СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картинки с выставки М.П.Мусоргского

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картинки с выставки М.П.Мусоргского»

Тема: «Картинки с выставки М.П.Мусоргского»

Тип: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальными произведениями М.П.Мусоргского, раскрыть образное содержание произведений.

Задачи:

1.Образовательные: продолжать формировать учащихся умение раскрыть содержание музыкального образа через смысловое значение музыки;

2. Развивающие: осознанное слушание произведение М.П.Мусоргского с точки зрения раскрытия образного содержания;

3. Воспитательные: формировать эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать чувство уважения и любви к творчеству М. П. Мусоргского

Планируемые результаты:

1.Личностные: формировать потребности в самовыражении и самореализации;

2. Метапредметные: формулировать свои ответы, мнение;

3.Предметные: уметь раскрывать образное содержание и определять средства музыкальной выразительности.

Ресурсы урока: компьютер, электронное приложение, наглядность, оборудование, презентация, музыкальный инструмент.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.



Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут_______________, и я буду вести у вас урок музыки.

Приветствуют учителя

Личностные

Концентрируют внимание на положительный настрой.



Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу.

- Я рад видеть вас, надеюсь время урока пролетит незаметно и будет приятным и полезным.

Настраиваются к уроку

-Ребята, пожалуйста, проверьте вашу готовность к уроку, все ли в порядке.

-Ну что ж, мы поприветствуем друг друга музыкально.

«Прозвенел звонок, начался урок, здравствуйте, ребята, здравствуйте!»

- Хорошо, вот мы и поприветствовали друг друга.

Организуют рабочее место.



Приветствуют друг друга музыкально.











II.Проверка усвоения прошлого урока

Ребята, давайте вспомним с каким композитором вы познакомились? Что такое концерт?

С.В.Рахманинов

Концерт (состязание) – это большое виртуозное музыкальное произведение для симфонического оркестра с солирующим инструментом.



III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.












































IV.Реализация музыкально- исполнительской деятельности

Восприятие музыки

Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. Что вы видите на этом слайде? Давайте пройдем и посмотрим. что же интересного на выставке. Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что?

Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения — нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты?

О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд - портрет Мусоргского) - назовите его.

И тема нашего урока «Картинки с выставки М.П.Мусоргского. Запишите в тетрадях.

Модест Петрович Мусоргский великий русский композитор, создававший свои произведения под влиянием русского фольклора и народного творчества. Родился 21 марта 1839 года. Уже в семь лет Мусоргский мог играть на фортепиано сложные произедения.


Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М. П. Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.


Одна из основных особенностей музыки М. П. Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением работ художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. Случилось так, что В.Гартман скоропостижно скончался. Через год после смерти они решили устроить в память о В.Гартмане выставку его работ.


Что нам подсказывает название произведения «Картинки с выставки»?




Но если изображений несколько, значит композитору придется создавать несколько пьес с разными персонажами и событиями? Как же соединить их в целое произведение?


Произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, мыслью, называется сюита- от французского «последовательность, ряд. Давайте запишем определение.




Всего картинок, которые изобразил Мусоргский - 10, но мы остановимся сегодня на одном

«Балет невылупившихся птенцов»


В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

Как звучала музыка?

Сколько частей вы услышали?


Какие средства выразительности использовал композитор?

Таким образом,

пьеса "Балет невылупившихся птенцов" - лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.





картинная галерея, выставка


Они находятся на одной выставке.






(может)







М.П.Мусорский







































должно быть несколько разных изображений, они будут небольшого размера.








Сюита – это (от французского «последовательность, ряд) произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, мыслью






Слушают произведение









Три части


Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.

Личностные

Формулируют тему урока


Регулятивные

Выполняют действия в устной форме.







Познавательные

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.


Коммуникативные

Формирование собственного мнения и позиции, проявление компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Умение слушать и вступать в диалог.


Музыкально-ритмические движения

Давайте, встанем немного разомнёмся.

Выполняют движения в соответствии с характером музыкального произведения.

Коммуникативные

Коллективно участие в музыкально-ритмических движениях.


Вокально-хоровая работа

-Сегодня мы с вами продолжим разучивать песню «Оранжевая песенька». Вспомните авторов песни.

Для начала мы с вами распоемся. Сели правильно.

Первое упражнение на дыхание «Ладошки»

Распевка І «Про, пре, при, про, пру».

Распевка 2 «До-ре-до. До-ре-ми-ре-до. До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до».

1-Вот уже подряд два дня,

Я сижу рисую,

Красок много у меня,

Выбирай любую,

Я раскрашу целый свет,

В самый свой любимый цвет...

Припев:

Оранжевое небо, оранжевое море,

Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,

Оранжевые мамы, оранжевым ребятам,

Оранжевые песни, оранжево поют...

2-Тут явился к нам домой,

Очень взрослый дядя,

Покачал он головой,

На рисунок глядя...

И сказал мне: "ерунда,

Не бывает никогда...

Припев:

3-Только в небе в этот миг,

Солнце заблестело,

И раскрасило весь мир,

Так как я хотела.

Дядя посмотрел вокруг,

И тогда увидел вдруг..

Припев:

4-Эту песенку давно,

Я пою повсюду,

Стану взрослой: все равно,

Петь ее я буду

Даже если ты большой,

Видеть очень хорошо..

Исполняют распевку, слушают песню, анализируют, исполняют песню.

-дети принимают правильную посадку, распеваются.




-Поют выученный 1-й куплет, припев песни

Личностные

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении

песни.


Коммуникативные

Участие в коллективном пении.

V. Подведение.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Наш урок подошел к концу, давайте

Подведем итоги.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что такое сюита?

-Что мы слушали?

-Хорошо, вижу вы усвоили материал урока.

Мне понравилось с вами работать, ребята. Вы сегодня были очень активны. Пусть эта ваша активность проявляется и на других уроках тоже.

Отвечают на итоговые вопросы.







Обучающиеся подводят итогов урока.


Личностные

Устанавливать связи между целью деятельности и её итогом.


Регулятивные

Давать оценку учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками.

Постановка домашнего задания.

-Ребята, а теперь домашнее задание. Выучите слова песни до конца. Спасибо за урок. До свидания!

Фиксируют домашнее задание.

-До свидание!