СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Картина – портрет»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Жанр «портрет». Знакомство с известными картинами – портретам

Просмотр содержимого документа
««Картина – портрет»»



Класс: 7

Тема урока: «Картина – портрет»

Тип урока: учебный диалог

Цель урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Задачи урока:

образовательные: сформировать знания о жанре «портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение;

воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к человеческому.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

  • сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,

  • сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,

  • сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

  1. Личностные:

  • сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

  • сформировать осознание своей ответственности за общее дело,

  • сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,

  • сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,

  • сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

  1. Коммуникативные:

  • сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,

  • сформировать умение принимать участие в диалоге,

  • сформировать умение принимать участие в работах группами,

  • сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1. Познавательные:

  • сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,

  • сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),

  • сформировать умение аргументировать свою точку зрения,

  • сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

  • сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

  1. Регулятивные:

сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Практическая задача урока: рисование портрета знакомого человека в цвете.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в группах, самостоятельная.

Оборудование:

Видео-ряд: интерактивная доска, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера.

Музыкальный ряд: детские песенки о друзьях, школе.

Зрительныйный ряд: портрет В.А. Серова «Мика Морозов», Портрет императора Николая II., Портрет В. Мамонтовой Девочка с персиками, Портрет М.Я . Симонович Девушка, освещенная солнцем, Портрет графини О. Орловой, И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза», И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова, автопортрет. И.Е. Репин, Девушка с серпом Макаров И.К.

Литературный ряд: книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, пособие для учащихся «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А. Горяева, Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов». В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет».

Оборудование для учащихся: альбомный лист, пастель



План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

    3. Работа по теме урока.

    4. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.

    5. Подведение итогов.



















Конспект урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.



2.Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

- Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?


- У кого какие еще мнения?







- Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.


(Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).


- Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?


(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").






- Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!


(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)


Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька - твой сосед.

Обязательно картина

Называется портрет.


- Кто сможет предположить, какова тема урока?


- Молодцы! Тема нашего урока картина – портрет.

(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).

Ответы детей



У: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура.









Ответы детей

Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...


- А на картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол. По-разному одеты.















Ответы детей: - Человек! Портрет!


3.Работа по теме урока.

- А что же такое портрет, чтобы это узнать откроем словарь и прочитаем.







- Правильно! Портрет – это жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.


Портрет графини О. Орловой.

Портрет император Николая II.



Портрет В. Мамонтовой. Портрет М.Я . Симонович.

Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем



– Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.


(На экране портреты В.А.Серова; портрет В.А. Серова «Мика Морозов» (1901 г.))



Портрет В.А. Серова «Мика Морозов»


И среди них этот портрет мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям.

Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?


- Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?


- Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

- Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?







– Ребята, а что делает Мика сейчас?


– Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?


– Почему вы так решили?


- Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

- Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?


Автопортрет. И.Е. Репин.



И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова



И.Е. Репин. Портрет Веры

Репиной «Стрекоза»


– А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру… Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.


(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).


– Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?


– Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно! Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.


(На экране портрет «Девочка с серпом» Макаров И.К.)


Девушка с серпом

Макаров И.К.


- А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, созданный Макаровым И.К, нашим земляком. Время на подготовку не более 3 минут.


(На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой)

  • Художник, живописец, портретист.

  • Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.

  • Полотно, холст, картина, портрет.

  • Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).


(Группы намечают построение текста. Класс слушает «экскурсоводов»).


- Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям?


- Что вы можете сказать о позе девушки?


- Молодцы! Ребята, фон портрета это большая темная стена с сводом в виде арки. С какой целью художник выбрал этот вариант фона?


- Молодцы, ребята! На таком фоне девушка очень светлая (белая), скромная, словно неземное человеческое существо. Вы чуткие и внимательные зрители.

Ответы детей: Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.













































































Ответы детей


- Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!






– Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!


– Он сидит в кресле.



Ответы детей.


Ответы детей.









Ответы детей.





































































































Ответы детей.























































Ответы детей.






Ответы детей.




Ответы детей.





4.Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.

– Ребята, а вам хотелось бы написать портрет?

- В какой части альбомного листа нужно расположить портрет?

- Какой формы будет лицо человека?

- Как на лице расположить нос?

- На что похож нос человека?

- На каком расстоянии находятся глаза?

- Какой формы могут быть брови человека?

- На что похожи губы человека?

- Какого цвета губы у человека?

- Какого цвета могут быть глаза?

- Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, папы, мамы. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет».


Пшеничного цвета

У брата усы.

Узнал я, что это

Не ради красы.


И волосы тоже

Пшеничного цвета.

Наверно, есть тайна

Какая - то в этом.

Пшеничного цвета

У брата ресницы –Ну что с моим братом

Могло приключиться?


А брат улыбнулся

И гордо сказал:

-Я летом пшеницу

В полях убирал.


(Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)











Ответы детей.










Практическая работа.

5.Подведение итогов.


Организуется выставка рисунков класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.

- На каких работах удалось передать характер в портрете?

- В каких работах удалось передать отношение к портрету?

- Какие работы получились самыми аккуратными?

- Молодцы! С каким жанром в искусстве мы познакомились?

- на этом наш урок окончен. Д/з доделать работы.






Ответы детей.







Терминологический словарь


Автопортрет - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.


Пастель (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.


Пейзаж - (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.


Портрет - (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.


Фон - (от фр. fond из лат. fundus — «дно, основание, главный элемент, основа») основной цвет или тон, на котором размещается изображение; часть изображения, образующая задний план.


Художник - человек, занимающийся изобразительным искусством.


Художественная галерея — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения обычно предлагаются на продажу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!