СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картина В.М.Васнецова "Алёнушка". А.А.Прокофьев "Алёнушка". Д.Б.Кедрин "Алёнушка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Картина В.М.Васнецова "Алёнушка". А.А.Прокофьев "Алёнушка". Д.Б.Кедрин "Алёнушка"»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Тема: картина В.М.Васнецова "Алёнушка". А.А.Прокофьев "Алёнушка". Д.Б.Кедрин "Алёнушка"

Цель деятельности учителя:

- Развивать навыки выразительного чтения;

- Развивать навыки анализа поэтического текста (в том числе сопоставительного);

- Развивать навыки описания картин

Предметные:

- Умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные:

Личностные:

- Понимать роль искусства в жизни человека;

Регулятивные:

- Понимать и сохранять учебную задачу;

- Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ил самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану.

Познавательные:

- Подробно анализировать текст стихотворения;

- Определять стихотворный размер.

Коммуникативные:

- Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты;

- Создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне);

- Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учётом конкретно учебно-познавательных задач.

Тип урока:

- Чтение и изучение произведения.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

I. Организационный этап: включение учащихся в деятельность


Длительность этапа - 1мин.


II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний).


Длительность этапа - 10-15 мин.

III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку.


Длительность этапа - 5 мин.

























IV. Открытие нового. Цель: развить умение анализировать поэтические произведения.


Длительность этапа - 15 мин.


























































V. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности.


Длительность этапа - 2 мин.








VI. Домашнее задание.

Цель этапа: организация самостоятельной работы учащихся.

Создаёт эмоциональный настрой. Проверяет готовность к работе





Какое домашнее задание было задано?






Посмотрите, пожалуйста, репродукцию картины В.Васнецова "Алёнушка" (стр. 166 и на экране) и попробуйте определить тему, цели урока и проанализировать репродукцию.


























Учитель выразительно читает стихотворение Д.Б.Кедрина "Алёнушка".

Словарная работа:

стойбище - место расположения;

вотчина - родные владения; лихая сила- злая сила; нетленная краса - вечная, неисчезающая красота.

Анализ стихотворения по вопросам:

- Какой образ объединяет все остальные образы стихотворения? (традиционные для русского фольклора, образ Родины);

- Почему автор сравнивает Родину с царевной Несмеяной?

- Почему автор выбирает эпитет неяркая для создания образа Родины?

- О какой "Лихой силе", по-вашему, идёт речь?

- Какую роль в стихотворении играет образ Алёнушки?

- Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Анализ стихотворения А.А.Прокофьева "Алёнушка":

- Выразительное чтение стихотворения;

- Какие строки стихотворения совпадают с изображённым на картине В.М.Васнецова?

- Чем образ Алёнушки у А.А.Прокофьева отличается от этого образа у В.М.Васнецова?

- Какую роль играют в стихотворении образы природы?

Сопоставительный анализ стихотворения.

Примерный план:

- Название стихотворения и его тема;

- Идея (главная мысль);

- Образы;

- Настроение;

- Художественные средства.

Ответить на вопрос:

- Почему для обоих поэтов картина В.М.Васнецова стала символом Родины?












Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (стр. 164-165)

Приветствуют учителя, настраиваются на работу






Учащиеся рассказывают наизусть выразительно стихотворение И.А.Бунина "Помню-долгий зимний вечер"

Учащиеся рассматривают репродукцию и определяют тему и цели урока, отвечают на вопросы по репродукции:

- героиня какой сказки изображена на картине?

- Какой эпизод сказки запечатлёна на этом полотне?;

- как художник изобразил Алёнушку? Опешите героиню (внешность, выражение лица, одежда, поза, окружение.)

- Как вы считаете, о чём думает Алёнушка? Что она чувствует?

- Какая природа её окружает?

- Что в этой картине от сказки, а что в ней реального, жизненного?

- Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то что он символизирует?





Учащиеся записывают слова в тетрадь







Учащиеся анализируют стихотворение.






















Учащиеся анализируют стихотворение.

















Класс делится на четыре группы, каждая готовится по одному из пунктов плана;

Все выступления групп заслушиваются, учащиеся дополняют друг друга.



Отвечают устно на вопросы.















Записывают задание в дневник, уточняю его









Индивидуаль-ная






Фронтальная



































Фронтальная, индивидуаль-ная, групповая.































































Индивидуаль-ная
















Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: выразительное чтение стихотворения




Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.


















Регулятивная: целеполагание;

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование цели.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из услышанного























































Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных умений

Регулятивные: Оценивают свою работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

26.04.2018 09:13
Колодина Лидия Петровна @kolodina
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс