Логопедическое занятие
Тема:Каникулы со смешариками Дифференциация звуков [С]-[Ш]
Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [Ж] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
Упражнять в согласовании числительных с существительными.
Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
Развивать речевое дыхание.
Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
Развивать внимание и логическое мышление.
Воспитательные:
воспитание положительной мотивации.
Воспитывать внимание к обращённой речи.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Дети: К нам в гости придут Смешарики.
Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.
Появляются игрушки: Совунья и Нюша.
Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?
Дети: Да! Хотим!
Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.
II. Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.
Дети: С-с-с.
Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?
Дети: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?
Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].
Дети: в слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].
III. Изучение нового
1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.
Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА
НАС – НАШ МИСКА – МИШКА
УСЫ – УШИ СОК – ШОК
МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ
Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.
2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.
Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.
Так же дети считают ландыши и листья.
3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?
Дети: Да!
Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.
Игра “Рыбалка”.
С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.
Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.
Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.
Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное, устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.
4. Физминутка “Шарики”.
Дети слушают текст и выполняют движения.
Вот так шарик надуваем | Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх. |
И до облака взлетаем. | Встают на носочки. |
Шарик лопнул – выдыхаем, | Длительный выдох. |
Наши мышцы расслабляем. | Руки опускаем, наклоняем туловище вниз. |
Дышится легко, ровно, глубоко | Поднимаем туловище и свободно дышим. |
5. Логопед: Ребята, вы, наверное, заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.
Игра “Самый внимательный”
Дети надевают маски Совуньи и Нюши.
Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:
Совунье – со звуком [С],
Нюше – со звуком [Ш].
Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.
Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.
Са-са-са – на носу оса;
Ша-ша-ша – мама моет малыша;
Су-су-су – я несу косу;
Шу-шу-шу – дам конфету малышу;
Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;
Ши-ши-ши – на поляне малыши;
Ас-ас-ас – дайте мне ананас;
Аш-аш-аш – где же наш шалаш;
Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;
Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.
6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.
Подскажите, какие слова перепутала Нюша?
Игра “Путаница”
Мама положила в тарелку манную “каску”.
Пожарный носит “кашку”.
Строитель строит “басню”.
Кошку зовут “маска”.
В Новый Год я надену “Машку”.
Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.
IV. Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?
Дети: Да!
Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.
V. Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.
Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз? Давайте их пригласим.
Анализ
занятия «Каникулы со Смешариками»
Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш]
Тема, цель и содержания занятия соответствует программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы.
Организация занятия: занятие было проведено у пятерых детей в возрасте 5 и 6 лет. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей, качество наглядных пособий – хорошее. Учебная речевая деятельность детей организована на достаточном уровне трудности. Обучение носило коррекционно-развивающий и воспитательный характер. Решались задачи воспитания интереса к занятиям и воспитания внимания к обращённой речи. Воспитательное влияние на детей обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.
Структура занятия: Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Дифференциация звуков С, Ш в предложении проходила через слухо-произносительную дифференциацию фонем, развитие речевой памяти, развитие чувства ритма, развитие динамической организации движений, развитие внимания и логического мышления.
Продолжительность занятия в целом и отдельных его этапов в основном соответствовала требованиям. Значительных отступлений от конспекта занятия не было.
Методы и приемы обучения: в начале занятия было использована игра “Смешарики”, что способствовало эмоционально-положительному настрою детей, снятию у них напряжения. При проведении НОД использовала следующие методы:
а) Наглядные:
уточнение артикуляции и произнесения звуков С и Ш,
использование игрушек,
наблюдение: прослушивание аудиозаписи, рассматривание предметных картинок и различных изображений в игре «рыбалка».
б) Словесные:
обсуждение изображений на картинках,
поощрения и похвала.
в) Практические:
игры «Скажи наоборот», «Рыбалка», «Путаница», «Самый внимательный»;
лексические и грамматические упражнения по совершенствованию навыков аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш]. Упражнение в согласовании числительных с существительными.
г) Рефлексия была использована с целью выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. На всех этапах занятия использовался метод поощрения учащихся. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. В ходе занятия логопед следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь обучающимся при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Для снятия усталости и напряжения была включена физкультминутка «Шарики». На занятии оптимально сочетались коллективный характер обучения с индивидуальным подходом к детям.
Анализируя деятельность обучающихся на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Между логопедом и детьми сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям.
Внешний вид логопеда опрятный, эстетически культурный. Речь доступная, логичная, дикция чёткая, голос громкий, темп неторопливый, интонация выразительная, тон доброжелательный.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы.
Считаю занятие результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию обучающихся на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.