СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«…картина нравов, и галерея живых типов... и комедия»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

 

Ход урока

 

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений ХIХ в.

«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего

Просмотр содержимого документа
««…картина нравов, и галерея живых типов... и комедия»»

«…КАРТИНА НРАВОВ, И ГАЛЕРЕЯ ЖИВЫХ ТИПОВ...

И КОМЕДИЯ»

(по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)


Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.


Ход урока


I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений ХIХ в.

«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия какая едва ли найдется в других литературах…»

«...Как картина, она, без сомнения, громадна В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».


II. Контрольная работа (тест).

1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?

а) Пушкину: в) Гончарову;

б) Грибоедову г) Катенину.


2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

а) скука; в) несчастная любовь;

б) ссылка; г) болезнь.


3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

а) 3 месяца; в) 5 лет;

б) 3 года; г) полгода.


4. Кто воспитывал Софью?

а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.


5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?

а) год; в) 5 лет;

6) 3 года; г) 10 лет.


6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?

а) из Петербурга; б) из Саратова; в) из Твери.


7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

а) Фамусову; г) Чацкому;

б) Лизе; д) Репетилову;

в) Софье; е) Молчалину.


8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?

а) Молчалина; в) Фамусова;

б) Скалозуба; г) Тугоуховского.


9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?

а) Петербургский пединститут;

б) Смольный институт благородных девиц;

в) Царскосельский лицей;

г) кадетский корпус.


10. В каком ведомстве служил Молчалин?

а) палата мер и весов;

б) архивы;

в) департамент финансов;

г) управление богоугодных заведений.


11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?

а) коллежского асессора;

б) коллежского регистратора;

в) статского советника.


12. Кто из героев комедии является членом «аглицкого клуба»?


13. Каково воинское звание Скалозуба?


14. Закончите следующие строки, определите, каким героям они принадлежат и о ком сказаны.

а) «...и золотой мешок...»;

б) «...ешь 3 часа...»;

в) «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два...»;

г) «А впрочем, он дойдет до степеней известных...».


15. Какими словами начинается комедия?


16. Каким восклицанием заканчивается пьеса?

а) «Карету мне, карету!»

б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»

в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

г) «В деревню, в тетке, в глушь, в Саратов!»

д) «...Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»


17. В комедии два героя-резонера: первый Чацкий, второй...

а) Фамусов; г) Лиза;

б) Молчалин; д) Скалозуб;

в) Софья; е) Репетилов.


18. Комедия написана:

а) четырехстопным ямбом;

б) разностопным хореем;

в) трехстопным дактилем;

г) вольным ямбом;

д) александрийским стихом.


(Вопросы к тесту взяты из сб. Л. Б. Алиевой, Т. В. Торкуновой. Литература: Тесты. 9 класс. — М, 1998.)


Домашнее задание: ознакомиться с критическим этюдом И. А. Гончарова и сделать записи по следующим пунктам:

1. Что такое вообще «Горе от ума»?

2. «Соль эпиграмм, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет».

3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»

4. «Чацкого роль — роль страдательная хотя она в то же время и всегда победительная».

5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью путаница понятий, умственная и нравственная слепота...»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!