СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картины родной природы в творчестве поэтов"золотого века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэты "чистого искусства" и "некрасовской плеяды".

Просмотр содержимого документа
«Картины родной природы в творчестве поэтов"золотого века"»

Картины родной природы в творчестве поэтов «золотого века»

Картины родной природы в творчестве поэтов «золотого века»

19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе.
  • 19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе.
В 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой.
  • В 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой.
Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.
  • Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.
Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)   Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.

Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

  • Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.
Осень. Обсыпается весь наш бедный «сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт заумчиво и проникновенндо говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах .
  • Осень. Обсыпается весь наш бедный «сад».

Стихотворение написано в 1858 году. Поэт заумчиво и проникновенндо говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах .

В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.
  • В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.
Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень. Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью Не умею высказать, как тебя люблю .

Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью

Не умею высказать, как тебя люблю .

(1821 - 1897)

(1821 - 1897)

Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.

Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.

Пейзаж в стихотворении «Летний дождь» Все реальное в стихах Майкова гармонично исполнено красотой. Благодаря этому ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:

Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

  • Все реальное в стихах Майкова гармонично исполнено красотой. Благодаря этому ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:
Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.
  • Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.
Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному. Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе.
  • Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.
  • Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе.
Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»   «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.

Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

  • «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.
Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Педагоги отмечали ценное качество этого стихотворения: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
  • Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Педагоги отмечали ценное качество этого стихотворения: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
. Иван Саввич Никитин (1824 - 1861)   Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.

. Иван Саввич Никитин (1824 - 1861)

  • Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.
Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»   Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем. Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез». С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:

Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»

  • Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.
  • Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».
  • С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:
Никитин не раз называл природу своим другом и наставником. Действительно, природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей, она стала его нравственными университетами.
  • Никитин не раз называл природу своим другом и наставником. Действительно, природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей, она стала его нравственными университетами.
Когда он писал свои стихи о природе, в том числе и это стихотворение, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа, - словно говорит поэт читателям, - и как убога человеческая жизнь! Неужели вы не замечаете оборванных мужиков, убитых несчастием вдов»http//as.lib/ru/n/nikitin_i_s/. В его понимании природа важнее, чем обычный человек. Но в поздней лирике Никитин меньше стал обращаться к природе. На долю пейзажа приходятся теперь лишь скупые строки или реже - строфы. Теперь главным героем никитинских произведений стал представитель народа.
  • Когда он писал свои стихи о природе, в том числе и это стихотворение, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа, - словно говорит поэт читателям, - и как убога человеческая жизнь! Неужели вы не замечаете оборванных мужиков, убитых несчастием вдов»http//as.lib/ru/n/nikitin_i_s/. В его понимании природа важнее, чем обычный человек. Но в поздней лирике Никитин меньше стал обращаться к природе. На долю пейзажа приходятся теперь лишь скупые строки или реже - строфы. Теперь главным героем никитинских произведений стал представитель народа.
. Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893)   Поэзия Плещеева есть выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству. В поэзии Плещеева главный мотив - гуманность, в самом благородном значении слова. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В школьные годы ребенок знакомится со стихотворениями поэта. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» и «Бабушка и внучек». Их знали все маленькие дети. Лирический образ родной природы создает и Алексей Николаевич Плещеев.

. Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893)

  • Поэзия Плещеева есть выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству. В поэзии Плещеева главный мотив - гуманность, в самом благородном значении слова. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В школьные годы ребенок знакомится со стихотворениями поэта. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» и «Бабушка и внучек». Их знали все маленькие дети. Лирический образ родной природы создает и Алексей Николаевич Плещеев.
Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»   В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней.

Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»

  • В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней.
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой...
  • Травка зеленеет,
  • Солнышко блестит;
  • Ласточка с весною
  • В сени к нам летит.
  • С нею солнце краше
  • И весна милей...
  • Прощебечь с дороги
  • Нам привет скорей!
  • Дам тебе я зерен,
  • А ты песню спой,
  • Что из стран далеких
  • Принесла с собой...
Стихотворение насыщено живописностью и музыкальным звучанием. На это стихотворение была написана музыка Чайковским и Кью Ребиковым и Глиэром. Жанр стихотворения обозначен самим заглавием Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей.
  • Стихотворение насыщено живописностью и музыкальным звучанием. На это стихотворение была написана музыка Чайковским и Кью Ребиковым и Глиэром.
  • Жанр стихотворения обозначен самим заглавием Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей.
Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.
  • Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.
Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»   Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении «Птичка», написанное Плещеевым в 1858 году. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птичка обещает вернуться.

Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»

  • Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении «Птичка», написанное Плещеевым в 1858 году. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птичка обещает вернуться.
В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. И в этом стихотворении все звучит очень ярко, но в тоже время просто и достаточно равномерно. Ведь о природе можно говорить долго, описывая ее во всех живых красках. Голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Поэт слышит в ликовании пробуждения природы «резвых деток смех» и «беззаботных птичек пение».
  • В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. И в этом стихотворении все звучит очень ярко, но в тоже время просто и достаточно равномерно. Ведь о природе можно говорить долго, описывая ее во всех живых красках. Голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Поэт слышит в ликовании пробуждения природы «резвых деток смех» и «беззаботных птичек пение».
К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» Под редакцией Зубаревой Е.Е. - М. Просвещение, 1989, - с.139 и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.
  • К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» Под редакцией Зубаревой Е.Е. - М. Просвещение, 1989, - с.139 и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.
«Зима»    Белый снег, пушистый  В воздухе кружится  И на землю тихо  Падает, ложится.   И под утро снегом  Поле забелело,  Точно пеленою  Все его одело.   Темный лес что шапкой  Принакрылся чудной  И заснул под нею  Крепко, непробудно...   Божьи дни коротки,  Солнце светит мало, -  Вот пришли морозцы -  И зима настала.     Труженик-крестьянин  Вытащил санишки,  Снеговые горы  Строят ребятишки.   Уж давно крестьянин  Ждал зимы и стужи,  И избу соломой  Он укрыл снаружи.   Чтобы в избу ветер  Не проник сквозь щели,  Не надули б снега  Вьюги и метели.   Он теперь покоен -  Все кругом укрыто,  И ему не страшен  Злой мороз, сердитый.

«Зима»

Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, - Вот пришли морозцы - И зима настала.

Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Он теперь покоен - Все кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый.

Пейзаж в стихотворении «Зима»   Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.

Пейзаж в стихотворении «Зима»

  • Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.
Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя. Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.
  • Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.
  • Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.
  • Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.
Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети. В этом стихотворении герой радуется зиме:
  • Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.
  • В этом стихотворении герой радуется зиме:
Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен». Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.
  • Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».
  • Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.
Пейзаж в стихотворении «Детство»   В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.

Пейзаж в стихотворении «Детство»

  • В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.
Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.
  • Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.
Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов   Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

  • Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.
Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирики, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью. Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.
  • Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирики, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью.
  • Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.
Фёдр Иванович Тютчев1803 –1873 гг .

Фёдр Иванович Тютчев1803 –1873 гг .

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ   Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы:

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

  • Ещё в полях белеет снег,
  • А воды уж весной шумят -
  • Бегут и будят сонный брег,
  • Бегут и блещут и гласят…
  • Они гласят во все концы:
  • "Весна идёт, весна идёт!
  • Мы молодой весны гонцы,
  • Она нас выслала вперёд!"
  • Весна идёт! Весна идёт!
  • И тихих, тёплых майских дней
  • Румяный светлый хоровод
  • Толпится весело за ней.
ПЕРВЫЙ ЛИСТ   Лист зеленеет молодой — Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым... Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым, — И вот живые эти грезы, Под первым небом голубым, Пробились вдруг на свет дневной... О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью, Что в этих тысячах и тьмах Не встретишь мертвого листа!..

ПЕРВЫЙ ЛИСТ

  • Лист зеленеет молодой —
  • Смотри, как листьем молодым
  • Стоят обвеяны березы
  • Воздушной зеленью сквозной,
  • Полупрозрачною, как дым...
  • Давно им грезилось весной,
  • Весной и летом золотым, —
  • И вот живые эти грезы,
  • Под первым небом голубым,
  • Пробились вдруг на свет дневной...
  • О, первых листьев красота,
  • Омытых в солнечных лучах,
  • С новорожденною их тенью!
  • И слышно нам по их движенью,
  • Что в этих тысячах и тьмах
  • Не встретишь мертвого листа!..
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА   Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный - Всё вторит весело громам...

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом.
  • Гремят раскаты молодые,
  • Вот дождик брызнул, пыль летит,
  • Повисли перлы дождевые,
  • И солнце нити золотит.
  • С горы бежит поток проворный,
  • В лесу не молкнет птичий гам,
  • И гам лесной, и шум нагорный -
  • Всё вторит весело громам...
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР   Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила.   Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами.   Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною.   И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

  • Уж солнца раскаленный шар
  • С главы своей земля скатила,
  • И мирный вечера пожар
  • Волна морская поглотила.
  • Уж звезды светлые взошли
  • И тяготеющий над нами
  • Небесный свод приподняли
  • Своими влажными главами.
  • Река воздушная полней
  • Течет меж небом и землею,
  • Грудь дышит легче и вольней,
  • Освобожденная от зною.
  • И сладкий трепет, как струя,
  • По жилам пробежал природы,
  • Как бы горячих ног ея
  • Коснулись ключевые воды.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ   Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

  • Есть в осени первоначальной
  • Короткая, но дивная пора —
  • Весь день стоит как бы хрустальный,
  • И лучезарны вечера...
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
  • Но далеко еще до первых зимних бурь
  • И льется чистая и теплая лазурь
  • На отдыхающее поле...
ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...   Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала,  Наперекор врагу

ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...

  • Зима недаром злится,
  • Прошла ее пора -
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора.
  • И все засуетилось,
  • Все нудит Зиму вон -
  • И жаворонки в небе
  • Уж подняли трезвон.
  • Зима еще хлопочет
  • И на Весну ворчит.
  • Та ей в глаза хохочет
  • И пуще лишь шумит...
  • Взбесилась ведьма злая
  • И, снегу захватя,
  • Пустила, убегая,
  • В прекрасное дитя.
  • Весне и горя мало:
  • Умылася в снегу,
  • И лишь румяней стала,
  • Наперекор врагу
ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ...   И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле... И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров — И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой... Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой - В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Как бы дремотою, объят

ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ...

  • И белокрылые виденья
  • На тусклом озера стекле
  • В какой-то неге онеменья
  • Коснеют в этой полумгле...
  • И на порфирные ступени
  • Екатерининских дворцов
  • Ложатся сумрачные тени
  • Октябрьских ранних вечеров —
  • И сад темнеет, как дуброва,
  • И при звездах из тьмы ночной,
  • Как отблеск славного былого,
  • Выходит купол золотой...
  • Чародейкою Зимою
  • Околдован, лес стоит,
  • И под снежной бахромою,
  • Неподвижною, немою,
  • Чудной жизнью он блестит.
  • И стоит он, околдован,
  • Не мертвец и не живой -
  • Сном волшебным очарован,
  • Весь опутан, весь окован
  • Лёгкой цепью пуховой...
  • Солнце зимнее ли мечет
  • На него свой луч косой -
  • В нём ничто не затрепещет,
  • Он весь вспыхнет и заблещет
  • Ослепительной красой.
  • Как бы дремотою, объят
Афанасий Фет  – один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Целые циклы посвящены изображению всех времён года. Вся флора и фауна средней полосы России представлена в его стихах. Большим поэтом сделала  А.Фета  прежде всего любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Фет писал: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».
  • Афанасий Фет  – один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов.
  • Целые циклы посвящены изображению всех времён года.
  • Вся флора и фауна средней полосы России представлена в его стихах.
  • Большим поэтом сделала  А.Фета  прежде всего любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Фет писал: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».
Жанр, в котором  Фет  воссоздавал картины природы, можно назвать жанром лирической миниатюры . Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность, в то же время сохраняя поразительную точность при передаче конкретных деталей.
  • Жанр, в котором  Фет  воссоздавал картины природы, можно назвать жанром лирической миниатюры . Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность, в то же время сохраняя поразительную точность при передаче конкретных деталей.
Кроме традиционных для литературы птиц, мы встретим в его стихах и сыча, и луня, и чибиса, и черныша, и кулика, и стрижа и т.п. По голосу поэт определяет не только то, какая это птица, но и где она находится, и как сила звука её голоса соотносится с общей картиной и общим настроением в природе и в душе человека.
  • Кроме традиционных для литературы птиц, мы встретим в его стихах и сыча, и луня, и чибиса, и черныша, и кулика, и стрижа и т.п.
  • По голосу поэт определяет не только то, какая это птица, но и где она находится, и как сила звука её голоса соотносится с общей картиной и общим настроением в природе и в душе человека.
Учись у них — у дуба, у березы. Учись у них — у дуба, у березы.  Кругом зима. Жестокая пора!  Напрасные на них застыли слезы,  И треснула, сжимаяся, кора.  Всё злей метель и с каждою минутой  Сердито рвет последние листы,  И за сердце хватает холод лютый;  Они стоят, молчат; молчи и ты!  Но верь весне. Ее промчится гений,  Опять теплом и жизнию дыша.  Для ясных дней, для новых откровений  Переболит скорбящая душа.  31 декабря 1883

Учись у них — у дуба, у березы.

  • Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. 31 декабря 1883
Анализ стихотворения

Анализ стихотворения " Учись у них- у дуба, у березы..."

  • " Учись у них- у дуба, у березы..." проникнуто аллегорическим смыслом. Под страдающими деревьями автор подразумевает людей, под " злой метелью" - жизненные неприятности, а " весна" олицетворяет надежду на лучшее.
  • Произведение обладает печальным настроением. Его выражает эпитет " жестокая пора", он будто бы заявляет о том, насколько тяжело "деревьям", то есть людям в трудные времена их жизни, а ассонанс в начале стихотворения : «Учись у них - у дуба у березы» , - усугубляет тоску, которой проникнуто начало стихотворения.
  • Однако глагол в повелительном наклонении : " Но верь весне", - говорит о том, что стоит верить в лучшее, ведь оно обязательно придет, как приходит весна после зимы.
  • Получается, что идея стихотворения заключается в силе надежды, которая способна преодолеть отрицательные чувства.