Цель этапа, время | Методы обучения | Деятельность обучающихся | Деятельность ученика | Форма организации и учебной деятельности (Ф -фронтальн ая, И -индивидуа льная, П-парная, Г -групповая) | Дидактические материалы, оборудование | Методы и формы контроля | Формируемые УУД |
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Создание условий для выработки готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 2 мин | Словесный метод (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация презентации) Приёмы: проверка готовности, эмоциональный настрой (улыбка), вопрос-ответ, работа со словарями, наводящий вопрос, подводящий диалог. Приём: листы самооценивания. Приёмы: проблемная ситуация, сюжет. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок с помощью улыбки. Выбор качеств, которые пригодятся на уроке (внимательность, решительность, болтливость, активность, лень) Спрашиваю, почему оставили внимательность, решительность и активность. Спрашиваю, как они понимают смысл слова «решительность». После ответа учеников прошу в их словарях на парте найти значение слова «решительность». Для ребенка с ЗПР подготовлен словарь с меньшим количеством слов. Спрашиваю, может ли человек прожить без смелости и готовности принять и осуществить своё решение. Объясняю, что сегодня ученики будут работать с листами самооценивания, в которых будут ставить «+» - справились с заданием, «?» - были вопросы или трудности, «-» - не справились с заданием. Пункты для листов: вспомнить биографию Л. Н. Толстого, прочитать произведение «Прыжок», провести анализ произведения, составить книжечку-помощницу про решительность для мальчика. Говорю, что сегодня к нам за помощью обратился мальчик, который боится сам принимать решения. Он хочет, чтобы мы помогли ему разобраться и показать, что такое решительность. Мы должны будет ему рассказать о человеке, который принял решение, чтобы спасти своего близкого человека. | Приветствие. Проверяют. Улыбаются. Выбирают качества. Объясняют свой выбор. Высказывают своё мнение. Работают со словарём. Отвечают на вопрос. Приходят к выводу, что человек не может без решительности. Смотрят на листы самооценивания. Слушают учителя. | Ф И Ф | Презентация, словари, листы самооценваиния. Экран, проектор. | Устный опрос. | На данном этапе нет предметных результатов. | П - Сравнивали объекты, устанавливали основания для сравнения. Объединяли часть объекта (объекты) по определенному признаку. Классифицировали предложенный объекты. Р - Корректировали свои учебные действия для преодоления ошибок. К - Проявляли уважительное отношение к собеседнику. Признавали возможность существования разных точек зрения. Корректно и аргументировано высказывали свое мнение. Строили речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. | Проявляли сопереживания, уважения и доброжелательности. Проявляли познавательные интересы, любознательность и самостоятельность в познании. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
Создание условий для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 5 – 7 мин | Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (иллюстрации) Практический (упражнения) Приёмы: вопрос-ответ, устный опрос, тест, работа с оборудованием, дыхательная гимнастика, работа со скороговоркой. Приёмы: анализ изображений, вопрос-ответ, предположения, проблемная ситуация. | Повторение изученного на прошлом уроке. Задаю устно вопросы по содержанию произведения Л. Н. Толстого «Акула». Для ребенка с ЗПР подготовлен тест с двумя ответами на выбор на платформе с автоматической проверкой. Задание выполняется на планшете, поэтому перед этим повторяем технику безопасности. Потом со всем классом обсуждаем, чему учит это произведение. Провожу дыхательную гимнастику «Парус корабля», потому что на уроке предстоит много читать. После этого работаем со скороговоркой: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Читаем с разной скоростью и интонацией. Спрашиваю для чего мы выполняли эти упражнения. Подвожу учеников к выводу, что мы подготовили речевой аппарат к правильному и четкому чтению. На экране демонстрирую обложки книг Л. Н. Толстого. Спрашиваю с какими произведениями уже знакомы, а с какими нет. После ответов спрашиваю могут ли они сказать, кто в произведении «Прыжок» обладает той самой решительностью, которой не хватает нашему мальчику. | Отвечают устно на вопросы. Выполняет тест на платформе. Отвечают на вопросы. Повторяют за учителем, вдыхают и выдыхают воздух. Читают скороговорку. Отвечают на вопросы. Смотрят на обложку, определяют произведение, с которым не знакомы. Не могут ответить на вопрос, испытывают затруднение. | Ф И Ф Ф | Иллюстрации книг, презентация. Планшеты, экран, проектор. | Устный опрос. Тест с автоматической проверкой. Устный опрос Практический контроль Устный опрос | Узнают содержание произведения Л. Н. Толстого «Акула». Знают произведения Л. Н. Умеют четко и правильно произносить скороговорки. | П - Классифицировали предложенный объекты. Устанавливали причинно-следственные связи. Корректировали свои учебные действия для преодоления ошибок. К - Проявляли уважительное отношение к собеседнику. Корректно и аргументировано высказывали свое мнение. Строили речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. | Проявляли познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
Создание условий для выявления места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. 1 мин | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация презентации) Приёмы: наводящие вопросы, выбор затруднения, подводящий диалог. | На экране демонстрирую возможные затруднения, чтобы ученики их выбрали: Мы не знакомы с произведением. Мы не помним героев этого произведения. | Определяют затруднение. | Ф | Презентация. Экран, проектор. | Устный опрос | На данном этапе нет предметных результатов. | П - Распознавали достоверную и недостоверную информацию. К - Строили речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. | Проявляли познавательные интересы, любознательность в познании. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Создание условий для постановки целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. 1 мин | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация презентации) Приёмы: целеполагание, работа с планом, самопроверка по слайду | Прошу определить тему, цель и задачи урока по опорным словам (узнаем, будем учиться, будем развивать) Тема: Толстой Л. Н. «Прыжок» Цель: познакомиться с произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок» Задачи: Узнаем, о чем произведение «Прыжок» Будем учиться анализировать прочитанный материал и выразительно читать. Будем развивать речь и навыки правильного и выразительного чтения. Для ребенка с ЗПР подготовлен план, который нужно восстановить, поставив пункты плана в нужном порядке. Прошу проверить по эталону на экране. | Определяют тему, цель и задачи урока. Восстанавливает последовательность. | Ф | Презентация, карточка с планом. Экран, проектор. | Устный опрос. | На данном этапе нет предметных результатов. | Р - Планировали действия по решению учебной задачи для получения результата. Выстраивали последовательность выбранных действий. К - Проявляли уважительное отношение к собеседнику. Корректно и аргументировано высказывали свое мнение. Строили речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. | Проявляли познавательные интересы, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
5. Этап реализации построенного проекта |
Создание условий для первичного восприятия произведения и подготовки к осмысленному анализу произведения. 8 - 10 мин | Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (учебник, иллюстрации) Практический (упражнения, чтение) Приёмы: работа с биографией, вопрос-ответ, работа с учебником, предположения, листы самооценваиния, словарная работа, работа на карточке, чтение по цепочке, мнемотаблица. Приёмы: вопрос-ответ, устный опрос, работа с планом, работа с определениями. | Спрашиваю у учеников что они помнят про биографию Л. Н. Толстого. Прошу некоторых учеников рассказать факты из биографии, которые они помнят. Дополняю их ответы фактами, которые они не назвали. Прошу открыть учебники на 127 странице, прочитать название произведения, с которым будут работать и предположить о чём рассказ. Говорю, что узнаем, верны ли предположения, когда прочтём Напоминаю про лист самооценивания. Провожу словарную работу. Объясняю смысл слов, которые могут вызвать затруднения в понимании текста: парус, парусник, мачта, аршин, канаты, палуба, раззадорился, макушка, корчиться. Ребенок с ЗПР получает отдельную карточку с этими словами, но там расставлены ударения. Прошу прочитать слова. Говорю, что сейчас мы будем читать по цепочке. Начинаю первая. Перед этим напоминаю про правильную посадку. Прошу внимательно следить за текстом. Для ребенка с ЗПР предлагаю мнемотаблицу для опоры при чтении. Напоминаю про лист самооценивания. Задаю вопросы для проверки первичного восприятия (Вам понравилось произведение? Какое настроение вызвало это произведение? Кто герои этого произведения? и пр.) Спрашиваю, какой жанр у этого произведения, что такое рассказ, чем рассказ отличается от сказки. Прошу назвать правила работы в парах. Прошу в парах на карточке написать план текста. У ребенка с ЗПР карточка с лишними пунктами. И в помощь мнемотаблица. Для проверки читают свои планы. До этого прошу вспомнить, как составляется план текста. План рассказа: 1. На корабле. 2. Забавные проказы обезьяны. 3. Погоня за обезьяной. 4. Мальчик на перекладине. 5. Решение отца. 6. Прыжок мальчика в море. 7. Спасение мальчика. ФИЗМИНУТКА | Вспоминают биографию Л. Н. Толстого. Отвечают на вопросы. Открывают учебник, читают название. Предполагают. Работают с листом самооценивания. Работают со словами. Рассматривает карточку, читает слова. Читают по цепочке текст. Работают с листом самооценивания. Отвечают на вопросы. Составляют план текста. Выполняют физминутку | Ф И Ф И Ф П Ф | Учебник, презентация, карточка помощница, мнемотаблица, листы самооценваиния. Экран, проектор. | Устный опрос Самоконтроль. Практический контроль Самоконтроль. Устный опрос. Письменный контроль. | Знают биографию Л. Н. Толстого. Знают, что такое рассказ и его отличительные особенности. Умеют читать по цепочке. Понимают, как составлять план текста. | П - Прогнозировали возможное развитие процессов. Р - Корректировали свои учебные действия для преодоления ошибок. К - Строили речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. Ответственно выполняли свою часть работы. | Проявляли познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Бережное отношение к физическому и психологическому здоровью. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Создание условий для повторного чтения и анализа учащимися художественного произведения нового. 5 мин | Словесный (беседа, объяснение) Практический (чтение) Приёмы: вопрос-ответ, выборочное чтение, работа на интерактивной панели, задание на интерактивной платформе, работа с содержанием текста, листы самооценивания. | Говорю, что сейчас мы будем работать с текстом. Ученикам в тексте нужно будет найти ответы на вопросы и прочитать их. Ребенок с ЗПР выполняет задание на соотношение на интерактивной панели. Ему нужно найти ответы на те же вопросы и соединить с нужным вопросом. Подсказки для мальчика: озвученный текст фрагмента, если нажать на специальную кнопку возле него. Платформа с автоматической проверкой. Перед работой говорю про технику безопасности. Вопросы: Найдите в тексте учебника, откуда прибыл корабль? Что сделала обезьяна? Почему мальчик залез на мачту корабля? и пр. После этого обсуждение со всеми учениками, определяем какая главная мысль рассказа и чему он учит сказка. Спрашиваю почему же произведение называется «Прыжок». Спрашиваю, кто предпринял решительное действие, чтобы спасти близкого человека. Подвожу учеников к мысли, что отец за короткое время успел оценить ситуацию, сделать правильный выбор, выстрелив, чем спас ему жизнь. Прошу учеников называть людей в жизни, которым тоже нужно быстро принимать решения чтобы спасать других людей. Обсуждаем, насколько важен их труд в жизни других людей и общества. Напоминаю про листы самооценивания. | Слушают учителя. Выполняет задание на интерактивной панели. Остальные ученики устно отвечают на вопросы. Обсуждают вопросы и рассуждают. Ученики называют пожарных, полицейский, спасателей, военных. Работают с листами самооценивания. | Ф И Ф И | Учебник, листы самооценивания. Интерактивная доска. | Практический контроль Устный опрос Самоконтроль. | Знают содержание рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок». Умеют работать с текстом. Умеют ориентироваться в тексте, чтобы отвечать на вопросы. | П - Устанавливали причинно-следственные связи. Формулировали выводы и подкрепляли их доказательствами. К - Проявляли уважительное отношение к собеседнику. Признавали возможность существования разных точек зрения. Корректно и аргументировано высказывали свое мнение. | Проявляли сопереживания, уважения и доброжелательности. Осознавали ценности труда в жизни человека и общества. Проявляли познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Создание условий для вторичного синтеза произведения 5 – 7 мин | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (карточка) Практический (упражнение) Приемы: вопрос-ответ, работа на карточке, проверка по эталону, анализ пословиц, листы самооценивания. | Задание на карточке. Ученикам нужно выбрать две лишние пословицы, которые не относятся к произведению. Промедление смерти подобно. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Храбрый в трудный час победит. Решительность устраняет опасность. Жизнь дороже всех сокровищ. Учиться никогда не поздно. Проверка осуществляется с помощью документ-камеры. Для ребенка с ЗПР такое же задание, только с меньшим количеством пословиц и нужно найти одну лишнюю. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Решительность устраняет опасность. Жизнь дороже всех сокровищ. Проверяет самостоятельно по карточке, которую ему дадут. После обсуждение почему оставили именно эти пословицы, какой у них смысл. И кому подходят лишние пословицы. Делаем вывод, что лишние пословицы подходят ученикам. | Выполняют задание на карточке. Проверяют на эталону на экране. Выполняет задание. Проверяет по эталону на карточке. Отвечают на вопросы. | И | Карточка с заданиями, карточка для проверки задания. Документ-камера, экран, проектор. | Письменный контроль Проверка по эталону Письменный контроль Проверка по эталону Устный опрос | Умеют определять смысл пословиц. | П - Сравнивали объекты, устанавливали основания для сравнения. Распознавали достоверную и недостоверную информацию. Р - Корректировали свои учебные действия для преодоления ошибок. К - Проявляли уважительное отношение к собеседнику. | Проявляли познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Создание условий для повторения и закрепления ранее изученного 8-10 мин | Словесный (объяснение, беседа, инструктаж) Наглядный (иллюстрации) Практический (упражнение) Приёмы: создание книжечки-помощницы, листы самооценивания. | Задание по группам – создание книжечки-помощницы для мальчика. Перед этим прошу назвать правила работы в группах. 1 группа делает обложку (название произведения, автор и рисунок) 2 группа делает анализ персонажей, пишет описание и портрет героев Ребенок с ЗПР с помощью изображений составляет план рассказа, приклеивая их на лист в нужной последовательности. Для образца он может использовать карточку с мнемотаблицей по содержанию рассказа. После этого все ученики представляют проделанную работу. После выполнения группами задания всё объединяется в одну книжечку. Напоминаю про листы самооценивания. | Выполняют задание по группам. Говорят правила работы в них. Ребенок работает с мнемотаблицей. Работают с листами самооценивания. | Г И | Иллюстрации, листы для создания книжечки-помощницы. | Творческая работа. Практический контроль Устный опрос. | Знают содержание рассказаЛ. Н. Толстого. Умеют делать анализ персонажей. | П - Формулировали выводы и подкрепляли их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения. К - Проявляли уважительное отношение к собеседнику. Проявляли готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. Ответственно выполняли свою часть работы. Оценивали свой вклад в общий результат. | Проявляли сопереживания, уважения и доброжелательности. Проявляли познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Создание условий для самооценивания учащимися результатов своей учебной деятельности 2 мин | Словесный (беседа, интруктаж) Наглядный (иллюстрации) Приёмы: вопрос-ответ, наставление, листы самооценивания, рефлексия «Корабли». | Говорю, что мальчик благодарит за помощь, ему пригодится книжечка-помощница, которую ученики сделали, передает совет, что не нужно бояться чего-то, а надо делать. Подведение итогов урока (возвращение к теме и цели урока). Прошу учеников посмотреть на листы самооценивания, спрашиваю у кого были трудности и какие. Для рефлексии используется приём «Корабли». Ученики должны раскрасить парус корабля в определённый цвет и приклеить его на море на доске: Красный – недоволен своей работой и было много вопросов и трудностей, желтый – мог поработать лучше, зелёный – доволен работой на уроке, не было трудностей. Анализирую результаты рефлексии, если есть ученики, которые раскрасили парус красным, то спрашиваю почему. Отмечаю работу наиболее активных учеников. Прощаюсь. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Подводят итоги, оценивают свою деятельность Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Прощаются. | Ф И Ф | Карточки для рефлексии, листы самооценваиния. | Устный опрос. Самоконтроль. Рефлексия. | На данном этапе нет предметных результатов. | Р - Устанавливали причины успеха\неудач учебной деятельности. К - Строили речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. | Проявляли сопереживания, уважения и доброжелательности. |