Просмотр содержимого документа
«Картины родной природы в творчестве поэтов"золотого века"»
Картины родной природы в творчестве поэтов «золотого века»
- 19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе.
- В 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой.
- Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.
Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)
- Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.
- Осень. Обсыпается весь наш бедный «сад».
Стихотворение написано в 1858 году. Поэт заумчиво и проникновенндо говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах .
- В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.
Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью
Не умею высказать, как тебя люблю .
(1821 - 1897)
Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.
Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»
- Все реальное в стихах Майкова гармонично исполнено красотой. Благодаря этому ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:
- Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.
- Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.
- Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе.
Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»
- «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.
- Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Педагоги отмечали ценное качество этого стихотворения: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
. Иван Саввич Никитин (1824 - 1861)
- Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.
Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»
- Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.
- Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».
- С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:
- Никитин не раз называл природу своим другом и наставником. Действительно, природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей, она стала его нравственными университетами.
- Когда он писал свои стихи о природе, в том числе и это стихотворение, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа, - словно говорит поэт читателям, - и как убога человеческая жизнь! Неужели вы не замечаете оборванных мужиков, убитых несчастием вдов»http//as.lib/ru/n/nikitin_i_s/. В его понимании природа важнее, чем обычный человек. Но в поздней лирике Никитин меньше стал обращаться к природе. На долю пейзажа приходятся теперь лишь скупые строки или реже - строфы. Теперь главным героем никитинских произведений стал представитель народа.
. Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893)
- Поэзия Плещеева есть выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству. В поэзии Плещеева главный мотив - гуманность, в самом благородном значении слова. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В школьные годы ребенок знакомится со стихотворениями поэта. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» и «Бабушка и внучек». Их знали все маленькие дети. Лирический образ родной природы создает и Алексей Николаевич Плещеев.
Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»
- В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней.
- Травка зеленеет,
- Солнышко блестит;
- Ласточка с весною
- В сени к нам летит.
- С нею солнце краше
- И весна милей...
- Прощебечь с дороги
- Нам привет скорей!
- Дам тебе я зерен,
- А ты песню спой,
- Что из стран далеких
- Принесла с собой...
- Стихотворение насыщено живописностью и музыкальным звучанием. На это стихотворение была написана музыка Чайковским и Кью Ребиковым и Глиэром.
- Жанр стихотворения обозначен самим заглавием Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей.
- Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.
Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»
- Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении «Птичка», написанное Плещеевым в 1858 году. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птичка обещает вернуться.
- В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. И в этом стихотворении все звучит очень ярко, но в тоже время просто и достаточно равномерно. Ведь о природе можно говорить долго, описывая ее во всех живых красках. Голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Поэт слышит в ликовании пробуждения природы «резвых деток смех» и «беззаботных птичек пение».
- К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» Под редакцией Зубаревой Е.Е. - М. Просвещение, 1989, - с.139 и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.
«Зима»
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, - Вот пришли морозцы - И зима настала.
Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Он теперь покоен - Все кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый.
Пейзаж в стихотворении «Зима»
- Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.
- Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.
- Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.
- Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.
- Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.
- В этом стихотворении герой радуется зиме:
- Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».
- Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.
Пейзаж в стихотворении «Детство»
- В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.
- Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.
Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов
- Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.
- Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирики, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью.
- Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.
Фёдр Иванович Тютчев1803 –1873 гг .
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
- Ещё в полях белеет снег,
- А воды уж весной шумят -
- Бегут и будят сонный брег,
- Бегут и блещут и гласят…
- Они гласят во все концы:
- "Весна идёт, весна идёт!
- Мы молодой весны гонцы,
- Она нас выслала вперёд!"
- Весна идёт! Весна идёт!
- И тихих, тёплых майских дней
- Румяный светлый хоровод
- Толпится весело за ней.
ПЕРВЫЙ ЛИСТ
- Лист зеленеет молодой —
- Смотри, как листьем молодым
- Стоят обвеяны березы
- Воздушной зеленью сквозной,
- Полупрозрачною, как дым...
- Давно им грезилось весной,
- Весной и летом золотым, —
- И вот живые эти грезы,
- Под первым небом голубым,
- Пробились вдруг на свет дневной...
- О, первых листьев красота,
- Омытых в солнечных лучах,
- С новорожденною их тенью!
- И слышно нам по их движенью,
- Что в этих тысячах и тьмах
- Не встретишь мертвого листа!..
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
- Люблю грозу в начале мая,
- Когда весенний первый гром,
- Как бы резвяся и играя,
- Грохочет в небе голубом.
- Гремят раскаты молодые,
- Вот дождик брызнул, пыль летит,
- Повисли перлы дождевые,
- И солнце нити золотит.
- С горы бежит поток проворный,
- В лесу не молкнет птичий гам,
- И гам лесной, и шум нагорный -
- Всё вторит весело громам...
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
- Уж солнца раскаленный шар
- С главы своей земля скатила,
- И мирный вечера пожар
- Волна морская поглотила.
- Уж звезды светлые взошли
- И тяготеющий над нами
- Небесный свод приподняли
- Своими влажными главами.
- Река воздушная полней
- Течет меж небом и землею,
- Грудь дышит легче и вольней,
- Освобожденная от зною.
- И сладкий трепет, как струя,
- По жилам пробежал природы,
- Как бы горячих ног ея
- Коснулись ключевые воды.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
- Есть в осени первоначальной
- Короткая, но дивная пора —
- Весь день стоит как бы хрустальный,
- И лучезарны вечера...
- Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
- Но далеко еще до первых зимних бурь
- И льется чистая и теплая лазурь
- На отдыхающее поле...
ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...
- Зима недаром злится,
- Прошла ее пора -
- Весна в окно стучится
- И гонит со двора.
- И все засуетилось,
- Все нудит Зиму вон -
- И жаворонки в небе
- Уж подняли трезвон.
- Зима еще хлопочет
- И на Весну ворчит.
- Та ей в глаза хохочет
- И пуще лишь шумит...
- Взбесилась ведьма злая
- И, снегу захватя,
- Пустила, убегая,
- В прекрасное дитя.
- Весне и горя мало:
- Умылася в снегу,
- И лишь румяней стала,
- Наперекор врагу
ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ...
- И белокрылые виденья
- На тусклом озера стекле
- В какой-то неге онеменья
- Коснеют в этой полумгле...
- И на порфирные ступени
- Екатерининских дворцов
- Ложатся сумрачные тени
- Октябрьских ранних вечеров —
- И сад темнеет, как дуброва,
- И при звездах из тьмы ночной,
- Как отблеск славного былого,
- Выходит купол золотой...
- Чародейкою Зимою
- Околдован, лес стоит,
- И под снежной бахромою,
- Неподвижною, немою,
- Чудной жизнью он блестит.
- И стоит он, околдован,
- Не мертвец и не живой -
- Сном волшебным очарован,
- Весь опутан, весь окован
- Лёгкой цепью пуховой...
- Солнце зимнее ли мечет
- На него свой луч косой -
- В нём ничто не затрепещет,
- Он весь вспыхнет и заблещет
- Ослепительной красой.
- Как бы дремотою, объят
- Афанасий Фет – один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов.
- Целые циклы посвящены изображению всех времён года.
- Вся флора и фауна средней полосы России представлена в его стихах.
- Большим поэтом сделала А.Фета прежде всего любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Фет писал: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».
- Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром лирической миниатюры . Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность, в то же время сохраняя поразительную точность при передаче конкретных деталей.
- Кроме традиционных для литературы птиц, мы встретим в его стихах и сыча, и луня, и чибиса, и черныша, и кулика, и стрижа и т.п.
- По голосу поэт определяет не только то, какая это птица, но и где она находится, и как сила звука её голоса соотносится с общей картиной и общим настроением в природе и в душе человека.
Учись у них — у дуба, у березы.
- Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. 31 декабря 1883
Анализ стихотворения " Учись у них- у дуба, у березы..."
- " Учись у них- у дуба, у березы..." проникнуто аллегорическим смыслом. Под страдающими деревьями автор подразумевает людей, под " злой метелью" - жизненные неприятности, а " весна" олицетворяет надежду на лучшее.
- Произведение обладает печальным настроением. Его выражает эпитет " жестокая пора", он будто бы заявляет о том, насколько тяжело "деревьям", то есть людям в трудные времена их жизни, а ассонанс в начале стихотворения : «Учись у них - у дуба у березы» , - усугубляет тоску, которой проникнуто начало стихотворения.
- Однако глагол в повелительном наклонении : " Но верь весне", - говорит о том, что стоит верить в лучшее, ведь оно обязательно придет, как приходит весна после зимы.
- Получается, что идея стихотворения заключается в силе надежды, которая способна преодолеть отрицательные чувства.