Рр. Обучение подготовке сообщения на литературную тему (развернутый устный или письменный ответ по содержанию мифа) | | | | |
8. | Внеклассное чтение. Мифы народов мира. Общее и различное в мифах разных народов о происхождении мира и человека. (Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В.Т. Нарежный «Рогдай», И.В .Рак «Мифы Древнего Египта», А.И. Немировский «Мифы и легенды Древнего Востока») | | | | | |
9. | Библейские предания и притчи «Вавилонская башня» Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. Картины создания мира и первых людей в Старом Завете. Библейское объяснение появления различных языков на земле. Символическое значение образа Вавилонской башни. Теория литературы. Понятие о притче. | - рассказывает о Библии, рассуждает, почему ее называют Книгой Книг; - раскрывает духовную, историко-культурную, литературную ценность Библии; - пересказывает содержание и объясняет смысл прочитанных библейских легенд; - раскрывает символическое значение библейских образов; - объясняет, что называется притчей; - рассуждает, чему нас учат библейские притчи; | | Живопись. Микеланджело «Всемирный потоп» (фреска в Сикстинской капелле), И. Босх «Блудный сын», Караваджо «Давид с головой Голиафа», Рембрандт «Возвращение блудного сына», «Вавилонская башня», «Добрый самарянин» П. Брейгель «Вавилонская башня», Я. Брейгель «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды», И. Айвазовский «Всемирный потоп», иллюстрации к Библии Г. Доре и др. Музыка. С. Прокофьев «Блудный сын» (балет), И. Гайдн «Сотворение мира» (оратория) и др. Мультипликация. М/с «Истории Ветхого Завета» (реж. Д. Демидов и И. Монаенкова), м/ф «Вселенский потоп» (реж. Ж.-Р. Жирер) и др. | Мифы | | |
10. | «Притча о добром самарянине» Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. | | | | |
11. | «Притча о блудном сыне» Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. | | | | |
12. | К/р. Ответ на проблемный вопрос. | | | | | | |
БАСНИ (4 ч.) |
13. | Эзоп. «Лисица и виноград», «Отец и сыновья» Краткие сведения об Эзопе - легендарном основателе жанра басни. Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Особенности басен. Мораль басен. Теория литературы. Понятие о басне. | - рассказывает об Эзопе как основателе жанра басни в литературе; - выразительно читает басни Эзопа; - делает выводы об отражении народной мудрости в баснях Эзопа; - характеризует особенности басен; - находит в тексте и комментирует мораль прочитанных басен; - объясняет понятия басня, „эзопов язык”; - обосновывает, что прочитанные произведения – басни; | Межлитературные связи. Продолжение традиций Эзопа в творчестве Ж. де Лафонтена, И.А.Крылова, Г.С.Сковороды, П.П, Гулака-Артемовского, Е.П.Гребёнки, Л.И.Глебова, М.П. Годованца и других баснописцев. | Живопись, графика. Д. Веласкес «Эзоп», иллюстрации к басням художников Э. Гризета, В. Холлара, М. Гирертса. Скульптура. «Эзоп» (мраморный бюст, VI в. до н. э.). Кино, мультипликация. «Эзоп» (реж. О. Рябоконь), м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви). | Басня | | |
14. | «Волк и Ягненок» Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Особенности басен. Мораль басен. Теория литературы. «Эзопов язык». | | | |
15. | Внеклассное чтение. Леонардо да Винчи. Притчи. | | | | | | |
16. | И. А. Крылов. «Волк и Ягненок». Краткие сведения об авторе. Мастерство И. А. Крылова-баснописца. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. | - выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А.Крылова; - ведет беседу на тему басни; - определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях; - раскрывает афористичность языка басен; - объясняет понятие аллегория; - приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл; - обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басен И.А.Крылова; - проявляет умения сравнения басен «Волк и Ягненок» Эзопа, И.А.Крылова и Л.И. Глебова; | Межлитературные связи. Басни Л.И.Глебова. Г.С.Сковорода. Сборник «Басні харківські». П.П.Гулак-Артемовский «Пан та Собака». Стихотворение Е.Гребёнки "Лавровый листок", написанное к 50-летию И.А. Крылова. Межпредметные связи. Русский язык. Крылатые слова и выражения. История. Исторические события войны с Наполеоном 1812 года. | Живопись. Портрет И. А. Крылова работы И. Эггинка, К. Брюллова; иллюстрации к басням художников А. Жабы, Г. Нарбута, Е. Рачёва, А. Лаптева и др. Музыка. М. Сильванский «Музыкальные картинки к басням И. А. Крылова». Мультипликация. М/ф «В мире басен» (реж. А. Хржановский), «А вы, друзья, как ни садитесь…» (реж. Ц. Ольшанский) и др. Скульптура. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. П. Клодт.) | Народная сказка | | Одна басня наизусть |
17. | «Свинья под дубом», «Осёл и Соловей». Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. Теория литературы. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне. | | | |
18. | Рр. Обучение развернутому письменному ответу на вопрос по содержанию изученных басен. | | | | | | |
19. | К/р. Тестирование. | | | | | | |
СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ (8 ч.): А. С. Пушкин (5 ч.), М. Ю. Лермонтов (3 ч.) |
20. | А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Няне», «Песнь о вещем Олеге». Детские и юношеские годы поэта. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. | - рассказывает о лицейских годах поэта; - выразительно читает произведения А.С. Пушкина, в том числе и наизусть; - раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях; - обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений и метафор) для создания настроения произведения; - раскрывает летописный источник «Песни…»; - объясняет тему произведения «Песнь о вещем Олеге»; - характеризует образы князя Олега и кудесника; - раскрывает понятие строфа, объясняет, какие стихотворные размеры называют двусложными; | | Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского, И. Репин «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Н. Ге. «Пушкин в селе Михайловском», В. Фаворский «Пушкин-лицеист» (рисунок); иллюстрации В. Васнецова к «Песне о вещем Олеге»; Кино, театр. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.1.» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов). Чтение стихотворения «Зимнее утро» в исп. И. Смоктуновского. Музыка. Н. Римский-Корсаков «Песнь о вещем Олеге» (кантата), Г. Свиридов «Зимнее утро» (из сборника «Пушкинский венок», концерт для хора). Скульптура. Барельеф «Арина Родионовна» (скульпт. А. Серяков), памятники Арине Родионовне в с. Воскресенское (Россия, скульпт. В. Шевченко), А. С. Пушкину и Арине Родионовне в Пскове (Россия, скульпт. О. Комов). | Поэзия А.Пушкина | | |
21. | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Развитие понятий о рифме и ритме. | Эпитет | | «Зимнее утро» наизусть |
22. | А. С. Пушкин. «Няне». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении «Няне». Глубокая человечность и задушевность стихотворения. Отражение в произведении чувства сердечности и понимания близкого человека. | | | | |
23. | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. | Межпредметные связи. История Украины: Культура Киевской Руси, ее быт и нравы. | «Повесть временных лет» | | «Песнь о вещем Олеге» (отрывок) наизусть |
24. | Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. | | | |
25. | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». | | | | | |
26. | М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Три пальмы», «На севере диком…», «Горные вершины…». Детские и юношеские годы М.Ю.Лермонтова, развитие его поэтического дарования. Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения.Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. | - рассказывает о детских и юношеских годах поэта; - высказывает свои чувства и переживания, вызванные прочитанными произведениями; - выразительно читает, в том числе и наизусть, стихотворения М.Ю.Лермонтова; - раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях, оперирует понятиями эпитет, сравнение и метафора; | Межлитературные связи. М.Ю. Лермонтов и Г.Гейне. М.Ю. Лермонтов и И.В. Гете. | Живопись. Неизвестный художник «М. Ю. Лермонтов ребенком», портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Заболоцкого, А. Рылов «В голубом просторе»; иллюстрации к стихотворениям: В. Поленов «Три пальмы», «Караван», И. Шишкин «На севере диком...», М. Лермонтов «Парус». Театр, телевидение. Чтение стихотворений М. Лермонтова в исполнении И. Андронникова, М. Царёва. Музыка. А. Спендиаров «Три пальмы» (симфоническая картина); романсы на стихи М. Ю. Лермонтова «Парус» (муз. А. Варламова, исп. С. Лемешев), «Горные вершины» (муз. А. Варламова, исп. А. Огнивцев). Скульптура, архитектура. Архитектурный комплекс, посвящённый М. Ю. Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И. Бродский) | Язык художественного произведения | | «Парус» наизусть |
27. | «Три пальмы». Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы». Трагический финал произведения. Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. | | | |
28. | «На севере диком…», «Горные вершины…». Горечь одиночества, стремление к душевной гармонии и единении с миром в стихотворениях «На севере диком…», «Горные вершины…». Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. | | | |
29. | Рр. Анализ поэтического произведения | | | | | | |
30. | К/р. Разноуровневые тестовые задания | | | | | | |
31. | Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Морская царевна», «Листок», «Два великана» и др. | | | | | | |
32. | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Детские и юношеские годы писателя. Н.В. Гоголь - ученик Нежинской гимназии высших наук. События, повлиявшие на развитие его литературного таланта. | | Межлитературные связи. Украинский фольклор. Тема Рождества в произведениях Э.Т.А. Гофмана, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского. | Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера; иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро и др. Музыка. П. Чайковский «Черевички» (опера), Н. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» (опера), Н. Лысенко «Ночь перед Рождеством» (опера). Кино, мультипликация. Х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Москве (скульпт. Н. Андреев). | | | |
2 СЕМЕСТР |
МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ (19 ч.): Николай Васильевич Гоголь (5 ч.), Чарльз Диккенс (4 ч.) |
33. | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством». | - отвечает на вопросы по содержанию повести; - характеризует основных персонажей произведения, определяет авторское отношение к изображенному в произведении; - объясняет, как в произведении переплетается реальное и фантастическое; - раскрывает национальный колорит повести; - анализирует особенности языка произведения; - объясняет, что такое повесть, на конкретных примерах обосновывает, что прочитанное произведение – повесть; - основываясь на личном опыте, рассказывает о рождественских традициях в своей семье, в своем населенном пункте; - называет отличительные черты юмора, приводит примеры из прочитанных произведений; | Межлитературные связи. Украинский фольклор. Тема Рождества в произведениях Э.Т.А. Гофмана, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского. | Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера; иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро и др. Музыка. П. Чайковский «Черевички» (опера), Н. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» (опера), Н. Лысенко «Ночь перед Рождеством» (опера). Кино, мультипликация. Х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Москве (скульпт. Н. Андреев). | Герои русских и украинских народных сказок. | | «Ночь перед Рождеством» (отрывок по выбору учащихся) наизусть |
34. | Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством». | Мифы древних славян | |
35. | Переплетение реального и фантастического в повести. Теория литературы. Понятие о повести. Понятие о юморе. | | |
36. | Поэтичность языка произведения. Теория литературы. Понятие о повести. Понятие о юморе. | | | |
37. | Рр. Ответ на вопрос, раскрывающий знание и понимание текста произведения (письменно). | | | | | | |
38. | Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе: святочный рас-сказ с привидениями». Краткие сведения о писателе. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь. | - знает содержание повести, пересказывает отдельные ее фрагменты; - характеризует главного героя произведения; - комментирует причины нравственной деградации и духовного возрождения Скруджа; - высказывает и аргументирует собственное отношение к главному герою в начале и в конце повести; - анализирует особенности композиции произведения; - определяет роль фантастических элементов в повести; - объясняет смысл названия произведения; | Межлитературные связи. Тема Рождества в произведениях Н. В. Гоголя, Э.Т.А. Гофмана, Ф. М. Достоевского. | Живопись. Портрет Ч. Диккенса работы Д. Маклиса, У. Фрита и др. Иллюстрации П. Дж. Линча, Р. Ингпена. Мультипликация. М/ф «Рождественская история» (реж. Р. Земекис). | Притчи Леонардо да Винчи | | |
39. | Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя. | Библейские притчи | | |
40. | Гуманистический пафос произведения. Особенности композиции. | | | |
41. | Особенности композиции. Роль фантастических элементов в повести. | | | |
42. | Рр. Письменный рассказ о герое художественного произведения (с выражением собственного отношения к нему). | | | | | | |
43. | Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов «Сегодня будет Рождество», А. И. Куприн «Чудесный доктор» (по выбору учителя и учащихся). | | | | | | |
44. | К/р. Сочинение-рассуждение. | | | | | | |
Даниэль Дефо // Жюль Верн (6 ч.), Джек Лондон (3 ч.) Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» (в сокращении) или Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан» (в сокращении) (по выбору учителя) |
45. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (в сокращении). Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман. | - знает содержание произведения, пересказывает разные его эпизоды; - на примерах из текста обосновывает, что разум и труд – главные движущие силы в развитии человечества; - составляет план характеристики образа главного героя; - характеризует главного героя произведения; - размышляет о возможностях человека, его поведении в исключительных обстоятельствах; - выражает собственное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста; - находит в тексте пейзажные описания и обосновывает их роль в раскрытии образов произведения; - раскрывает сущность понятия роман; - обосновывает, что прочитанное произведение – приключенческий роман; | Межлитературные связи. «Робинзонада» в мировой литературе («Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна и др.). Т. Г. Шевченко и И.Я. Франко о романе «Робинзон Крузо». | Живопись. Э. Уорд «Книга Дефо отклонена издателями»; иллюстрации к произведению Ж. Гранвиля, Н. Попова, И. Ильинского; рисунок Т. Г. Шевченко «Робинзон Крузо» и др. Кино. Х/ф «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (реж. С. Говорухин). Скульптура. Памятник Александру Селькирку в Шотландии. | Мифы народов мира | | |
46. | Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. |
| | |
47. | Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. | | | |
48. | Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. | | | |
49. | Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. | Библейские притчи | | |
50. | Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман. | | | |
45. | Жюль ВЕРН. «Пятнадцатилетний капитан» (в сокращении). Краткие сведения о писателе. Романтика приключений в произведении. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман. | - знает содержание прочитанного произведения, пересказывает отдельные его эпизоды; - рассуждает на тему взаимоотношений человека и природы; - используя текст произведения, раскрывает романтику приключений главных героев романа; - характеризует образ Дика Сенда в романе, используя портретные описания, авторскую характеристику персонажа; - раскрывает сущность понятия роман; - обосновывает, что прочитанное произведение – приключенческий роман; - раскрывает разнообразие природного мира, изображенного в произведении; | Межлитературные связи. Марко Вовчок - переводчица романов Ж.Верна на русский язык. | Живопись. Иллюстрации Ш. Барбанта к роману. Кино. Х/ф «Пятнадцатилетний капитан» (реж. В.Журавлев), «Капитан «Пилигрима» (реж. А. Праченко) | | | |
46. | Романтика приключений в произведении. | | | |
47. | Характеристика главных образов произведения. | | | |
48. | Характеристика главных образов произведения. Противостояние мужества и отваги злу и предательству. | | | |
49. | Разнообразие природного мира в произведении. | | | |
50. | Победа науки и знаний, человечности и бескорыстия. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман. | | | | | |
51. | Рр. Обучение сжатому пересказу художественного текста. | | | | | | |
52. | Внеклассное чтение. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ». | | | | | | |
53. | К/р. Тестирование. | | | | | | |
УРОКИ МУЖЕСТВА ДОБРОТЫ (4 ч.) А. П. Платонов (2 ч.), Виктор Петрович Астафьев (2 ч.), Л. С.Петрушевская (1 ч.) |
54. | Дж. Лондон (Джон Гриффит). Краткие сведения об авторе. «Любовь к жизни». Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности. | - пересказывает сюжет произведения; - объясняет смысл названия рассказа; - характеризует главного героя произведения; - объясняет понятие пейзаж; - раскрывает роль пейзажных и портретных описаний для передачи внутреннего состояния героя; - определяет авторское отношение к герою; | | Живопись. Р.Кент. Серия картин и гравюр, посвящённых Аляске. | Библейские притчи | | |
55. | Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности. Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя. Теория литературы. Понятие о пейзаже. Развитие понятия о портрете литературного героя. | | | | |
56. | Победа нравственного начала в произведении. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Смысл названия произведения. Теория литературы. Понятие о пейзаже. Развитие понятия о портрете литературного героя. | | | | |
57. | Рр. Составление сравнительной характеристики литературных персонажей. | | | | | | |
|
58. | А. П. Платонов (Климентов) «Юшка». Краткие сведения о писателе. «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. | - знает содержание рассказа, раскрывает основную мысль прочитанного; - рассуждает об авторском замысле рассказа; - размышляет о значении сочувствия и сострадания в жизни человека; - характеризует главного героя, мотивы его поведения, высказывает свое отношение к прочитанному; | | Живопись. Портрет А. П. Платонова работы Н. Ромадина. Скульптура. Памятник А. Платонову в Воронеже (Россия, скульпт. И. Дикунов и Э. Пак). | Библейские притчи | | |
59. | Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. | | | | |
58. | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Краткие сведения о писателе. Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты. | - знает содержание рассказа, пересказывает, высказывает собственное отношение к прочитанному; - характеризует главных героев, размышляет о мотивах их поступков; - рассказывает о внутренних переживаниях главного героя; - обосновывает смысл названия рассказа; - раскрывает тему: «Уроки доброты и милосердия в рассказе «Конь с розовой гривой»; | Межпредметные связи. Русский язык: диалектные слова. | Живопись. Иллюстрации С. Сюхина к рассказу. Скульптура. Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске (Россия, скульпт. И. Линевич-Яворский), скульптурная композиция «Царь-рыба» пос. Овсянка (Россия, скульпт. Е. Пащенко). | | | |
59. | Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа. | | | |
58. | Л. С. Петрушевская. «Котенок Господа Бога». Краткие сведения о писателе. Уроки добра и милосердия в произведении. Символическое значение образа котенка. | - знает содержание рассказа, отвечает на вопросы о теме и идее произведения; - раскрывает значение образа котенка в жизни героев рассказа; - обосновывает смысл названия произведения; - вычленяет сказочные элементы в произведении и обосновывает их роль; - раскрывает смысл финала рассказа; - характеризует главные образы произведения; | | | | | |
62. | Сказочные элементы в произведении. Образы ангела и беса как проявление доброго и злого начала в человеке. Смысл финала произведения. | | | | | |
61. | Рр. Обучение сочинению-миниатюре. | | | | | | |
63. | Внеклассное чтение. В. Г. Распутин «Уроки французского». | | | | | | |
64. | К/р. Отзыв о (самостоятельно) прочитанном произведении. | | | | | | |
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОЙ ФАНТАСТИКИ (4 ч.): Рей Брэдбери (2 ч.), Роберт Шекли (2 ч.) |
65. | Р. Д. Брэдбери. «Улыбка», «Каникулы», «Все лето в один день», «Зеленое утро» (1-2 рассказа по выбору учителя) Краткие сведения о писателе. Фантастический мир рассказов Р.Бредбери. «Каникулы». Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р.Бредбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. | - знает содержание рассказов; - определяет тему и основную мысль прочитанных произведений; - размышляет над проблемами, которые раскрываются в прочитанных произведениях; - объясняет смысл названий рассказов Р. Бредбери; - объясняет понятие фантастика; | | Живопись. Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Кино. Т/с «Театр Рэя Бредбери» (реж. Р. Брэдшоу, Б. МакДональд и др), х/ф «451° по Фаренгейту» (реж. Ф. Трюффо). | Мифы | | |
66. | Р. Д. Брэдбери. «Улыбка». Фантастический мир рассказов Р.Бредбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р.Бредбери. | | | | |
67. | Р. Шекли. «Запах мысли». Краткие сведения о писателе. Фантастический мир в рассказе. Утверждение силы и мощи человеческого разума, способности не сдаваться в экстремальных ситуациях. | - знает содержание рассказа; - отвечает на вопросы об идее произведения; - характеризует главного героя, дает оценку его поступкам; - размышляет о проблемах, поднятых в произведении; - раскрывает смысл названия рассказа; - обосновывает, что прочитанное произведение – научно-фантастический рассказ. | | | | | |
68. | Р. Шекли. «Запах мысли». Характеристика главного героя произведения. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Развитие понятий о фантастической и научно-фантастической литературе. | | | | | |
69. | Внеклассное чтение. Кир Булычев «Подземелье ведьм», А. Н. и Б. Н. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», Г. Уэллс «Война миров» | | | | | | |
70. | Обобщение изученного. Итоговый урок «Листая страницы» (литературная игра). | | | | | | |