СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта контроля работы учителей истории и обществознания по развитию читательской грамотности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к проверке читательской грамотности на уроках истории и обществознания по критериям ФГОС и международного исследования PISA

Просмотр содержимого документа
«Карта контроля работы учителей истории и обществознания по развитию читательской грамотности школьников»

Карта контроля работы учителей истории и обществознания

по развитию читательской грамотности школьников

Цель - подготовка школьников к региональной проверке качества образования по модели PISA.


Цель

Задания для учеников

Учебный предмет

Количество 

вы балл ших 

учеников в %,

Балл


PISA

ФГОС


Развить умение находить и извлекать информацию

Определить информационное 

пространство, где содержится 

необходимая информация 

Найти дополнительную информацию в справочной литературе, интернете, 

чтобы решить различные учебные  задачи

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Извлечь информацию, то есть выбрать требуемую информацию

Провести атрибуцию письменного исторического источника, то есть определить авторство, время и место 

создания, события, явления, процессы, о которых идет речь.

Проанализировать текст исторического  источника: тему, цели создания, основную мысль, позицию автора и 

участников событий.

Ответить на вопросы к тексту, составить план, таблицу, схему.

Проанализировать контекст, 

использовать письменные исторические источники, чтобы аргументировать 

дискуссионные точки зрения

История

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

Выполнить навигацию по информационному пространству, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации. Пример: определить требования работодателя в объявлении о работе, найти номер телефона с несколькими префиксными кодами или конкретный факт, чтобы поддержать или опровергнуть утверждение

Ответить на вопросы по содержанию исторического источника. Составить на его основе план, таблицу, схему

История

100–81%

 

80–51%

 

Менее 50%

0

Найти социальную информацию по теме в адаптированных источниках: СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики

Обществознание

100–81%

 

80–51%

 

Менее 50%

0

Развить умение 


интегрировать и 


интерпретировать

Задания на интеграцию, в 
которых надо соединить 
различные части информации, 
чтобы придать смысл тексту.
Пример: определить сходства и 
различия, сравнить, понять причинно-следственные связи.

Задания, чтобы научить понимать связанность текста

Привести примеры и смоделировать ситуации.

Примеры связаны с биологическими и 

социальными потребностями человека; 

отношениями между поколениями; 

видами деятельности человека; 

межличностными отношениями и 

конфликтами; семейными ценностями, ценностями российского народа; 

взаимодействием человека и природы; 

влиянием российской культуры на 

мировую; решением глобальных  проблем

Обществознание

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Задания на интерпретацию – поиск смысла в неочевидном. Ученик выдвигает предположения о значении части текста или всего текста

Найти социальную информацию по 

заданной теме в СМИ, учебниках, фото-  

и видеоизображениях, диаграммах, графиках.

Соотнести содержание нескольких источников социальной информации, 

уметь составить на их основе таблицу, схему, план

Обществознание

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

80–51%

 

Менее 50%

 

Выявить и перечислить подтверждающие доказательства, сравнения и сопоставления информации, в которой требуется собрать два или более фрагмента информации из текста.

Сделать вывод о предполагаемой связи, чтобы обработать явную или неявную информацию из одного или нескольких источников.

Получить вывод из локального контекста. Для этого интерпретировать значение слова или фразы, которые придают тексту определенный смысл. Сделать вывод о намерении автора и найти доказательства этому намерению

Сопоставить информацию по двум или более историческим картам/схемам.

Сопоставить информацию на 

исторической карте/схеме с другими источниками информации

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Проанализировать, обобщить, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников по изученным темам: СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики.

Соотнести информацию с собственными знаниями, личным социальным опытом и сделать выводы

Обществознание

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

Менее 50%

 

Развить умение 

осмыслить и оценить 

текст

Противопоставить факты, выдвинуть гипотезы на основе собственного опыта или на основе собственных знаний

Сравнить по предложенному образцу или критериям исторические события, 
явления, процессы в исторический период.
Оформить результаты сравнения в виде таблицы, на основе сравнения сделать вывод. Определить и объяснить с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, 
достижениям и личностям в исторический период.

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Сформулировать суждение, основанное на знаниях, идеях, установках, выходящих за рамки текста.
Оценить утверждения в тексте с точки зрения личных представлений о мире.

Подтвердить свою точку зрения на текст

Провести атрибуцию письменного исторического источника, то есть определить его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь.

Соотнести содержание письменного исторического источника с другими источниками информации при изучении событий.

Использовать контекстную информацию для анализа исторического источника.

Использовать письменные исторические источники, чтобы аргументировать дискуссионные точки зрения

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Научить анализировать 


тексты разных 


форматов

Проанализировать составные тексты. Такие тексты авторы создают независимо друг от друга. Например, набор веб-сайтов компаний, которые предлагают аналогичные путешествия как одну услугу

Проанализировать источник социальной информации: СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображение, диаграмму, график.

Обобщить, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из источника.

Соотнести социальную информацию из источника с собственными знаниями и сделать выводы

Обществознание

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 





Проанализировать несплошные тексты – списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы и формы

Прочитать и проанализировать 

историческую карту или схему.

Рассказать о ходе исторических событий, процессов на основе анализа исторической карты/схемы.

Охарактеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период.

Проанализировать историческую 
информацию в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм и представить историческую информацию в форме таблиц, схем

История

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

Менее 50%

 

Проанализировать смешанный текст. Такой текст включает элементы сплошных и несплошных форматов.


В печатной среде – общий формат для журналов, справочников и отчетов.


В цифровой среде – это авторские веб-страницы со списками, абзацами и графиками, сообщения электронной почты, чатов и форумов

Использовать условно-графическую, 

изобразительную наглядность и  статистическую информацию, чтобы 

изучить и объяснить событие, явление,  процесс

История

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

Научить работать с 


разными типами 


текстов

Проанализировать текст-
описание – тип текста про свойства предметов в пространстве.

Примеры: описание местав книге о путешествиях или 

дневнике, географическая карта, 

онлайн-расписание полетов или описание черты, функции или 
процесса в техническом руководстве

Ответить на вопросы по содержанию  исторического источника

История

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

Проанализировать текст-повествование – тип текста про свойства предметов во времени.

Примеры: роман, краткий рассказ, пьеса, биография, художественные тексты и сообщения о событиях в газете

Рассказать по самостоятельно 

составленному плану об исторических  событиях, процессах, явлениях, 

деятелях истории, используя 

информацию, представленную в 

исторических источниках различного  типа

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Проанализировать текст-изложение – тип текста, в котором информация представлена как составные понятия.

Текст объясняет, как различные элементы составляют единое целое.

Примеры: эссе, график с изменениями численности населения, концептуальная карта

Изложить рассказ в письменной форме 

по заданным требованиям.

Создать устные монологические 

высказывания с соблюдением норм современного русского языка и речевого 

этикета, корректно использовать понятия 

и термины в рассказе.

История

100–81%

 

80–51%

 

Менее 50%

0

Проанализировать текст-инструкцию – тип текста с указаниями на действия, которые необходимо совершить.

Примеры: рецепт или руководство по работе с программным обеспечением

Установить по предложенному алгоритму причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов истории

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 





Проанализировать текст-аргументацию – тип текста, который демонстрирует взаимоотношения между понятиями или утверждениями.

Подклассификация: тексты-убеждения и тексты, выражающие мнения, ссылающиеся на мнения и точки зрения.

Примеры: письма к редактору, посты на онлайн-форуме и отзывы о книге или фильме в интернете

Прочитать текст и аргументировать свое 

отношение к социальным явлениям, процессам с опорой на факты общественной жизни, личный  социальный опыт и обществоведческие 

знания 

Обществознание

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Определить и объяснить, аргументировать с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Научить работать с 

текстами для разных 

жизненных ситуаций

Проанализировать текст для деловой ситуации.

Примеры: найти объявление о работе в газете или интернете;  инструкцию, как приступить к работе

Проанализировать текст о роли подростка в социальной или политической сфере общественной жизни

Обществознание

100–81%

 

80–51%

1

Менее 50%

 

Проанализировать текст для учебной ситуации. Содержание учебных текстов обычно строится специально для учебных задач.

Примеры: школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы

Сравнить по предложенному образцу и  критериям исторические события, 
явления, процессы. Оформить  результаты сравнения в виде 
сравнительной таблицы, на основе  сравнения сделать вывод

История

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Проанализировать текст для общественной ситуации. Примеры: официальные документы и информация об общественных событиях, а также блоги в виде форума, новостные веб-сайты и общественные заметки в интернете и в печатных изданиях

Проанализировать, обобщить, 

систематизировать и конкретизировать 

информацию из различных источников: 

материалов СМИ, учебного текста, фото- 

и видеоизображений, диаграмм, 

графиков и других адаптированных 

источников по изученным темам.

Соотнести информацию с собственными 

знаниями об экономической и духовной 

сферах общества и личным социальным 

опытом, сделать выводы

Обществознание

100–81%

2

80–51%

 

Менее 50%

 

Итоговый балл



Максимальный балл























Обработка результатов

Оцените уровень, на котором педагоги сформировали у школьников читательскую грамотность, в баллах. Если задание выполняют от 81 до 100 процентов школьников, то поставьте в карту 2 балла; задание выполняют от 51 до 80 процентов – 1;

а если задание выполняют менее 50 процентов учеников, то внесите в карту 0 баллов.

Посчитайте итоговый балл (К) и сравните его с ключом:

 100 ≤ К ≤ 80 – ученики выполняют требования ФГОС, которые сходны с требованиями оценки читательской грамотности по модели PISA. В целом педагог проводит качественную подготовку учеников;

 79 ≤ К ≤ 50 – ученики выполняют требования ФГОС, которые сходны с требованиями PISA, но не в полном объеме. В целом учителя не систематически предлагают ученикам задания, которые необходимы для развития читательской грамотности; 

49 ≤ К ≤ 30 – у педагога вашей школы нет системы работы, чтобы ученики достигли бразовательных результатов по ФГОС, сходных с требованиями к оценке читательской грамотности по модели PISA. Необходимые умения ученики не освоили в полной мере. Школьники могут выполнить лишь отдельные задания;

 29 ≤ К ≤ 0 – требования ФГОС, которые сходны с требованиями PISA, выполняют отдельные ученики. Педагоги практически не сформировали читательскую грамотность большинства учеников вашей школы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!