« Каприз природы» - подарок и проклятие одновременно .
И куда нам теперь деваться,
Где нам спрятаться,
Где спастись?
Тип урока: урок – размышление изучения нового материала Цель урока: изучить явление радиоактивности; радиоактивных превращений. Задачи: образовательная - ознакомление учащихся с явлением радиоактивности и его физической природы; правила смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой (выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты), способствовать развитию критического мышления; воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту. Оборудование: Периодическая таблица Менделеева Д.И., компьютер .
Модель атома Резерфорда
1906 – первые эксперименты по рассеиванию α -частиц. Присуждение Нобелевской премии по химии
Лауреат Нобелевской премии 1978г
Один из величайших экспериментаторов нашего времени, неоспоримый пионер, лидер и мастер в своей области .
1.Открытие электрического тока, сделанное Гальвани в 1789.
2.Открытие влияния электрического тока на магнитную стрелку , сделанное Эрстедом в 1820г; открытие Фарадеем электромагнитной индукции можно было предугадать.
3. Внешний фотоэффект был открыт Г. Герцем
в 1887 г , и на основе Эйнштейн вывел свои уравнения. Из открытия фотоэффекта родилась квантовая теория.
4.Открытие радиоактивности.
Беккерелем .
5.Открытие космических лучей.
6.Деление ядра.
7.Эксперименты Майкельсона и Морли .
Антуан-Анри Беккерель
(15 декабря 1852 г. – 25 августа 1908 г.)
«Терпение, самоотверженность, упорство в достижении цели – отсюда и успех.»
и
ПЬЕР
МАРИЯ
КЮРИ
(1859–1906)
(1867–1934)
- Радиоактивность – явление самопроизвольного ( спонтанного) превращения атомных ядер в другие ядра с испусканием различных видов радиоактивных излучений и элементарных частиц.
«Золотой век физики»
Лауреат Нобелевской премии по физике в области естественной радиоактивности 1903 и по химии 1911 годов .
Лауреат Нобелевской премии по физике в области естественной радиоактивности 1903 года.
Лауреат Нобелевской премии 1903 года .
α Поток атомных ядер гелия 4 2 Не υ= 14.000 - - 20.000 км/с Пробег в воздухе 40 см свинец – 3 см max Поток электронов 0 - 1e υ≈ 300.000 км/с пробег в воздухе неск. сот метров свинец – до 5 см тело человека пронизывают насквозь Поток коротких ЭМВ (фотонов) υ= 300.000 км/с " width="640"
Излучение
α
Заряд
+
β
Проник. способность
Примеры
min
-
γ
Природа
бумага пробег в воздухе
3-9 см алюминий –
0,05 мм
0
чуть α
Поток атомных
ядер гелия 4 2 Не υ= 14.000 -
- 20.000 км/с
Пробег в воздухе
40 см свинец – 3 см
max
Поток
электронов 0 - 1e υ≈ 300.000 км/с
пробег в воздухе
неск. сот метров свинец – до 5 см тело человека
пронизывают
насквозь
Поток коротких
ЭМВ (фотонов) υ= 300.000 км/с
94
1905
90
93
1903
1904
Алексеева Марина Викторовна © 2008 МОУ СОШ №3 г. Лысково Нижегородской области
Советский физик.
" Атом должен быть рабочим, а не солдатом ".
И.В.Курчатов
«Учёными становятся или рождаются?»
Ирен
Фредерик
и
ЖОЛИО-КЮРИ
(1897 - 1956 )
(1900-1958)
В 1935 г. Ирен и Фредерику Жолио-Кюри совместно была присуждена Нобелевская премия в области искусственной радиоактивности .
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин.
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин…
… Природа когда-то прекрасной была….
В атомном огне Хиросимы и Нагасаки физики „потеряли невинность“-после этих трагических событий они не могли оставаться вне ответственности перед обществом .
31
Взметнулся в небо столб огня.
И взрыв разбрызгал блока глыбу.
Застыла в ужасе земля,
Бедой поднятая на дыбу.
В.Шовкошитый
31
31
“ Утечка умов. ”
Альберт Эйнштейн
Отто Роберт Фриш
Энрико Ферми
(1879-1955)
(1904–1979)
(1901-1954)
« В конце концов научное открытие станет достоянием всего мира» .
31
Пророк XX века -
А.Д.Сахаров
«Отец советской водородной бомбы» и лауреат Нобелевской премии мира.
31
И твердит Природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!»
- "Да, многое зависит от людей!
На ниточке висит моя планета.
Толчок - и нет ни взрослых, ни детей,
Ни снежных зим, ни солнечного лета... Такая жизнь, такое время..."
Рефлексия-мысленное обращение назад, повторное проживание сделанного
1. Были ли затруднения?
Да,нет,не знаю
2 . Совершили ли вы свое маленькое открытие?
Да,нет,не знаю
3 . Доволен ли своей работой на уроке?
Да,нет,не знаю