Просмотр содержимого документа
«Карта наблюдения за состоянием ребенка (для родителей)»
Карта наблюдения за состоянием ребенка
(для родителей)
Дата ______________________ Класс ____________ Возраст ребенка ___________
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________
Критерии оценки:
0 - симптомы отсутствуют;
1 - слабо выражены, отмечаются изредка;
2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Показатели состояния | 0 | 1 | 2 | 3 |
1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не выспался; плохое общее самочувствие; болит живот, голова, горло и т.п.) | | | | |
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей | | | | |
3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный | | | | |
4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту | | | | |
5. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть | | | | |
6. Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей | | | | |
7. Отмечаются такие нарушения, как неконтролируемые подергивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, разного рода страхи (боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание» носом и т.п.) | | | | |
8. В домашних условиях характерны постоянная возбужденность, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники) | | | | |
9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя | | | | |
10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требует постоянного контроля за своей деятельностью | | | | |
Суммарный балл | | | | |
_______________________ ______________________________________
Подпись Родственные отношения (кто заполняет)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
(для учителя начальных классов)
Дата ______________________ Класс ____________ Возраст ребенка ___________
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________
Критерии оценки:
0 - симптомы отсутствуют;
1 - слабо выражены, отмечаются изредка;
2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Поведение учащегося | 0 | 1 | 2 | 3 |
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает | | | | |
2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя | | | | |
3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем | | | | |
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях | | | | |
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов | | | | |
6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку) | | | | |
7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.) | | | | |
Суммарный балл | | | | |
Интерпретация результатов
Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 15 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 15 до 21, более 21 балла.
____________________________
Подпись учителя