СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточка "Нормы словоизменения сущ в форме Р.п. мн.ч"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карточка "Нормы словоизменения сущ в форме Р.п. мн.ч"»

«Нормы словоизменения существительных в Р.п. мн.ч.»


Задание 1. От следующих существительных образуйте формы Р.п. мн.ч.

 Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.


Задание 2. Спишите, выберите правильный вариант окончания существительного.

 1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).


Задание 3. Данные существительные среднего рода поставьте в форму родительного падежа множественного числа и запишите их в составе словосочетаний. 1) зернышко - добавить зернышек, окошко, домишко, пальтишко. 2) войско - виды войск, яблоко, болото. 3) кресло - несколько кресел, число, ребро, ядро, бревно. 4) одеяльце - нет одеялец, полотенце, блюдце.

Задание 4. Запишите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода первого склонения Метла - Кочерга - Копна - Серьга - Вожжа - Гостья - Западня -


Задание 5. Какие существительные женского рода имеют указанные формы родительного падежа множественного числа? Запомните их употребление в данной форме- Напишите их начальную форму (ед. ч., им. п).
... - - пара туфель, -.. - - много вафель, ... - - 5 простынь (простыней), ... — без сплетен, ... — вокруг усадеб, ... — у цапель, ... - - нет кеглей, ... - - без свечей, ... - - не знаю их фамилий.


Задание 6. Слова, стоящие в скобках, напишите в родительном падеже мн. ч., употребляя окончания -ов, - ев, - ей.

Сколько (стол и стул) в нашей аудито́рии? Сколько у вас (брат)? В печи́ горит не́сколько (поле́но). В тени́ (дерево) прохла́дно. Нам нужны ты́сячи (учи́тель, врач, инжене́р). Мы часто быв́аем у наших (ро́дственник и сосе́д). Меня по утра́м бу́дит чири́канье (воробе́й). В Москве много (автобус), мало (тролле́йбус), а (трамвай) почти нет. Дети корми́ли хле́бными кро́шками: (го́лубь, ле́бедь, фаза́н). В зоопа́рке дети видели: (волк, медве́дь, оле́нь, крокоди́л). В на́шем городе было много иностра́нных (тури́ст): (не́мец, француз, чех, Россия́нин, поля́к, венгр, англича́нин, италья́нец). В этом доме пять (эта́ж) и свы́ше сорока́ (жиле́ц). 

    

Задание 7. Поставьте данные существительные в форму родительного падежа. В чем особенность этих существительных? Расставьте в словах ударение и с некоторыми из них составьте словосочетания.
1) Очки - очков, шипцы, часы, заморозки.
2) Люди_- людей, сани, будни, ясли, грабли, дрожжи.
3) Макароны - макарон, брюки, бусы, каникулы, брызги, шпроты.
4) Потемки - потемок, носилки, салазки.


Задание 8. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа. С двумя образованными формами слов каждой группы составьте и запишите словосочетания.

1) Башкиры - жить среди башкир, татары, грузины, осетины, буряты, румыны, туркмены, цыгане, англичане.
2) Солдаты - группа солдат, партизаны, гусары.
3) Валенки - пара валенок, ботинки, сапоги, чулки, кеды, шорты.
4) Вольт - 5 вольт, микроны, аршины, киловатты.


Задание 9. Данные существительные мужского рода поставьте в форму родительного падежа множественного числа. Употребите образованные существительные в составе словосочетаний.

1) Киргизы — киргизов, казахи, калмыки, монголы, узбеки, таджики, якуты, хакасы, тунгусы, хорваты.

2) Метры — метров, граммы, килограммы, гектары.

3) Лимоны — лимонов апельсины, мандарины, помидоры, томаты, арбузы,


Домашнее задание. Спишите предложения, поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.

1. У нас не было (спичка). 2. Мальчик Армандо был разведчиком у (партизан). 3. В комнате стояло пять (кресло). 4. Стреляли со всех (корабль). 5. У меня не было (ключ). 6. (Деньги) всегда не хватает.  7. У пулемётчиков уже совсем не было (граната) и (патрон). 8. За несколько (копейка) теперь ничего не купишь. 9. (Ружьё) в доме никогда не держали.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!