КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ УЧЕНИКА 1-4 КЛАССА
Дата обследования «____» «___________________» 20___ г.
Ф.И.О _____________________________________________________________
Дата рождения «____» «___________________» 20___ г.
Класс _____ Дата поступления «____» «___________________» 20___ г.
Общие сведения о семье: ___________________________________________________________________
Данные общего и речевого анамнеза: /перенесенные заболевания; от какой беременности, по счету роды; первые слова, первая фраза/______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Состояние органов слуха: ____________________________________________________________________
Состояние органов зрения: ____________________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики, ведущая рука: ____________________________________________________________________
Состояние интеллекта: ______________________________________________
Проявление заикания: _______________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
строение ________________________ подвижность _________________________
Общее звучание речи:
голос /нормальный, тихий, громкий/ - |
выразительность - |
дыхание /верхне-ключичное, диафрагмальное, нижне-рёберное/ - |
темп /быстрый, медленный, нормальный/ - |
дикция /чёткая, нечеткая/ - |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ
/фонематических слух и фонематическое восприятие/
Инструкция 1. |
Повторение слоговых рядов: |
ба - па/па - ба | | са-за/за-са | |
та - да/да - та | | жа-ша/ша-жа | |
ма - на/на - ма | | са-ша/ша-са | |
ва - фа/фа - ва | | ла-ра/ра-ла | |
Инструкция 2. |
Различение слов со сходным слуховым составом: |
том-дом-ком | | коса-коза | |
кот-кит-ток | | суп-зуб | |
рак-лак | | бочка-почка | |
тень-день | | тень-день-пень | |
жевать-зевать | | телка - челка | |
вечер - ветер | | мажет - машет | |
Мишка - миска | | | |
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
1. Выделение первого ударного гласного |
Инструкция: Назови первый ударный звук в словах. |
утка | Оля | Аня | остров | ива | астра | уши |
| | | | | | |
2. Выделение первого согласного |
Инструкция: Назови первый согласный звук в словах. |
палка | танк | мак | шар | царь | чудо | щука |
| | | | | | |
3. Выделение последнего согласного |
Инструкция: Назови последний согласный звук в словах. |
суп | мак | кот | сом | нос | меч | клещ |
| | | | | | |
4. Определение места звука в слове |
Инструкция: Определи место звука в слове. |
Первый в слове крыша | |
Третий в слове школа | |
Последний в слове стакан | |
5. Определение количества звуков в слове |
Инструкция: Назови сколько звуков в слове. |
кот | место | колодец |
| | |
6. Определение количества слов в предложении |
Инструкция: Назови сколько слов в предложении. |
День был теплый. | |
Около дома росла высокая берёза. | |
7. Составление слов из слогов (прямой порядок) |
Инструкция: Составь слово из слогов, данных в прямой последовательности. |
ок, но | | ма, лы, ши | |
вес, на | | ка, ран, да, ши | |
8. Составление слов из слогов (непрямой порядок) |
Инструкция: Составь слово из слогов, данных в неправильной последовательности. |
хи, му | | цы, спи | |
ка, зер, ло | | роб, во, бьи | |
та, ша, мы | | ран, ка, даш | |
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Инструкция: Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения. |
Губы в «улыбке» | | Язык «чашечкой» | |
Губы «трубочкой» | | Щелканье языком | |
Язык «лопаткой» | | «Вкусное варенье» | |
Язык «иголочкой» | | «Маятник» | |
«Качели» | | Чередование движений губ «улыбка»-«трубочка» | |
Вывод: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Инструкция 1. Повторяй за мной слова. |
С | собака – маска - нос | | Щ | щука – вещи - лещ | |
С’ | сено – василёк - высь | | Ч | чайка – очки - ночь | |
З | замок - коза | | Р | рыба – корова - топор | |
З’ | зима - магазин | | Р’ | река - варенье - дверь | |
Ц | цапля – овца - палец | | Л | лампа – молоко - пол | |
Ш | шуба – кошка - камыш | | Л’ | лето - колесо - соль | |
Ж | жук - ножи | | | | |
Инструкция 2. Повтори отражённо за логопедом слова и словосочетания. |
[к-х] | Холодильник, кухня, хомяк. | Катя на кухне. | |
[л’-й] | Илья и Юля гуляют по аллее. | |
[с-ш] | Саша идёт по шоссе. | Машинист сошёл с подножки. | |
[з-ж] | Закружу, заслужил, задрожал. | У Зои жёлтый зонт. | Железная лопата. | |
[с-с’-ч] | Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. | Закачалась мачта. | У Сонечки семечки. | |
[т’-ч] | Учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать. | |
[ч-ц] | Ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек. | |
[ч-щ] | Чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки. | |
[с-ц] | Спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница. | |
[щ-с] | Смеющий, усищи, хвостище, сеющий. | |
[л-р] | |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
Инструкция: Повторяй за мной слова. |
скакалка | | сахарница | | экскурсовод | |
танкист | | проспект | | регулировщик | |
милиционер | | перекресток | | демонстрация | |
баскетбол | | аквариум | | перепорхнуть | |
аквалангист | | скатерть | | кораблекрушение | |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА СЛОВ
1.Понимание обращенной речи:
ограничено | на бытовом уровне | выполнение сложных речевых конструкций | понимание обращённой речи |
| | | |
Критерии оценки:
понимание инструкции | лексическая адекватность | грамматическое оформление | звуковое оформление |
| | | |
2.Понимание обобщений.
Инструкция 1. Назови одним словом. |
Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол... | |
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка... | |
Яблоко, вишня, груша, слива, персик... | |
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки... | |
Инструкция 2. Продолжи ряд слов, и дай общее название. |
Огурец, лук .. | |
Ручка, линейка .. | |
Берёза, клён .. | |
Телевизор, утюг .. | |
Ландыш, василёк .. | |
Автомобиль, тепловоз .. | |
3.Исключение лишнего слова.
Инструкция: Выбери лишнее слово, объясни свой выбор. |
помидор, яблоко, апельсин | береза, ольха, василёк | ель, одуванчик, собака |
| | |
4.Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:
Инструкция: Объясни понимание слов /предметов, действий, признаков/. |
ваза | | сердитый | | зазеленело | |
аквариум | | острый | | гремит | |
5.Аналогии.
Инструкция: Подбери и составь похожую пару. |
лошадь/жеребенок; корова/ пастбище; рога, молоко, телёнок | камень/тяжелый; пух, трудный, перина, лёгкий, перья | здание/ дом; игра, друг, хороший, товарищ, подруга |
| | |
6.Заменить фразу одним словом.
Инструкция: Замени фразу одним словом. |
Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы. | |
Ребята, которые учатся в школе | |
Главный город страны. | |
7.Подбор слов - антонимов.
Инструкция: Подобрать слова антонимы. |
веселый | | молодой | | весна | |
здоровый | | большой | | темно | |
узкий | | длинный | | влажно | |
острый | | сильный | | плавно | |
мокрый | | открытый | | просто | |
сесть | | прыгать | | | |
8.Подбор слов-синонимов.
Инструкция: Подбери слово с одинаковым значением. |
ребята - /дети/ | | врач - /доктор/ | |
жестокий - /злой/ | | водитель - /шофер/ | |
светить - /сверкать/ | | летчик - /пилот/ | |
товарищ - /друг/ | | беда - /горе/ | |
9.Подбор родственных слов.
Инструкция: Подбери родственное слово. |
сад - | | соль - | |
боль - | | земля - | |
10.Подбор метафор.
Инструкция: Подбери слова-метафоры по плану: какой человек, если у него: |
«светлая голова» | | «золотые руки» | |
«каменное сердце» | | | |
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Инструкция: Ответь на вопросы: |
Маша старше Юли, кто из девочек младше? |
Оля светлее Кати, кто из девочек темнее? |
Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду? |
Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас? |
На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? |
Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после? |
Весна бывает перед летом или лето перед весной? |
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? |
Сашу ударил Коля. Кто драчун? |
Охотник бежит за собакой. Кто впереди? |
Папа прочёл газету после того как позавтракал. Что папа сделал вначале? |
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
А). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1.Образование существительных.
Инструкция: Образуй существительные. |
Уменьшительная форма: |
дерево - /деревце/ | | рыба | |
лес | | ложка | |
книга | | яблоко | |
ведро | | гриб | |
скамейка | | | |
Детеныши животных: |
у козы - /козленок/ | | у собаки | |
у коровы | | у овцы | |
у лошади | | у свиньи | |
у индюшки | | у верблюдицы | |
Отглагольная форма: |
учит - /учитель/ | | рыбачит - /рыбак/ | |
косит - /косарь/ | | кормит - /кормилец/ | |
2.Преобразование единственного числа имен существительных во множественное.
Инструкция: Преобразуй единственное число имен существительных во множественное. |
стол | | ухо | |
ведро | | лев | |
глаз | | перо | |
рот | | дерево | |
3. Преобразование множественного числа имен существительных в единственное.
Инструкция: Преобразуй множественное число имен существительных в единственное. |
котята | | лбы | |
ведра | | львы | |
глаза | | перья | |
яблони | | | |
4.Образование глаголов
Инструкция: Образуй глаголы. |
читатель - /читает/ | | пахарь - /пашет/ | |
переводчик - /переводит/ | | танцовщица - /танцует/ | |
певица - /поёт/ | | регулировщик - /регулирует/ | |
5. Образование глаголов с помощью приставок
Инструкция: Образуй глаголы с помощью приставок. |
ехал - /приехал, заехал/ | | ходит - | |
летел - | | шить - | |
6.Образование прилагательных.
Инструкция: Образуй прилагательные. |
качественные по отношению к слову «день» дождь (дождливый день) |
ветер | | снег | |
теплота | | солнце | |
относительных прилагательных: суп из рыбы (рыбный) |
книга из бумаги | | платье из шёлка | |
варенье из малины | | варенье из сливы | |
подушка из пуха | | ком из снега | |
притяжательных по отношению к слову: «хвост» собаки (собачий) |
коровы | | льва | |
зайца | | голова коровы — (коровья голова) | |
нора лисы | | шерсть собаки | |
усы кошки | | клюв птицы | |
7.Образование сложных слов.
Инструкция: Образуй сложные слова. |
«лист и падать» /листопад/ | | «глубокая и вода» | |
«лес и парк» | | «разный и цвет» | |
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Б). СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
1.Изменение существительного по падежам.
Инструкция 1. Измени существительные по падежам. |
Лошадь ест кусок (сахар) | |
Детям дали варенье из (клубника) | |
На лугу много (кони) | |
В городе много (трамвай) | |
Ребята сделали подарок (учительница) | |
Инструкция 2. Измени слово по образцу: Ветка – (ветки), (нет чего? веток) | |
корень | ребенок |
лист | человек |
облако | |
2.Согласование существительных с числительными.
Инструкция: Посчитай как я: один стол, два стола,…пять столов. |
дом | | яблоко | |
карандаш | | тетрадь | |
шкаф | | | |
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
В). ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Критерии оценки:
понимание инструкций | лексическая адекватность | грамматическое оформление | звуковое оформление | темп высказывания |
| | | | |
1.Повторение предложений
Инструкция: Повтори предложения за логопедом. |
Наступила осень. | |
Птичка свила гнездо. | |
В саду было много красных яблок. | |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. | |
2.Завершение предложений
Инструкция: Закончи предложения за логопедом. |
Собака зарычала, потому что … . | |
Ветер дул с такой силой, что … . | |
Я бродил у реки до тех пор, пока … . | |
3.Вертификация
Инструкция: Исправь ошибки в предложениях. |
У Нины большая яблоко. | |
По морю плывут корабль. | |
Хорошо спится медведь под снегом. | |
4.Добавление предлога в предложение.
Инструкция: Добавь предлог в предложение. |
Щенок спрятался _____ крыльцом. |
Чайка летит _____ водой. |
Птенец выпал _____ гнезда. |
Лена наливает чай ____ чашки. |
5.Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: Составь предложение из слов, данных в начальной форме. |
|
|
|
|
6.Составление предложения по опорному слову.
Инструкция: Составь предложение с опорным словом. |
«пень» | |
«плывут» | |
«полевые» | |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1.Составление рассказа по серии сюжетных картин, по сюжетной картине.
Инструкция: Рассмотри картинки, разложи в правильной последовательности, составь рассказ. |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
понимание инструкций | смысловая содержательность | цельность | лексическая адекватность | грамматическое оформление | звуковое оформление | темп выполнения |
| | | | | | |
2.Рассказ по ассоциации (тест Эббингауза).
Инструкция: Вставь слова в текст. |
Пришла дождливая _____ . Закончилась и снежная ______ . Наступила ______ . Вот и пришло теплое ______ . Стоит жаркая ______ . Светит ______ . Дует ______ . Дети идут гулять в _______ . Там они слушают пение ______ . Они собирают ______ . Вдруг небо становится _______ . Оно покрывается ______ . Дети торопятся вернуться ______ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______ . Дети постучались в один ______ ., чтобы укрыться от сильного ______ ,т.к. У них не было с собой ______ , и их одежда совсем _______ . |
3.Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: Послушай внимательно текст, воспроизведи его по памяти. |
Галка и голуби. Галка услыхала , что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по -галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим, но те её также не признали и выгнали. |
Критерии оценки:
рассказы лаконичные | фраза развёрнутая, отмечаются нарушения порядка слов в предложении | аграмматизмы | предложения нераспространённые | трудности в логическом построении связного высказывания | низкий уровень сформированности связной речи |
| | | | | |
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Характеристика владения навыком чтения: |
способ чтения: |
побуквенное | слоговое отрывное | слоговое плавное | слоги + слова | целыми словами |
правильность: |
повторения | перестановки | искажения | недочитывания |
выразительность: |
эмоциональность | пунктуация |
осознанность: |
главная мысль | ответы на вопросы | пересказы |
темп: |
кол-во слов прочитанных в минуту |
Вывод:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА
1. Списывание (с печатного текста). |
2. Запись слов под диктовку (словарный диктант, диктант). |
3. Изложение. |
Вывод:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН РАБОТЫ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕД: /___________________/