Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа №1»
«Устный счет. В народной школе
С.А. Рачинского».
Картина Н. П. Богданова - Бельского.
(Из цикла уроков по предмету
«Беседы об искусстве» в 4-х классах ДХШ №1)
«История одной картины»
(Методическое пособие)
(Преподаватель Товма В.А.
засл. работник культуры)
Тамбов 2020
Прежде, чем начать рассказ об одной из самых популярных картин замечательного русского художника Николая Петровича Богданова – Бельского «Устный счет», необходимо упомянуть еще об одном человеке без которого, возможно не было бы этой картины, а сама жизнь художника сложилась бы по - иному. Человек этот — Сергей Александрович Рачинский – выдающийся русский педагог, основавший в России первую бесплатную школу для крестьянских детей. Позже по её образцу такие школы стали открываться по всей России.
I
Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902), потомок старинного дворянского рода, польского происхождения. Он был одним из образованнейших людей дореволюционной России. Математик, ученый – биолог, профессор Московского университета, член – корреспондент Императорской Санкт – Петербургской Академии Наук, автор книг по педагогике, которые востребованы и сегодня. Сергей Александрович также занимался литературным творчеством: писал статьи о живописи, литературе, музыке. Ученики Рачинского поражали посетителей умением быстро считать в уме, оперируя довольно большими цифрами. У него была своя особенная система обучения счету. Он — автор пособия по математике «1001 задача для умственного счёта», «Арифметические забавы» и е ряда других.
II
Сергей Александрович Рачинский родился в селе Татево, Бельского уезда (сегодня это Тульская обл.) в имении своих родителей. Отец его Александр Антонович Рачинский был незаурядной личностью. Капитан Муромского пехотного полка (свойственник декабриста В.К. Кюхельбекер), был знаком со многими декабристами и поэтами пушкинской поры. Самая первая школа для крестьян была организована в селе Татево в 1861 году именно Александром Антоновичем, а учили детей в этой школе его дети, брат и сестра Сергея Александровича — Владимир и Варвара. Позднее к ним присоединился Сергей Александрович.
В 15 лет Сергей Александрович поступил в Московский университет на медицинский факультет. Через 2 года перевелся на естественное отделение физико – математического факультета. В 20 лет окончил университет. Служил в Архиве иностранных дел, позже продолжил образование в лучших университетах Германии. После возвращения в Россию защитил диссертацию, получил звание магистра. В 24 года за крупный ученый труд ему была присуждена ученая степень доктора ботаники. Он возглавлял кафедру биологии растений в Московском университете. Сергей Александрович мог бы стать выдающимся явлением в российской науке. В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член — корреспондентом.
Но в 1872 году Сергей Александрович принял решение вернуться в родовое село Татево, где создал замечательную школу с общежитием, уникальную систему обучения крестьянских детей, и тем самым внес неоценимый вклад в отечественную педагогику. Многие её положения актуальны и сегодня
III
Рачинские и Тамбовская губерния
Мать С.А.Рачинского Варвара Абрамовна Баратынская (1810 -1891), сестра замечательного русского поэта Евгения Баратынского. Мара — усадьба Баратынских находилась в Кирсановском уезде Тамбовской губернии (ныне Умётский район). Это место неразрывно связано с жизнью и творчеством поэта.
Один из учеников школы Рачинского Иван Петерсон (обрусевший латыш) – русский художник, по ходатайству С.А. ( так же как и Богданов - Бельский) был принят в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Из него получился хороший иконописец, писал он и портреты. Позже он работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезда, Тамбовской губернии. К сожалению, скончался он очень молодым.
Когда в 1871 году в селе Сергиевка, Вяжлинской волости, Кирсановского уезда Тамбовской губернии открылось народное училище, то учредительницей и попечительницей стала Софья Сергеевна Чичерина (урожденная Боратынская) двоюродная сестра Сергея Александровича
IV.
С.А. Рачинский и его школа.
В школе Сергей Александрович учил крестьянских детей, арифметике, лечил и заикание с помощью церковно-славянских текстов и церковного пения. Рачинский жил в школе. Тратил немалые средства из своих доходов, незадолго до смерти начал строительство новой кирпичной школы – интерната, завершила этот труд его сестра. Школа существует и сейчас. Он также учил детей живописи, рисованию, черчению. Здесь же в школе давал уроки живописи его родственник, известный художник Э. А. Дмитриев-Мамонов. Со школьным хором занимался С. В. Смоленский, руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вёл отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.
Дети во многом обслуживали сами себя: убирали помещения, носили дрова и воду, топили печи, ухаживали за цветниками. Держали сад и огород. Рачинский всегда помогал детям.
Император Николай Второй написал Рачинскому: …Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»
Н. П. Богданов – Бельский.
Искусствовед Алексей Савинов однажды написал о детских портретах выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой: «Художница создала особый жанр в трудной области детского портрета (в которой так легко дать кукольные и сентиментальные изображения); в ее работах дети не позируют перед любующимися ими взрослыми — они живут своей важной жизнью маленьких людей, у которых так много разных серьезных дел и интересов».
Эти слова в полной мере можно отнести к творчеству замечательного русского художника Николая Петровича Богданова – Бельского (1868 – 19450. Художник - жанрист (писал картины на бытовые темы) Он родился в с.Шитики, Бельского уезда. Смоленской губернии. Позже художник к своей фамилии Богданов присоединил фамилию Бельский. Мать будущего художника была батрачкой. Мальчик учился в церковно приходской школе, пока не попал в знаменитую школу С.А. Рачинского в селе Татево. Сейчас там находится музей Богданова – Бельского. Рачинский увидел в Богданове талантливую личность. Устроил его в иконописную мастерскую. Далее Богданов – Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств у И.Е Репина, посещал художественные студии в Париже, работал в Мюнхене и Италии. Был членом видных обществ художников, например. передвижников), имел звание академика, был действительным членом Академии художеств. Уроки С. А. Рачинского навсегда остались в его жизни. Особое внимание художник уделял именно образованию крестьянских детей. Он оставил большое количество работ, посвященных деревенским детям. Сам он говорил: «Меня всегда увлекала детвора, я ей посвятил всю свою жизнь».
«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского».
Картина Н.П. Богданова - Бельского.
В образе учителя арифметики - С.А. Рачинский
На доске написано задание. Все арифметические действия нужно сделать в уме. Если ученик уже сделал вычисления, он должен сказать результат на ухо учителю. Если ответ верный, ученик садится по правую руку учителя, если неверный, ученик остается по левую руку.
Из воспоминаний: «Два дня не было С.А. и я занимался с детьми. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо я расспросил одного мальчика. как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход и решение задачи. Я был поражен. Когда приехал С.А. я рассказал ему об этом. …Вы возьмите себе за правило во время уроков решать всякую задачу — разлагать в уме на первоначальные множители всякое небольшое (до тысячи число). Тогда вы скоро увидите в числах нет трудности. Не запутанности, а гармонию и поэзию. (Цитата по книге: Баврин И.0«Сельский учитель С.А. Рачинский и его задачи для умственного счета»).
Ученик в классе решает задачу(фрагмент)
Вопросы:
-
Что происходит на картине, изображенной художником?
-
Каким способом (приемом) пользуются дети для быстрого решения задачи?
-
Какой персонаж показался вам наиболее интересным?
-
А вы могли бы решить эту задачу, не глядя на картинку с ответом?
-
Как вы думаете, мальчик слева от учителя правильно решил задачу и как бы вы объяснили реакцию учителя?
-
Какие основные цвета использует художник в картине и для чего?
-
Отличаются ли дети на картине от современных детей? Если да, то чем?