п/п | Название этапа | Вид деятельности | Краткая характеристика деятельности учащихся | Какие умения формируются у учащихся | Критерии оценки деятельности учащегося |
1 | Подготовительный этап | 1.Выбор темы исследовательской работы, проекта. 2.Создание проблемной ситуации. | Знакомство с правилами и принципами проведения исследовательской работы. Работа с источниками информации. Осознание проблемной ситуации. Формулирование темы. | 1.Умение работать с литературой. 2.Умение анализировать литературные данные. 3.Умение выявлять проблемы в различных областях. | 1.Понимает проблему, объясняет выбор проблемы. 2. Назвал противоречие на основе анализа ситуации. 3.Назвал причины существования проблемы. |
2 | Этап целеполагания | 1.Осмысление проблемы проекта, постановка проблемы. 2.Формулирование цели и задач проекта или исследования. | Осознание учащимися мотивов и целей выполнения исследовательской работы. Работа над формулировкой задач исследования или проекта. | 1. Умение выдвигать гипотезы. 2.Умение формулировать цели и задачи. 3.Умение самостоятельно генерировать идеи. 4.Умение находить несколько вариантов решения проблемы. | 1.Сформулировал проблему, проанализировал её причины. 2.Формулирует и понимает цель. 3. Задачи соответствуют цели. 4.Предложил способ решения проблемы. 5.Предложил стратегию. |
3. | Этап планирования | 1.Осуществление планирования работы. 2.Самообразование. Самоактуализация. | Построение планов деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования. Определяются источники информации. Продумывание хода деятельности. Определение методов исследования. | 1.Умение разрабатывать и планировать свою деятельность в соответствии с целями проекта. 2. Умение устанавливать причинно-следственные связи. | 1.Определил последовательность действий. 2.Указал и обосновал ресурсы. 3.Спланировал текущий контроль. 4.Рассказал о работе над проектом. |
4 | Исполнительский этап | Получение продукта и результата деятельности. | Выполнение и оформление работы. Анализ собранной информации и формулирование выводов. | 1.Умение систематизировать и обобщать данные. 3.Умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные, оформлять полученные результаты. 4.Умение работать в сотрудничестве | 1.Знает виды информационных источников. 2.Выделяет вопросы для сравнения в нескольких источниках. 3.Делает выводы и приводит аргументы. 4.Приводит примеры, подтверждающие выводы. |
5. | Рефлексивно-оценочный этап | Оценка и коррекция исследовательской работы | Самооценка или взаимооценка промежуточных и конечных результатов проделанной работы, коррекция деятельности по проведённым исследованиям | 1. Умение анализировать информацию. 2.Рефлексия результатов решения проблемы. 3.Умение осуществлять оценку созданного проекта. 4.Навыки анализа собственной деятельности. | 1.Сравнил продукт с ожидаемым. 2.Сделал выводы о результатах. 3.Оценил продукт в соответствии с критериями оценки. 4.Скорректировал свою деятельность при необходимости. |
6 | Презентационный этап | Представление результата деятельности. | Презентация проведенного исследования и его защита перед представителями общественности. | 1.Коммуникативные навыки. 2.Презентационные умения. 2.Умение логически излагать информацию. 3.Навыки монологической речи. | 1.Описал ожидаемый результат. 2.Рассказал, как будет использоваться продукт. 3.Обосновал потребителей и область применения. 4.Дал рекомендации по использованию продукта. 5.Спланировал продвижение и определил границы применения продукта. |