СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта наблюдений Д Стотта

Нажмите, чтобы узнать подробности

для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Карта наблюдений Д Стотта»

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ Д. СТОТТА

Карта наблюдения Д. Стотта предназначена для изучений особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы, лагеря. К дезадаптированным относятся два типа учеников; а) которые испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это так называемые трудные дети; б) которым самим трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов – особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК), или синдромами. СК пронумерованы и имеют собственное название. Каждый симптомокомплекс включает определен­ный: перечень симптомов (фрагментов) поведения ребенка.

Как заполнять карту

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, кото­рые соответствуют тем или иным фрагментам поведения, харак­терным для данного ребенка. В бланке номера симптомов не все­гда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или: иного симптома. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа – «неприспособленность») от менее тяжелых (слева – «нарушения»).



Карта наблюдения

-1-

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

  2. Плачет, когда ему делают замечания.

  3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно ока­зывает ее, если его об этом попросят.

  4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

  5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

  6. Лжет из боязни.

  7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

  8. Никогда не приносит и не показывает учителю найден­ных им вещей, хотя его товарищи часто это делают.

  9. Никогда не приносит учителю цветов или других подар­ков, хотя его товарищи это делают.

  1. Имеет только одного хорошего друга и, можно сказать, игнорирует других одноклассников.

  2. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

  3. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

  4. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

  5. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

  6. Легко отказывается от активного участия в игре.

  7. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

-2-

  1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

  2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет.

  3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно.

  4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

  5. Временами проявляется отсутствие интереса во время сво­бодных занятий.

  6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет.

  7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

  8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими.

  9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточ­ной энергией.

  10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

  11. Вял, безынициативен в классе.

  12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

  13. Проявляет внезапные спады энергии.

  14. Движения замедлены.

  15. Слишком апатичен, чтобы от чего-нибудь расстраиваться.

  16. Взгляд равнодушный.

  17. Всегда ленив в играх.

  18. Часто мечтает наяву.

  19. Говорит невыразительно, бормочет.

  20. Выглядит усталым (угнетенный, несчастный), редко сме­ется.

-3-

  1. Никогда ни с кем не здоровается.

  2. Не реагирует на приветствие.

  3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

  4. Избегает разговоров, замкнут в себе.

  5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями.

  6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

  7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

  8. Избегает других людей.

  9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то за­дет или в чем-то подозревается.

  10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невоз­можно «приблизиться».

  11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей.

  12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разго­вора.

  13. Ведет себя подобно настороженному животному.

-4-

  1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

  3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

  4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учите­лям.

  5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д.

  6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

  7. Слишком много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

  8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

  9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной.

  10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя.

  11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различ­ными мелкими делами и жалобами на товарищей.

  12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его ис­ключительно собой).

  13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

  14. Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилага­ет никаких стараний со своей стороны в этом направле­нии.

  15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внима­ние взрослых и приобрести их симпатию.

  16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчива­ются успехом.

-5-

  1. Переменчив в настроении.

  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда на­ходится в «хорошем» настроении.

  3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

  4. Часто бывает в плохом настроении.

  5. При соответствующем настроении предлагает свою по­мощь или услуги.

  6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, иног­да просит учителя о чем-либо.

  7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда из­бегает этого.

  8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие.

  9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

  10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впе­чатление человека, умышленно плохо выполняющего ра­боту.

  11. Портит общественную и частную работу.

  12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

  13. Подозрителен, когда защищается от предъявленные обвинений.

  14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен.

  15. Негативная позиция, если ему делают замечания.

  16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

  17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы.

  18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.

  19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.

  20. Очень непослушный, не соблюдает дисциплину.

  21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу).

  22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

  23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

  24. Ведет себя непристойно.

-6-

  1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

  2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

  3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком».

  4. Слишком смел (рискует без надобности).

  5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии большинством.

  6. Любит быть в центре внимания.

  7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя.

  8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним.

  9. Хвастается перед другими детьми.

  10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

  11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

  12. Одевается вызывающе.

  13. Нравится портить общественную собственность.

  14. Дурацкие выходки в группе.

  15. Подражает хулиганским проделкам других.

-7-

  1. Не заинтересован в учебе.

  2. Работает в школе, только когда над ним «стоят» или ког­да его заставляют.

  3. Работает вне школы, только когда его контролируют.

  4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

  5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.

  6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

  7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

  8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людь­ми они в норме.

  9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

  10. Списывает домашнее задание у других.

  11. Берет чужие книги без разрешения.

  12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

  13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими).

  14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

  15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

  16. Скрытен, недоверчив, недружелюбен.

-8-

  1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

  2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его об­щения.

  3. Докучает другим детям, пристает к ним.

  4. Ссорится, обижает других детей.

  5. Пытается своими замечаниями создать трудности у дру­гих детей.

  6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие дру­гим детям.

  7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.

  8. Докучает более слабым детям.

  9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

  10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапа­ется, использует опасные предметы в качестве орудия дра­ки).

-9-

  1. Очень неряшлив.

  2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, ко­торый для них очень неприятен.

  3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неуда­чах.

  4. Совершенно не владеет собой в играх.

  5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

  6. Безответственный в ручной работе.

  7. Нестарателен в школьных занятиях.

  8. Слишком беспокоен, чтобы мог работать в одиночку.

  9. Не может в классе быть внимательным или слишком дол­го на чем-то сосредоточиваться.

  10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может оста­новиться, хотя бы на относительно короткий срок.

  11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать указания или за­мечания, полученные от взрослых.

-10-

  1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

  2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.

  3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста.

  4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.

  5. Играет исключительно или преимущественно с детьми бо­лее младшего возраста.

  6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться.

  7. Другие дети ему докучают (он является «козлом отпуще­ния»).

  8. Раз или два пытался прогуливать уроки.

  9. Часто опаздывает.

  10. Уходит с отдельных уроков.

  11. Неорганизован, разболтан, несобран.

  12. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный.

-11-

  1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».

  2. Говорит беспорядочно.

  3. Часто моргает.

  4. Делает бесцельные движения руками, имеют место раз­нообразные «тики».

  5. Грызет ногти.

  6. Ходит подпрыгивая.

  7. Сосет палец (старше 10 лет).

-12-

  1. Часто отсутствует в школе – полдня или целый день.

  2. Отсутствует в школе по несколько дней.

  3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ре­бенка в школе (например, заболел).

  4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

  5. Неряшлив, «грязнуля».

  6. Выглядит очень плохо питающимся.

  7. Значительно некрасивее других детей.

-13-

  1. Очень раннее развитие, чувствительность к противопо­ложному полу.

  2. Задержки полового развития.

  3. Проявляет извращенные наклонности.

-14-

  1. Сильно отстает в учебе.

  2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстни­ков.

  3. Совершенно не умеет читать.

  4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

  5. Совершенно не понимает математики.

  6. Другие дети относятся к нему, как к дурачку.

  7. Попросту глуп.

-15-

  1. Неправильное дыхание.

  2. Частые простуды.

  3. Частые кровотечения из носа.

  4. Дышит через рот.

  5. Склонность к заболеванию ушей.

  6. Склонность к кожным заболеваниям.

  7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

  8. Частые головные боли.

  9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

  10. Болезненные, покрасневшие веки.

  11. Очень холодные руки.

  12. Косоглазие.

  13. Плохая координация движений.

  14. Неестественные позы тела.

-16-

  1. Плохое зрение.

  2. Слабый слух.

  3. Слишком маленький рост.

  4. Чрезмерная полнота.

  5. Прочие ненормальные особенности телосложения.



Содержание симптомокомплексов

1. НД – недоверие к людям, вещам, ситуациям.

Любые достижения, любой успех стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость. От 1 до 11 – менее явные симптомы; от 12 до 17 – симптомы явно­го нарушения.

2. Д – депрессия.

Проявления апатии, пониженного настроения. В более лег­кой форме (симптомы 1 – 6) время от времени наблюдаются раз­ного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии.

3. У – уход в себя.

Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению к любым контактам с людьми, неприя­тие проявляемого к нему чувства симпатии; любви.

4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым.

Беспокойство и неуверенность относительно того, интере­суются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 – ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 – обращает на себя внимание и преувеличен­но добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 – проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

5. ВВ – враждебность по отношению к взрослым.

Проявляется в различных формах неприятия взрослых от из­бегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враж­дебности. Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные фор­мы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждеб­ности или депрессии. Симптомы 5-9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их расположения. Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 – полная, не­управляемая, привычная враждебность.

6. ТД – тревога по отношению к детям.

Беспокойство и неуверенность ребенка за принятие себя дру­гими детьми: нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враж­дебности. Все симптомы одинаково важны.

7. А – недостаток социальной нормативности (асоциальность).

Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных нормах негативизма. Симптомы 1-5 – отсутствие старания понравиться взрослым; безразличие и отсутствие за­интересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 – у более старших детей могут указывать на определен­ную степень независимости. Симптомы 10-16 – отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах; 16 – считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

8. ВД – враждебность к детям.

Враждебное отношение к другим детям – от ревнивого сопер­ничества до открытой враждебности. Слабая выраженность мо­жет указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.

9. Н – неугомонность, неусидчивость.

Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склон­ность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долго­временных усилий.

10. ЭН – эмоциональное напряжение.

Признак эмоциональной незрелости, ведущий в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Прояв­ление тревожности в поведении, склонность к слезам. Симпто­мы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости; 6-7 – о серьезных страхах; 8-10 – о прогулах и непунктуальности.

11. НС – невротические симптомы.

Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения. Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний.

12. С – неблагоприятные условия среды.

Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего связанной с семейным окружением.

13. СР – сексуальное развитие.

Фиксирует общую оценку темпов и направленности полово­го развития.

14. УО – умственная отсталость.

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.

15. Б – болезни и органические нарушения.

Содержит внешние признаки, по которым можно опреде­лить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точ­ный диагноз.

16. Ф – физические дефекты.

Обращает внимание на ненормальности телосложения, сла­бое зрение и слух.





КАРТА НАБЛЮДНИЯ СТОТТА



Имя, фамилия ________________________________________________ Возраст__________

Дата __________________ Отряд ________________________________



1


НД


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16






2


Д


1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

1415

16

17

18

19

20






3


У


1

2

3

4

5

6

7



8

9

10

1112

13




4


ТВ


1

2

3

4

5

6

7

9

11

13

15

8

10

12

14

16






5


ВВ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1516

17

18

19

20

21

22

23

24


6


ТД


2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

1415






7


А


1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

1516


8


ВД

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2



9


Н


1

2

3

4

5


6

7

8

910






10


ЭН


1

2

3

4

5

9

10


6

7

8

1112


11


НС


2

3

4


1

5

6

7




12


С

СР


1

2

3

4

5

6

7




13



1

2


3




14


УО


1

2

3

4

5


6

7



15


Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


16


Ф


1

2

4

5


3










Обработка и анализ результатов

1. При подсчете симптомов находящийся слева от вертикаль­ной черты (нарушения) оценивается 1 баллом; находящийся справа от черты (неприспособленность) – 2 баллами.

2. Подсчитывается:

• сумма баллов по каждому синдрому (СК);

• общий «коэффициент дезадаптированности» – по сумме баллов по всем синдромам (СК).

3. Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты: за 100% принимается максимальное количество баллов, которое можно получить по данному СК.

Синдромы

(СК)

Максимальное количество

баллов

Синдромы

(СК)

Максимальное количество

баллов

1 – НД

21

9 – Н

12

2 – Д

31

10 – ЭН

17

3 – У

19

11 – НС

11

4 – ТВ

21

12 – С

7

5 – ВВ

38

13 – СР

4

6 – ТД

21

14 – УО

9

7 – А

22

15 – Б

16

8 – ВД

15

16 – Ф

6

Общее число фрагментов

(симптомов)

196

Максимальное количество баллов по карте Стотта

270



Полученные данные по каждому синдрому (СК) соотносят­ся с пятью уровнями:

0 – 20% – слабая выраженность данного качества;

20 – 40% – заметная выраженность;

40 – 60% – сильная выраженность;

60 – 80% – очень сильная выраженность;

80 – 100% – чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость пе­рерастает в жадность).

Индивидуальные результаты учащихся в процентном выра­жении заносятся в сводную таблицу.



Индивидуальные результаты учащихся по карте Стотта

Фамилия, имя

Количественные показатели (в %)

по каждому синдрому

Общий коэффициент



ДА

НД

Д

У

ТВ

ВВ

...




Б

Ф











































Проценты доказывают, насколько сильно выражен отдель­ный СК, и позволяют сравнить с другими СК для определения наиболее выраженных синдромов (СК).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!