-
Организационный этап. Цель: включение обучащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (1 мин.) | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема сегодняшнего урока: «Картины фронтовой жизни в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». | Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности. | Метод литературной беседы (по классификации В.В. Голубкова); Прием: слово учителя. | Регулятивные:- волевая саморегуляция; Личностные:- смыслообразование (Я должен посмотреть...) Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности и формулировка темы и цели урока. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне, определение темы и цели урока. (5 мин.) | - Обратимся к эпиграфу на доске. Эпиграф: Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти. Д. С. Лихачев - Как вы понимаете это высказывание? И с чем у вас ассоциируется слово «память»? Как вы думаете какова цель нашего урока? (ответы детей) показать роль поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» в годы войны; | Тема предков, история, война | Метод литературной беседы (по классификации В.В. Голубкова); Приём: слово учителя. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
-
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. (10 мин.) | -
Слово учителя о войне. - Война – это страшное слово. Война – это беда, горе для всех людей. Она началась внезапно, на рассвете, 22 июня 1941 года. Знакомство с биографией А.Т. Твардовского . - А.Т. Твардовскому как и многим другим писателям и поэтам того времени на себе довелось испытать вся тяготы войны. Сегодня мы познакомимся с его биографией. А поможет нам в этом … (выступление ученика) -
История создания поэмы «Василий Тёркин» - Да, действительно, имя А.Т. Твардовского ассоциируется у читателей с его бессмертной поэмой «Василий Тёркин». А как она создавалась? (выступление ученика) Составление характеристики главного героя - К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано». Как вы думаете почему? - А что такое поэма? - Что представляет собой каждая глава поэмы? - Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). - Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? Задание. - А теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии, и сделаем это с помощью кластера в виде ромашки. В — еселый А — ктивный С — мелый Я — сный Т — ерпеливый Е — динственный Р — асторопный, — ешительный К — репкий И — нтересный Н — аходчивый - Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени | приложение 1 (на экране картинки и фрагменты из к\ф о войне) приложение 2 приложение 3 нам не дано испытать на себе все тяготы войны. Твардовский – очевидец войны Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) — литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего 30 глав Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединены одним главным героем – Тёркиным Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.b Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца Составление кластера вася теркин | Эвристический метод (по классификации Н.И. Кудряшева) Приём: построение системы вопросов по тексту. Метод самостоятельной работы (по классификации В.В. Голубкова) Приём: заранее подготовленные выступления обучающихся. | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
-
Чтение и анализ произведения. Цель: проанализировать произведение при помощи выборочного чтения. (15 мин.) | - Перейдём к анализу глав поэмы «Василий Тёркин». К сегодняшнему уроку вы прочитали эту поэму полностью. Напомните мне тему сегодняшнего урока. - В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. Книга Твардовского отличается своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека. Итак, сейчас мы с вами разделимся на группы. У каждой группы на столе лежит одна из глав поэмы, а также лист с вопросом , ответ на который вы должны найти в тексте. 1 группа: глава «От автора». Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне? 2 группа: глава «На привале». О каком сабантуе на войне Тёркин ведёт речь? 3 группа: глава «Переправа». Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни. Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе. 4 группа: глава «О войне». Найдите строки, выражающие отношение автора к войне. Да, путь к победе был «долог до тоски». Недаром даже маленькая, наполненная доброй шуткой, глава «О награде» заканчивается суровыми словами, выражающими основную мысль произведения. Найдите эти слова и зачитайте. - Вот и закончилась война, вот и подошло к концу наше с вами такое нелёгкое путешествие по дорогам войны вместе с А.Т. Твардовским по главам поэмы «Василий Тёркин». Пора подводить итоги. - Мысли о родине, пронизывающие всю поэму, так естественно сливаются с ее содержанием, что «Василий Теркин» может быть назван образцом подлинно народного произведения. Вся поэма пропитана сочным, здоровым солдатским юмором, светлой верой в победу. - Но писатель предупреждает, что бодрый тон поэмы не должен вызвать ошибочного мнения, «что, мол, горе не беда», что победы легко доставались солдатам. - Понравилась ли вам поэма «Василий Тёркин»? - Что вам в ней особенно понравилось? - Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать? - Какова роль поэмы в наше время? | картины фронтовой жизни. Учащиеся ищут ответы в тексте, готовятся к зачитыванию строк. Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле суровая правда о войне, образ русского солдата, юмор и т.д. поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия ВОВ Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины | Метод самостоятельной работы (по классификации В.В. Голубкова) Приём: поиск ответа на поставленный вопрос. Метод истолкования художественного произведения (по классификации Никольского В.А.) Приём: самостоятельная работа. По классификации В.В. Голубкова: метод групповой работы Прием: работа в группах | Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовыми корректировать свою точку зрения. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, - умение видеть героя словами автора. |
-
Рефлексия. Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (5 мин.) | Предлагаю вам провести рефлексию работы на уроке и создать свой памятник войне, с помощью литературной игры - буриме: сочинение четверостишия по заданной рифме: ……………… героям, ………………солдатам, ………………подарили, ………………в сорок пятом! Хорошо, спасибо. Как вы думаете, мы достигли цели урока? | | Метод литературной беседы (по классификации Голубкова В.В.) Приём: незаконченные предложения. | Познавательные: - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; Коммуникативные: -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли. |