СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта и программа диагностики готовности ребенка к школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация будет полезна учителю первого класса в первые дни ребенка в школе.

Просмотр содержимого документа
«Карта и программа диагностики готовности ребенка к школе»

Ф.И. ребёнка ____________________________________

Класс: ______ класс.

Симптомы нормальной адаптации.

Степень выраженности.

сильно

средне

слабо

нет

Физиологическая адаптация.

1. Трудоспособность.





2. Уравновешенность.





3. Жизнерадостность, оптимистичность.





4. Внимательность, сосредоточенность.





5. Хороший аппетит.





Социально-психологическая адаптация.

К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.





2. Активный, продолжительная заинтересованность.





3. Адекватная реакция на замечания.





4. Старательный, усердный.





5. Активный на уроке.





6. Самостоятельно выполняет задания.





7. Быстро включается в учебный процесс.





8. Равномерная успешность в учении.





9. Прогресс успешности в учении.





10. Аккуратный.





К общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.





2. Вступает в контакт с детьми.





3. Пользуется симпатией детей.





4. Активный, эмоциональный в игре.





5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми.





6. Стремится к общению с учителем.





7. Вежливый.





Физиологическая дезадаптация.

1. Утомляемость.





2. Тревожность, неуверенность, заторможенность.





3. Импульсивность, расторможенность в поведении.





4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость.





5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.





1 6. Жалобы на головную боль.





7. Жалобы на тошноту, боль в животе.





| 8. Отсутствие аппетита.





9. Заикается, запинается.





10. Грызёт ногти, очень взволнованный.





11. Засыпает на уроке.





Социально-психологическая дезадаптация.

К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.





2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию.





3. Отказывается выполнять задания.





4. Нестарательный, равнодушный к неудачам.





5. Негативно относится к замечаниям, плачет.





6. «Присутствует» на уроке, молчит.





7. Нуждается в помощи и контроле.





8. Медленно включается в учебный процесс.





9. Наблюдается падение успеваемости.





10. Неаккуратный, несобранный.





К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям.





2. Ссорится, обзывает детей.





3. Кусается, царапается.





4. Отказывается от общения с детьми.





5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству.





6. Требует особого внимания к себе.





7. Избегает общения с учителем.





8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.





9. Ни с кем не здоровается.





10. Создаёт конфликтные ситуации.






Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе»

(Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе)

Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка

I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.

1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»

5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.

Обработка результатов:

19-30 баллов – зона адаптации;

13-18 баллов – зона неполной адаптации;

0-12 баллов – зона дезадаптации.


ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

№ п/п

Область

диагностики

Используемые методики

Цель методики

Количество занятий

Время

на одно занятие

Подготовка заключения

1.

Мотивационная сфера

Беседа о школе

Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения

1

до 15 мин

до 45 мин

2.

Сенсомоторная сфера

Проективная методика «Домик» Н. Гуткиной

  • способности ребёнка копировать многокомпонент-ную исходную модель;

  • развитости внимания;

  • умения воспринимать объекты в пространстве;

  • степени сенсорной координации;

  • уровня формирования мелкой и крупной моторики пальцев и рук.

1

до 15 мин

до 45 мин

3.

Эмоционально-волевая сфера

Диагностика эмоциональной сферы Л.П. Стрелковой

(5 заданий)

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

  • дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

1

До 45 мин

до 2-х часов

Методика «Волшебная страна чувств»  (Авторы – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

  • Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни.

  • Исследование психоэмоционального состояния ребенка 

1

До 45 мин

До 45 мин

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»


Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

1

До 45 мин

До 45 мин

4.

Познавательная сфера

Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна)


Установление связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении

1

До 45 мин

до 2-х часов

5.

Комплексная диагностика речевой успешности будущих первоклассников

Экспресс-диагностика речевой успешности по материалам Т.А. Фотековой:

  • Фонематическое восприятие;

  • Артикуляционная моторика;

  • Звукопроизношение;

  • Звуко-слоговая структура;

  • Грамматический строй речи;

  • Словообразование;

  • Связная речь.


  • несформированность звуковой стороны речи;

  • незаконченность формирования фонематического восприятия;

  • бедность словарного запаса;

  • нарушения в грамматическом оформлении речи;

  • ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

  • неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;

  • низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;

  • слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

1

До 45 мин

До 2-х часов

6.

Заключительная комплексная диагностика


  • развитие памяти;

  • чистоту произношения; умение повторить сложное слово;

  • умение различать звуки в словах;

  • развитие речи;

  • произвольное внимание;

  • готовность руки к письму;

  • умение действовать по инструкции;

  • развитие логического мышления;

  • пространственную ориентацию;

  • общую осведомленность ребенка об окружающем мире;

  • элементарные математические навыки.

3

по 40 минут

Каждое занятие до 2-х часов

7.

Итоговая консультация и индивидуальный подбор траектории развития ребенка



1

20 мин.

До 3-х часов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!