Рассмотрено: Рассмотрено: Рассмотрено:
директор школы завуч УЧ руководитель МО
_______________ ___________ ___________________
_________________ ___________ ________________
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Открытый урок литературы
6 класс
Тема: «Картины народной жизни и природы в повести»
Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.
КГУ «Журавлевская средняя школа»
Тема: Картины народной жизни и природы в повести.
Теория литературы: Юмор в повести.
Цели: 1. Обобщить изученное о повести; календарные обряды и их роль в жизни народа; определение роли пейзажа в повести.
2. Развитие речи учащихся, умение выделять главное.
3. Воспитывать уважение и интерес к обычаям и традициям народов.
Тип урока: урок-обобщение.
План.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего здания.
3. Рождество. Календарные обряды.
4. Анализ текста повести.
5. Понятие о юморе и способах юмористического повествования.
6. Творчество учащихся. Рисунки к уроку.
7. Из истории праздника.
8. Итог урока.
9. Оценивание ответов.
10. Домашнее задание.
Вот настоящая веселость, искренняя,
Непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей теперешней литературе,
что я доселе не образумился.
А. С. Пушкин.
О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Оборудование: Сборники повестей, портрет писателя, рисунки учащихся, учебники, тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент: Сегодня мы проводим открытый урок литературы, завершающий изучение творчества Николая Васильевича Гоголя и его повести «Ночь перед Рождеством». На уроке мы обобщим изученное по повести, поговорим о роли календарных обрядов в жизни народа, определим цели пейзажа, использованного автором в повести, а также об обычаях и традициях украинского и русского народа.
2. Проверка домашнего задания. Начнем наш урок с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Каждая группа учащихся готовила рассказ об одном из героев повести.
Казак Корний Чуб
Чуб был вдов и довольно богат: 8 скирд хлеба стояло перед его хатою, две пары волов, козел, индейки; в сундуках у Чуба водилось много полотна, нарядной одежды; огород поражал своим изобилием: капуста, подсолнечник, мак, табак. Сам он был довольно ленив, всегда шел наперекор и не желал ни с кем соглашаться.
Дочка Чуба – красавица Оксана.
Оксане не было еще и семнадцати лет. Она была очень красива, но капризна, как и любая красавица, парубки гонялись за нею толпами, но теряли терпение и обращали свое внимание на других девушек. Один Вакула был упрям и не оставлял своих ухаживаний. Но Оксана любила только себя и мучила кузнеца. Она любила вертеться у зеркала и принаряжаться.
Вопрос: Какую героиню из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина напоминает Оксана, любующаяся перед зеркалом?
Мать кузнеца Вакулы – Солоха.
Солоха была матерью кузнеца Вакулы. Ей было не больше сорока лет, она была ни хороша, ни дурна собою. Умела причаровывать степенных казаков и так обходиться с ними, что и на ум не приходило, что у них есть соперники. Но приветливее всего Солоха была с Чубом, так как мечтала присоединить к своему хозяйству все, что имел Чуб. Поэтому он ссорила Вакулу с Чубом.
Вопрос: Соседки считали Солоху ведьмой. Так она ведьмой считалась или была на самом деле?
Пузатый Пацюк.
Пузатый Пацюк был когда-то запорожец. И вот уже 10-15 лет жил в Диканьке. Сначала жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. Он был небольшого роста, но очень толстый. За это его и прозвали Пузатым. В Диканьке его считали знахарем: он мог лечить заговором, мог искусно ударить подавившегося по спине, не причинив ему никакого вреда. Но последнее время он почти не выходил из дома: может быть лень, а может и то, что в дверь с каждым годом ему становилось труднее пролезать.
Вопрос: Как называется литературный прием, используемый Гоголем при описании Пацюка? (гипербола)
3. Работа по теме урока.
Словарная работа:
Жеманство – поведение, лишенное простоты, естественности, манерность.
Чопорность – чрезмерная строгость, щепетильность в поведении, в соблюдении приличий.
Скоромная (пища) – мясо, молоко (животного происхождения), не соблюдающий поста.
Колядовать – петь песни, которые называются колядками.
Сарказм – язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку.
Как связан интерес Н. В. гоголя к народным поверьям, легендам и его сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»
(В русском обществе растет интерес ко всему украинскому: народному творчеству, быту, образу жизни, поэтому его повести имели такой успех)
О каком празднике идет речь в повести? (О Рождестве)
А что это за праздник? (Рождество Христово – великий праздник христиан)
С древних времен народные праздники были связаны с хозяйственной деятельностью человека и приурочены к определенному времени года.
С 22 декабря – это самый короткий день в году начиналось нарастание силы солнца, световой день постепенно прибывает, увеличивается. Праздник «воскрешения» солнца назвали колядой и праздновали в конце декабря – начале января. Новый год во все времена и для всех народов означал обновление мира (в связи с обновлением, возрождением солнца):
Новый год пришел,
Старый угнал, себя показал,
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять.
В эти дни, когда солнце начинало свой годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, естественно было задуматься о том, каким будет новый год, что он принесет и природе, и человеку. В предугадывании будущего, погоды, урожая, судьбы и т.п. проходила коляда или Святки (Рождественские вечера. Праздник продолжался от Рождества Христова (7 января по новому стилю) до Богоявления (19 января по новому стилю). Центральными магическими действиями, проводимыми в этот период, были колядование и гадание.
В народной среде праздник рождества Христова почитался как один из самых великих. С этим днем связано много обычаев и традиций. Одна из них – это молитва хозяина с его домочадцами после первой звезды. После молитвы старший в семье вносил в избу охапку сена и расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на него ставились необмолоченный сноп пшеницы или ржи и кутья – каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Сено и сноп всегда были неотъемлемой частью обряда. После вечерни начиналось колядование. Коляда – это древнее языческое название праздника.
А что такое язычество? (многобожие), бывшего примерно в это время года до принятия христианства. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь, парни, девушки, подростки собирались в группы, рядились в костюмы, маски, ходили по домам. У каждого двора «кликали» Коляду и Овсеня, мифических существ, которые должны были принести обильный урожай и счастье в дом. Под окнами дома или в избах они пели колядки, а хозяева в награду давали угощения и деньги. Если хозяева угощали щедро, то, по примете, в следующем году у них должен быть богатый урожай.
Пришла коляда Пришла коляда
Накануне Рождества, Накануне Рождества,
Сею, вею, посеваю, Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю! С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье Вы нас будете дарить,
Уродись, пшеничка, Мы вас будем хвалить.
Горох, чечевичка! А не будете дарить,
На поле – копнами, Мы вас будем корить!
На столе – пирогами! Коляда, коляда,
С Новым годом, Подавай пирога!
С новым счастьем,
Хозяин, хозяюшка!
А какие забавы накануне Рождества описывает Гоголь в повести?
Итак, «Ночь перед Рождеством»
4. Работа с текстом.
1. Прочитать описание ночи перед Рождеством.
Что представляет собой это описание? (пейзаж)
Пейзаж (фр. «местность») - это описание природы в литературе.
Какую роль он играет в дальнейшем развитии повести? (Это фон, на котором происходят события)
Ночь эта особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя более активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и «немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире» - на самом деле просто черт.
2. Зачем черт украл месяц с неба?
3. Почему он так зол на кузнеца?
4. Каким человеком был Вакула? (богобоязливым, верующим человеком)
5. Что вы можете сказать о любви Вакулы к Оксане? (Он готов на все: даже продать свою душу черту, совершить самоубийство, а это очень страшный грех)
6. Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку?
7. Какие чудеса он увидел в его доме?
8. Почему так радуется черт, поняв, что кузнец хочет отдать ему свою душу? (Вакула – самый набожный человек в селе и черт потом сможет хвастаться перед всеми)
9. Как Вакула победил черта?
10. Почему Вакула оказался в Петербурге?
11. Каким он увидел город? (Боже мой! Стук, гром, блеск. Вакула поражен, изумлен)
12. Чьими глазами увиден дворец? (Глазами мастера: великолепные сени, лестница – жаль ногами топтать, перила – одного железа рублей на 50; картины, а особенно медная ручка и замок)
13. Выполнил ли Вакула желание Оксаны?
14. Как ведет себя Оксана в начале повести? А в конце?
15. Нужны ли ей черевички? (Нет, потому что она любит Вакулу)
5. Способы юмористического повествования.
А теперь перейдем к другим эпизодам повести.
1. Что произошло с ухажерами Солохи?
2. Как им удалось выбраться из мешков?
3. Почему Чуб и Голова, когда вылезли из мешков, стали говорить о погоде? (им досадно, что Солоха обманывала их, а они ни о чем не догадывались)
4. На чем строится эта смешная ситуация в повести? (на неожиданности, это юмор)
Юмор (анг. «нрав, настроение») – изображение героев в смешном виде. Юмор – это смех веселый, доброжелательный.
Какое настроение вызывает у вас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, радостное, веселое)
Способом юмористического повествования много:
а) Неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета. Так черт захотел завладел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.
б) Несоответствие. Слово «мужественно» не очень-то соответствует облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем: «Ткач и кум мужественно отстояли мешок»
в) Гипербола, то есть преувеличение. «Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру»
Какие еще смешные эпизоды встретились в повести?
Почему мы взяли эпиграфом урока слова А. Пушкина?
6. Творческая работа учащихся.
Рисунки к каким эпизодам повести вы нарисовали? Рассказы учащихся.
7. Из истории праздника.
Из древних времен до наших дней дошел обычай наряжать елку на Рождество. А обычай пришел из древней Германии. Древние германцы были язычниками. Они верили, что в ели живут добрые духи. Древние германцы наряжали елку в лесу, чтобы задобрить духов, чтобы они были благосклонны к ним.
А 9 декабря 1842 года была выпущена первая рождественская открытка.
А сколько прекрасных стихотворений написано о Рождестве.
(Учащиеся читают стихотворения С. Черного, Б. Пастернака)
Рождественское В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц вынырнул из тени, Гладил лен его волос… Бык дохнул в лицо младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша, Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой, Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть дитя у бочком… Присмиревший белый козлик На чело его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал: «Посмотреть бы на ребенка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине… А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!» Саша Черный | Рождественская звезда Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе (пещера) На склоне холма. Его согревало дыхание вола Домашние звери Стояли в пещере. Над яслями теплая дымка плыла. Б. Пастернак |
8. Итог урока.
Что запомнили из сегодняшнего урока?
Что для вас было новым?
9. Оценки за урок.
10. Домашнее задание: Написать эссе «Кузнец Вакула и добрый герой из сказки. В чем их сходство и различие?»