СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки для уроков русского языка 2-3 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные корточки можно использовать для работы на уроках закрепления и контроля знаний.

Просмотр содержимого документа
«Карточки для уроков русского языка 2-3 классы»

I Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

  1. В__ковать (__________), зв__здопад (_____________), __жи (_________), л__сички (______________), сп__ртивный (_____________), сл__варное (____________), ст__руха (____________), м__рской (______________), д__лёкий (_____________), л__сной (_________), ст__р__жил (__________________________), разгл__деть (___________________), з__лёный (____________________), хв__статый (_________________), л___зал (___________________), в__с__лье (__________________________), м__л__дой (_____________________________), г__л__вастик (__________________________), з__л__той (______________________________), в__лчонок (_______________).



  1. Стр__лять (_______________), ст__рик (_________________), л___сник (________________), ст_рожка (__________________), д__р__вушка (_______________________________), з__л__неть (_______________________________________), б__р__говой (___________________________________), к__мок (___________), зв__рёк (_________________), __кно (________________), г__л__вка (________________________________), в__сёлый (__________________), д__л__ко (_______________________________), стр__лок (____________________).





  1. Цв__тной (________________), пол__тели (___________________), х__л__да (_________________________________), л___ства (______________), с___дит (________________________), ч__совщик (_______________), б__леет (________________), сн__жок (____________________),в__долаз (_________________), б__льная (________________), ш__гать (____________), б__льшой (_________________), т__пло (___________________), с___жаем (_________________), бл__стит (__________________), н___чной (__________________), з__мля (__________________), м__лководье (______________________), л__сёнок (_______________), кр___снеть (____________________).





  1. Д__р__гой (человек) (_____________________________), хол__д(__________________), р__жок (_____________), с__довник (_________), л__сник (_____________), л__стопад (________________), б___лизна (______________________), зв__ринец (_____________________), с___сновые (____________________), ств__лы (_______________), д__мой (___________),

кр__сивые (________________), т__шина (________________), к__тёнок (_______________), тр__ва (_________________),___сенний (_______________), __збушка (_________________), м__ряк (___________),





  1. Гл__зной (_____________), бл__снули (_______________), сн__говик (__________), сп__ситель (________________), сл__за (______________), т__мнота (____________________), сл__за (______________), л__сица (______________), з__йчата (___________), см__шной (____________), г__в__рит (_____________________________), пт__нцы (____________________), д__мой (____________), с__дой (______________), пог__сила (свет) (_________________), вз__ла (ручку) (____________________), нап__сала (______________________), приб__жал (__________________), в__зать (кофту) (_______________________).



  1. М__реплаватели (___________________), м__сты (_____________), стр__на (_______________), ст__на (________________),ст__кло (_________________), в__долаз (______________________), с__рдечко (____________________), д__тёныш (________________), с__дели (_____________________), л___шадка (______________________), п__скнула (_________________), з__млеройка (_____________________), пч__ла (__________________), кл__новый (лист) (__________________), гр___за (_______________), вр__ги (______________),





  1. Д___ждевые (_____________), н_____чевать (________________), м___ряк (______________), г__рода (________________), в__ч__ра (_____________________________), д__машний (___________), г__лоса (_______________), наб___жала (_________________), с___стра (______________), гн__здо (_________________), г__л__ва (_________________________________), к__нюшня (__________________), тр__пинка(______________________), гр__бник (______________________), уч__ник (_______________________), т__шина (__________________), ш__рокий (______________________), р__чной песок (_________________), зв__зда (____________________).



  1. Гр__бница (______________), гл__за (_________________), встр__чался (___________________), с__рдечный (_________________), л__б__диная песня (_________________________), сол__вьи (_________________), вор__бьи (_________________), стр__ла (__________________), н__чной (____________), м__лыши (____________________), в__терок (____________________), ч__рнота (_____________________), т___мнота (___________________), сн__жинка (____________________), в__сна (______________),б__бры (______________), тр__пинка (___________________), з___мой (______________), х___дил (_______________), закр__чал (__________________), скв__рцы (___________________), затр___щал (___________________), г__в__рливый (________________________________________).



  1. Кр__чит (_______________), __грает (________________), вес__ло(____________), с_сна (_____________), на дер__ве (_________________), с__дит (______________), х__р__ша (______________________________), п__сал(_________________), б__льшой (_________________), сд__ёт (_________________), м__ряки (_________________), ж__вут (_______________), п__ют (__________________), ш__рокий (______________________), поб__жал (_____________________________), ш__лят (_______________________), цв__тёт (_______________), т__мно (_____________________).





  1. Выгл__нул (____________________________), б__гут (________________), л__тит (_____________________), н__сёт (_____________), __да (___________________), пт__нцы (___________________), с__дят (____________________), тр__стник (________________________), в__сна (_________________________), гн__здо (____________________), на в__рхушке (__________________), пч__ла (_______________), зв__рёк (_______________),к__рмить (____________________), из з__мли (____________________), л__пить (______________________).



  1. Ч__тают (_________________________________),с__дит (______________________),л__са (________________), с_-стрёнка (__________________), т__пло (_________________________), н__сёт (_________________),л__жит (________________),скв__рцы (_______________), __сенний (__________________),в__ч__реет (_____________________________),к__рмушка (__________________), уг__щают (_____________________), р__дной (__________________________),з__йчиха (____________________),в___здушный (___________________), б__льшой (______________________), п__ляна (_________________).



  1. Сол__вей (_______________________), кр__сиво (____________________), в___сна (__________________), п__ёт (____________________), л__сной (_______________), встр__чает (___________________), к__фейник (___________), во дв__ре (______________),по__грай (________________), з__мой (____________________), сн__говик (______________________), б__жит (_______________), л___жит (___________________), ж__вут (________________), сп__шит (____________________), ст__р__жит (_______________________________________), цв__ты (____________________).



  1. Др__жим (_____________), л__тают (______________),м__лыши (______________), т__щу (__________________), __щу (___________________),тр__щат (___________),х__дить (___________________),скв___рчата (_________________), кр__льчата (______________________), др__зды (_____________________), л__бяжий пух (____________________),т__мнеть (___________________),д__ньки (_______________), п__сьмо (_________________), б__жит (_______________), цв__ты (_________________), см__треть (____________________),сп__шит (___________________), к__за (_________________).



  1. Встр__чает (__________________), цв__тные (________________),под ст__лом (____________________), с__дят (________________),зв__рьки (_____________), б__льшой (___________________), к__тёнок (_______________), ш__рокий (_______________), т__жело (__________________), в__лчата (____________), __грают (________________), к__лючий (___________________), б__льчонок (____________________), посм__треть (__________________), с__сновые (____________________), н__жи (_________________), б__р__говой (___________________________________), т__шина (______________), сн__жинки (__________________), над п__ляной (___________________),





  1. Б___жит (________________), м__лыши (__________________), в__рить (______________________), х __тела (____________________), пл__щадка (_____________________), п__щали (__________________), с__жает (_____________________), т__жёлый (______________________), кр__сноватый (_____________________________), ч__рвивое (____________________), ст__льная дверь (__________________), кр__вое зеркало (__________________), пр__мая дорога (__________________), см__льчак (______________), л__дяной (__________________), осв__щался (____________________).



  1. П__шком (__________________), ___довитые (___________), сл__ды (__________), в__днелись (__________________), х__дьба (__________________), п__сти (________________), ск__тина (__________________), с___нело (______________), н__чное небо (________________), ст__клянный сосуд (__________________), см__стерил (______________________), в__роньё (_________________, гр__чи (______________), парус б__лел (___________________), б__бры (____________), ст__кала вода (________________), __ловые шишки (_____________), над д__мами (__________________), пов__с__лел (_____________________________________), б__льной (_______________), пл__тина (________________), с__сновые шишки (____________________).



  1. Выч__стить (_____________________), прил__теть (_________________), ч__совой (_____________________), м___ряк (__________________), ст__ричок (__________________), б__лок (____________________), заг__ворит (_____________________), в__ренье (___________________),ст__ловая (________________), прг__рюниться (_________________), подстр__лить (____________________), зал__вает (_______________), дв__рцовый (___________________), задр__жать (_________________), др__знить (_____________________), ж___леть (___________________), з___рно (____________________), з__л__той (_________________________________), л__петал (__________________), в___дяной (________________), пов__лил (_______________).





  1. Высм__треть (________________________), выт__нуть (____________________), т__пить (___________________), вр__дитель (_________________), св__тлячок (_________________), дв__рец (__________________), пол__вает (_____________), ст__ринный (______________), под__рила (__________________), м__дведь (_______________),нап__сали (__________________), г__л__ва (________________________________), м__л__дые (________________________________), уд__вительные (_______________), осв__щал (________________), н__чник (_________________), д__ньки (_________________), кр__чала (________________),гл__зёнки (____________),гр__бной суп (_________________), погл__дел (_______________).



  1. С___льнее (_________________), бл__стят (______________), перел___ваются (________________), в тр__ве (_________________), разгл__дишь (_______________________), х__дили (_______________), л____сток (__________), разм__хнулся (_____________________), р__синка (_______________), др__жать (________________), выт__нулась (___________________),д__ждливое утро (________________), х__лодное (_________________),пт__нцов (___________________), взл___теть (________________), с__стрички (___________________),в ст__пи (_____________), п__сатель (_________________),мол__ко (_________________), л__зал (________________), б__льшие (_________________), в__сенннее (________________), л__сёнок (_______________), л__сица (______________), в__дел (______________), под в__дой (___________________), в__селится (_____________________).



II Орфограмма «Гласная после шипящих». Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму.

  1. Еж…, нож…, груш…, лыж…, луж…, уш…, ш…шки, чиж…, хорош…й, ш…рокий, друж…ть, ш…ть, круж…ть; ч…ща, рощ…, ч…й, ч…шка, дач…, стуч…ть, молч…ть, крич…ть; ч…до, щ…ка, ищ…, хоч…, молч…, уч.., плач….

  2. Ш…повник, случ…й, в рощ…, замеч…тельный, кувш…н, ч…лки, ж…тель, этаж…, случ…йный, встреч…, снеж…нки, ж…раф, пуш…стый, свеж…й, душ…стый, скаж…, леж…, щ…пальцы, друж…т, щ…рюсь, ш…петь, ч…гун, возвращ…,ч…йка, грущ…, ч…совщик, площ…дь, пищ…, мч…тся, угощ..ть, трещ…ть, щ…ка, ч…деса, угощ…, верч…, круч…, стуч…,



  1. Щвель, чащ..., рощ, встреч, шна, смешнка, снежнка, жвёт, мыш, щка, грущ, тужть, машна, туч, лыж, дач, чйка, чй, шть, жть, стуч., коч…н капусты, ш…ны у маш…ны, ж…тели деревни, ч…ткий товарищ, кувш…н молока, широкое шоссе, цветные карандаш…, площ…дка для ребят, верш…на берёзы, ч…десная картина, душ…стая м…лина, ч…йная посуда.





  1. Ж…знь, рощ…, ч…ща, щ…ка, ч…тье, ш…пы, ш…ны, ж…ла, ш…повник, ш…ло, спраш…вайте, ч…сто , ч…стота , закаж…, ч…вство, ж…ть, ж…р, чащ…, ж…жа, ч…лок, куч…, чайник, ч…ры, ч…до, щ…ка, ш…ло, щ…пальца, щ…вель, ч…шь, ж…знь, ч…вство, ш…на, ж…раф, ч…лок, ч…й, ч…шка, ч…жой, ч…ваш.



  1. Ч…й, ч…жие края, ж…знь, ч…йник, ч…шка, тёмные ч…лки , ч…ткий сон, ч…ща, рощ…, ж…знь, щ…вель, выруч…й, гущ…, ч…сто, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…до, уч…, щ…ка, щ…плый, кислый щ…вель, щ…дить растения, зубастая щ…ка, щ…рить глаза, лесная чащ…, ж…вой уголок.



  1. Ш…рокая дорога, рощ…, чащ…, щ…ка, ч…тье, ш…пы, ш…ны, ш…повник , спраш…вайте, закаж…, ч…вство, ж…ть, ж…вот, ж…раф, ж…знь, ш…на, ш…пучка, ч…шка, ч…до, ч…й, ч…вство, ч…жой, рощ…, ш…рокий, ч…жой, ж…р, чащ…, ж…жа, ч…лок, куч…, ч…йник, ч…ры, ч…до, щ…ка, ш…ло, щ…пальца, щ…вель, ч…шь, ж…знь, ч…вство, ш…на, ж…раф, ч…лок, ч…й, ч…шка.



  1. Ч…до, ч…жой, ч…дак, ж…вотное, лыж…, корж…, ж…знь, уж…н, малыш…, карандаш…, маш…на, тиш…на, ш…рокий, ч…сто, ч…шка, ч…йка, молч…, свеч…, щ…вель, полощ…, прищ…риться, ч…дак, ч…лки, молч…, крич…, ч…вство, щ…ка, щ…пальца, щ…плый, прощ…, лыж.., маш…на, кувш…н, уж…н, туч.., площ…дка, задач.., ч..щ.., щ…ка, ч…до, ч…лки, ч…жой.




  1. Запиши предложения. Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

  1. Я учусь в первом классе. Чижи живут в лесу. Ребята ищут шишки. На клумбе росли душистые цветы. Никогда не бери чужие вещи. Бабушка угощает нас пирогом. У жирафа длинная шея. В чулане завелись мыши. Над морем кружит чайка. Я никогда не плачу.

  2. В поле хозяйничает ветер. Я тщательно вытер доску. Скрипка звучала очень нежно. Мы услышали чудесную мелодию. Лучи солнца проникают в лесную чащу. Завтра нужно сходит к врачу. В мае расцветают ландыши. Воздух дышит прохладой. Завтра я навещу больную бабушку. Я принес из магазина свежий хлеб.



  1. Вспомни правила. Прочитай и подумай , где ошибки. Спиши без ошибок.

    Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.



  1. В конце предложения поставь точки. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

    Малыш.. ходили в рощ.. там озеро у берега кач..лись камыш.. над водой летали ч..йки и стриж.. ребята рвали щ..вель.



  1. Найди и исправь ошибки.

Жывотное, чясто, жизнь, жыраф,  щявель, машына, чяйник, чайка, чашка,ширина, щявель, уши, шырокий, передачя, часы, роща.



  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

На даче.

      Мы  ж…вём  на  даче. Стоят тёплые летние дни. Мы   ч…сто ходим в рощ…  .  Там  растут  душ…стые ландыш…

В  тени спит рыж…й  кот  (Б,б)орька.   Хорош…  у  кота  усы!



III Звонкие и глухие согласные.



  1. С какого звука ( звонкого согласного или глухого ) начинается каждое имя? К каждому имени подбери другое, чтобы оно начиналось с глухого парного согласного.



Например: Боря – Полина



  1. Прочитай слова. Подумай, какие буквы в них пропущены. Запиши эти слова после проверочных слов.



Клю (в,ф), пло( д,т), гара(ж,ш), ланды(ж,ш), расска(з,с),сле(д,т), шо(в,ф), пру(д,т), гри(п,б), шка(в,ф), эта(ж,ш), арбу(з,с), сала(д,т), поез(д,т).



  1. Запиши предложения. В скобках пиши проверочные слова.



На грядке вырос ( ) лу… .

У нашего попугая острый ( ) клю… .

В лесу звонко поёт ( ) дроз… .

Мы всей семьёй вскопали ( ) огоро… .

Завтра мы пойдём на ( ) пля… .



  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.



На п…лях потемнел сне.. . Посинел на р..ке лё… . Отступил злющий моро… . Скоро придёт в…сна. Расцветёт серебристый ланды… . В са… прилетят скв…рцы.



IV Звуки и буквы.



  1. Подбери слова, которые различаются первыми согласными звуками.



Мама - …., сам - …., Саша - …. , нора - …., полк - …., рот - …. .



  1. Какие буквы надо вставить, чтобы получились слова. Слова запиши. Гласные буквы подчеркни.



Р…б…, Б…р…, н…б…, л…п…, р…к, К…т…, л…т… .



  1. Из данных слогов составь и запиши слова.



Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са

ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша



  1. Прочитай предложения, добавляя подходящие слова. Предложения запиши. Подчеркни имена собственные.



Маленький ….. сорвал синий …. .

Тётя …… вернулась вечером с ….. .

Коля …. привёз пять спелых …. .

Витя …. мастерил домик для …. .



Слова для справок: Василёк, василёк; Поля, поля; Арбузов, арбузов; Скворцов, скворцов.



  1. Вставь подходящие слова – клички животных. Спиши предложения, клички животных подчеркни.



Собака ….. грызёт кость.

Кот …. спит.

Корова … гуляет на лугу.

Конь … быстро скачет.



  1. Напиши, начиная с соответствующей буквы:

Имя мальчика: М

Название города:

Название растения:

Фамилия писателя:



Имя девочки: К

Название деревни:

Название инструмента:

Кличка животного:

  1. Из данных слогов составь слова. Запиши слова.



Сос, чай, на, ка, мыш, вес, ла, ска, бан, кой, ра.



  1. Запиши слово – окно – по слогам. Затем подбери и запиши такие слова, которые бы начинались с последнего слога предыдущего слова.

Например: ок-но, но-ра, ра-бо-та, …



  1. Спиши, вставляя - и- или - й -.

Геро…зм, урожа…, белы…, ча…ник, стро..ть, сто…т, во..н, во…на, добры… .



  1. Запиши слова с делением на слоги.



Сарай, умывайся, лейка, майка, делайте, сырой, Незнайка, найди, Чайкин, стройка.



  1. Из каждой группы слов составь предложения. Расположи их так, чтобы получился рассказ. Рассказ озаглавь и запиши. Подчеркни имена собственные.



вот, Лапино, деревня, наша

здесь, тётя Галя, бабушка, моя, и, живут

мой, и, я, Коля, каникулы, брат, на, сюда, приезжаем

телёнок, Рыжик, коровы, Пеструшки, у, летом, родился

пятнышко, спине, на, белое, Рыжика, у

тётя, Галя, молоко, телёнку, тёплое, дала

Коля, для, сено, коровы, душистое, принёс



V. Разделительный мягкий знак



  1. Запиши слова в форме множественного числа. Подчеркни разделительный мягкий знак.



Улей, ручей, перо, сук, брат, друг, звено, крыло, лист, прут, стул, кол, воробей, муравей, соловей, дерево, колос, свет.



  1. Закончи предложения. Запиши. Подчеркни слоги с разделительным мягким знаком.



Мама, папа, брат и я – вот и вся моя …. .

Сейчас я пуговку свою сам крепко-накрепко …. .

На скамейке у ворот Люся горько слёзы …. .

Съел Серёжа в воскресенье всё вишнёвое …. .



  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.



Я суп со…ю. Я воду со…ю.

Ко…я приготовил ко…я для палатки.

У девочки У…и красивое пла…е.

На пасеке стоят у…и.



  1. Спиши. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.



Метель, вьюга, осенью, корабль, перья, сучья, Ольга, Илья, Татьяна, друзья, просьба, пальто, ручьи, ружьё, кольцо.



  1. Измени и запиши словосочетания по образцу. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.



Следы зайца – заячьи следы

Рога оленей - …. ….

Стая волков - …. ….

Голоса птиц - …. ….

Ружьё охотника - …. ….

Нора лисы - …. ….



  1. Составь с данными словами рассказ из четырёх-пяти предложений.



Осенью

Дождь, льёт, листья, деревья, птичьи, ненастье, зверьки, улетели.



  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.



Мы сели у ру….я под те…ю дере…ев. В ветвях дере…ев пели соло…и. С…бака с радос…ю бегает по берегу ру…я. Вдруг надвинулась огромная туч… . Скоро по…ёт си…ный дож… . Да…я и Та…яна поспеш…ли д…мой.

  1. Спиши предложения, изменяя слова в скобках по смыслу.



С ( дерево ) опали ( лист ).

Спелые ( колос ) гнутся к земле.

На пасеке стоит ( улей ).

Я всегда встречаю друзей с ( радость ).

Около стола стоят ( стул ).

Тело птиц покрыто ( перо ).



  1. От данных слов образуй слова с разделительным мягким знаком. Запиши слова парами. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.



солю - … семя - …

Коля - … живём - ….

полю - … лют - …

полёт - … олени - …



  1. Запиши слова в два столбика. В первый – с разделительным мягким знаком, во второй – с мягким знаком – показателем мягкости.



Здоровье, ученье, коньки, воробьи, кольца, маленький, счастье, сильный, певунья, веселье, учительница, коньки, друзья, скамьи, крыльцо, варенье.



  1. Спиши. Подчеркни слоги с разделительным мягким знаком.



Птичьи домики

Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьёт его на ветках берёзы. Найдёт пеночка в саду цветную бумагу и украсит своё жильё.



VII Перенос слов



  1. Выпиши слова, которые нельзя переносить.



Жуки, ужи, рак, улитка, лягушка, крот, удав, паучок, кузнечик, гусеница.



  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.



З… мля, р…ка, м…ря, д…ма, в…да, п…ля, стр…на, з…ма, ств…лы, к…за.



  1. Подумай, какие буквы пропущены в словах. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.



Гр…чи, ш…ры, г…ра, л…цо, ч…сло, м…чи, п…тно, р…ды, др…зды, п…ро, гн…здо, в…лна, ст…лы, с…стра, л…сты.



  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.



На р…ке весело и шумно. Р…бята играют в в…де. Они бросают друг другу м…чи. На б…регу малыши строят д…ма из п…ска.



  1. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.



Молодая тр…ва, острая п…ла, высокая с…сна, голубые гл…за, ядовитые гр…бы, глубокая н…ра, выносливые сл…ны, высокая ст…на, воздушные ш..ры, сосновые л…са.



  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.



Мы с папой были в л..су. Под большой с…сной мы видели н…ру лисы. В густом ельнике мы собирали гр..бы. В тр…ве я нашёл …жа.



VIII Твёрдые и мягкие согласные



  1. Запиши слова в единственном числе. Подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.



Сухари, сети, скатерти, окуни, кровати, дни, пни, портфели, двери, медведи, ели, снегири.



  1. Запиши слова в множественном числе. Подчеркни сочетания жи, ши.



Ёж, ёрш, лужа, мышь, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, гараж, нож, карандаш, пляж, стриж, шалаш.



  1. Спиши. Вставь, пропущенные буквы.



Катя собирала в л…су душ…стые ландыш… . под кустом она увидела ёж..ка. на спине у ёж…ка л…сточки.



  1. Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают всегда мягкие звуки.



Ученик, щенок, человек, мощный, учитель, щи, прищепка, честь, расчёстка, щетина.



  1. Спиши. Вставь, пропущенные буквы.



Я знаю, что ч..йки ж…вут в море, а ч…йники на кухне. Черепахи ж…вут в песке, а ч…чело в огороде. Я знаю, что чиж ж…вёт в гн..зде, а в старом чемодане – мыш… . Я даже знаю, хотя и не видел, что в ч…лане ж…вёт какое-то ч…довище. Но вот кто ж…вёт в ч…сах? Кто там тикает? Ч…деса!



  1. Спиши. Вставь, пропущенные буквы.



Чудовище с щупальцами

В океане ж…вёт Ч…до-Юдо. Называется оно осьминогом. Залезет осьминог в нору, выставит свои восемь ног и ощ…пывает всё, что мимо плывёт. Поэтому и назвали его ноги щ…пальцами.



  1. Спиши. Вставь, пропущенные буквы.



Вы знаете, какие ч…сы были раньше? Солне…ные, водяные, песо…ные и даже ч…сы из св…чки. Но ни одни из них не тикали.



XIX Связь слов в предложении

  1. Спиши текст. Подчеркни главные члены предложения.



Летят жёлтые листья с веток на землю. Летят маленькие паучки. Летят суматошные стаи скворцов. Летят журавли строгим клином.



  1. Из данных групп слов составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения. Измени, где нужно форму слова.



утро, наступить, ранний;

взойти, солнышко, ласковый;

высыхать, роса, на, трава, утренний



  1. Спиши, расставляя знаки препинания. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.



Пришла весна в лес деревья надели зелёный наряд звонко поют птицы на полянке расцвели красивые цветы.



  1. Составьте и запишите предложения. Измени, где нужно форму слова. Подчеркните главные члены предложения.



в, сад, цвести, липа;

бабочки, летать, над, цветы;

весело, петь, птицы;

стрекотать, в, траве, кузнечики



  1. Спиши, расставляя знаки препинания. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.



Пошла Рукодельница к колодцу за водой опустила девочка ведро на верёвке верёвка оборвалась упало ведро в колодец.



  1. Спиши текст. Подчеркни главные члены предложения.



Медвежата почуяли чудесный запах мёда. Малыши быстро полезли на дерево. Мишка первый долез до дупла. Пчёлы в дупле загудели. Сестрёнка от испуга завизжала и вниз. А Мишка отведал душистый мёд.



  1. Измени слова в скобках так, чтобы получились предложения. Запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения.



Выглянуло (яркие) солнышко. Птицы (запел) (весёлая) песни. Жители (лес) встречают (весна).



  1. Спиши текст. Подчеркни главные члены предложения.



Влез Муравьишка Жуку на голову. А Жук разломил спину надвое. Два жёстких крыла приподнялись. Из-под них тоненькие крылышки лезут. Вдруг затрепетали тонкие крылышки. Поднялся Жук в воздух.



  1. Спиши текст. Подчеркни главные члены предложения.



Паук делает паутину по погоде. Если паук сидит в середине паутины – это к дождю. Паук знает наперёд, какая погода.

В воздухе собирается сырость. Человек этой сырости не слышит. А для паука – уже идёт дождь.



X Предлоги



  1. Спиши предложения, вставляя пропущенные предлоги. Подчеркни предлоги.



Галчонок сел ( куда?) …. ветку. Грибы лежат (где?) … корзинке. Мы идём (где?) … дорожке. Бабушкин клубок укатился ( куда?) … лавку.



  1. Со словом река и предлогами на, в, за, под, у, к составь предложения. Предлоги подчеркни вместе с существительными, к которым оно относится.



  1. Спиши текст. Подчеркни предлоги.



Ящерка

Под сапогом хрустнула сухая ветка. Испуганная ящерка метнулась к куче валежника. На пути ящерки было немножко снега. Он чудом уцелел в лесу. Ящерка вбежала на снег и замерла. Не один год живёт ящерка на свете, а снег увидела в первый раз.



  1. Спиши текст. Подчеркни предлоги.

Белка

На старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по веткам. Насушила белочка грибов. В гнезде большие запасы. Там орехи и шишки. Это корм зверьку на всю зиму.



  1. Спиши предложения, вставляя пропущенные предлоги. Подчеркни предлоги.

В первом предложении подчеркни главные члены предложения.



…. лесной опушке … ветки протянулись тонкие шёлковые нити. Здесь раскинул свои сети паук. … паука есть верная примета: пятнышки …. спине складываются …. рисунок, похожий …. крест. Это паучиха. Паук скрывается …. нижней стороне листа.

XI Корень. Безударные гласные.



  1. Запиши родственные слова группами. Отметь корень родственных слов.



Говор, зелень, белить, говорить, белила, зелёный, разговорчивый, белый, зеленеет.



  1. Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень.



Вода, водичка, водитель, водяной.

Лето, летать, полетел, вылет.
Белый, белка, побелка, белить.



  1. Запиши родственные слова группами. Отметь корень родственных слов.



Гриб, подберёзовик, грибной, берёза, берёзонька, грибник, берёзка, грибница.



  1. Запиши каждое слово после проверочного. Выдели корень каждого слова. Ставь, где надо знак ударения, подчеркни букву на месте безударного гласного.

Л…сной, д…машняя, св…тить, б…льница, вр…чебный, см…треть, л…нейка, зв…риный, пл…сать.

  1. Запиши каждое слово после проверочного. Выдели корень каждого слова. Ставь, где надо знак ударения, подчеркни букву на месте безударного гласного.



М…лчать, п…сать, л…жать, гл…деть, ст…рать, в…ртеть, в…дить, л…чить, кр…пить.



  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.



Муравьишко гл…дит вперёд, а там р…ка – год по ней плыви – не переплывёшь. Очень уж ш…рокая. Кузнечик кликнул перевозчика. Затр…щал по-своему, глядь – беж…т по в…де лодочка на ножках.



  1. Спиши. Подбери проверочные слова.



Голу..ка, коро..ка, поса..ка, погру..ка, поез..ка, нахо..ка, замо…ки, выру..ка, голо…ка, сторо…ка.



  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.



Б..гут по доро…ке доски да н…ки.

Кр..сна, сла..ка, душ..ста, растёт ни..ко, к з..мле бл..зко.

Л…жит на гр..ке, круглый, з…лёный, гла…кий, внутри красный, на вкус сла..кий.



XII Слово.

  1. Подчеркни сочетания звуков ( на письме – букв ) , которые образуют слово. Из сочетания звуков ( букв ), которые не имеют смысла, построить слова. Все слова запиши.



Окно, артап, кресло, олосовей, зима. сказка, дёл, гора, небо, ачкур.



  1. Прочитайте слова. Выпишите слова в две группы.

а) Названия деревьев:

б) Названия цветов:



Незабудка, липа, дуб, ландыши, берёза, фиалка, осина, клён.



  1. К данным словам подбери подходящие по смыслу слова- названия действий. Можно использовать слова для справок. Запишите слова парами.

Слова для справок: трещит, каркает, мяукает, чирикает, лает, мычит.



Воробей….

Ворона …

Кошка …

Собака …



  1. К данным словам припиши подходящие слова – названия - признаков.



…. лиса … небо

…. медведь … ветер

… заяц … дождь

… лось … солнце



  1. Спиши. Слова, которые обозначают предмет подчеркни одной чертой, действие – двумя чертами, признак предмета – волнистой чертой.



Весна

Наступили тёплые дни. Побежали весёлые ручьи. Прилетели скворцы и грачи. В роще поёт соловей. В лесу и над полем звучит весёлая песня птиц.

XIII Предложение.

  1. Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.

Зимой

Настала зима кругом лежит пушистый снег холодно Зина и Катя вышли во двор на деревьях висят кормушки девочки кормят птиц



  1. Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.

Новый год

Наступил Новый год ребята украсили ёлку игрушками дети ждут гостей вот пришли Дед Мороз и Снегурочка Дед Мороз раскрыл мешок Снегурочка достала детям подарки



  1. Составьте предложения из каждой группы слов. Начинайте с выделенного слова. Составленные предложения запиши в такой последовательности, чтобы получился рассказ. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.



хлеба, клевал, воробей, крошки

пушистый, у, кот, крыльца, сидел, Васька

на, он, птицу, бросился

это, Алёша, заметил

стал, мальчик, Ваську, гнать

быстро, воробей. в, кустах, скрылся



  1. Спиши текст, расставляя знаки препинания.



Три медведя

В доме жили три медведя один медведь был отец звали его Михаил Иванович он был большой и лохматый медведица была поменьше звали её Настасья Петровна третий был медвежонок его звали Мишутка



  1. Спишите.



Дружба

Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький.

Наступила зима. Выпал снег. Белочка спряталась в дупло, а зайчик под ель.

Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его. Зайчик был не серый, а белый.



  1. Определи, сколько предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений.



Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.



XIX Части речи. Глагол.

  1. Прочитай текст. Выпиши названия действий после вопросов, на которые они отвечают.

Что делает? - …

Что делают? - …



Хвосты

Хвосты есть у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Кенгуру хвост помогает прыгать дальше всех. А ещё он сидит на хвосте, как на стуле, и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. С его помощью они летают вверх, вниз, вправо, влево. Белки прыгают с ветки на ветку и рулят своим хвостом.



  1. Спиши, расставляя знаки препинания. Выпиши названия действий после вопросов, на которые они отвечают.

Что делал? - …

Что делали? - …



В воскресенье на даче папа пилил дрова дети помогали ему потом папа рубил поленья ребята укладывали их под навес после работы все пили вкусное парное молоко.



  1. Прочитай текст. Спиши текст. Подчеркни глаголы. Надпиши в каком числе стоит каждый глагол.



Зимой солнце ходит низко, не упирается лучами в землю. Весной солнышко ходит высоко над головой, отогревает всё на свете. Встанут медведи, кроты. Очнутся мухи, пчёлы. Выводятся комары, рыбы. Кто всё это делает? Солнце.



  1. Прочитай текст. Спиши. Перед каждым глаголом поставь вопрос, на который он отвечает.



В болоте вывелись дикие утята. Вскоре мать повела детей к озеру. Я заметил их издали и спрятался за дерево. Утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание.



  1. Спиши, вставляя подходящий по смыслу глагол. Над каждым глаголом напиши число, в котором он стоит.



Пушистый снег …. на землю. Он … белым ковром поля и леса. Деревья … зимние шубки. Звери … в свои жилища. Только зайчик … по лесу.



  1. Прочитай текст, изменяя слова в скобках. Запиши изменённый текст. Подчеркни глаголы. Укажи, на какой вопрос они отвечают.



Щенок ( посмотрели ) кругом. По земле жуки ( бегает ). В траве кузнечики ( прыгает ). По ветвям гусеницы ( ползает ). В воздухе бабочки ( летает ).

( Бросились ) щенок за ними. Спрятались все от щенка.



  1. Прочитай. Подбери глаголы, которые могут заменить следующие выражении, и запиши их.



Испытывать волнение; приходить в негодование; чувствовать обиду; допускать ошибку; вести переписку; собирать вещи перед поездкой.



Слова для справок: сердиться, волноваться, ошибаться, обижаться, переписываться, собираться.



  1. Замени данные выражения подходящими по смыслу глаголами.



Повесить нос; сидеть сложа руки; клевать носом; хлопать глазами; падать с ног.



Слова для справок: бездельничать, удивляться, грустить, устать, дремать.



XX Части речи. Имя Существительное.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто?



Малыш…, мале…кий, дево…ка, чащ…, ч…стый, б…жать, бра…я, друж…ть, вороб…и, л…тать, р…ка, солов…и.



  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто?



М…роз, ч…жой, лист…я, щ…ведь, д…ма, бо…шой, суш…ть, арбу…, ст…кан, с…бака.



  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в два столбика. В один – те, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?



Маш…на, п…тух, р…бята, карандаш…, заво…, уч ник, моро..., горо…, к…рова, арбу…, дев…а, ма…чик, тетра..., в…рона, учит…ль, сапо…, р…бята, к…пуста.



  1. Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?



Аист

Когда белый аист подружился с человеком, никто не помнит. Но люди очень ценят дружбу с аистом. Они считают, что аисты приносят счастье. Аисты – безголосые птицы. « Разговаривают» они, треща клювом.



  1. Прочитай. Выпиши сначала существительные, которые отвечают на вопрос кто?, потом существительные, которые отвечают на вопрос что?



Водомерка

По воде, словно конькобежец, скользит небольшое насекомое. Секрет в том, что ноги его « обуты» в башмачки из волосков, смазанных жиром. Брюшко его тоже покрыто волосками и смазано веществом, похожим на воск. Поэтому насекомое не намокает в воде и свободно бегает по её поверхности. У водомерки шесть ног. Вся жизнь водомерки проходит в воде.



  1. Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?



Как то…ко мама с папой ушли, мышонок Мыша реш…л, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну в..ды, заткнул ноздри и уш…, привязал к поясу утю…, взял длинную макаронину, чтобы дыша…, сделал глубокий вдох и нырнул.



  1. Спиши. Подчеркни имена собственные.



Мышонок Мыша и его друг цыплёнок Цып сидели вечером дома и ели дыню. Вдруг дверь распахнулась, и в комнату ворвалась рыжая крыса Дылда.



  1. Выпиши имена существительные по вопросам.

Кто? - …

Что? - …



Илья, Клязьма, Дарья, Соловьёв, Новгород, Васильевна, Зорька, Астрахань, Россия, Никитична.



  1. Прочитай. Спиши текст. Над каждым существительным надпиши, в каком числе оно стоит.



Оказывается, слышать можно не только ушами. Моль слышит усами, саранча – животом, а рыбы и раки слышат всем телом. Все животные имеют прекрасный слух. Морская медуза за пятнадцать часов слышит, как приближается буря.



  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в два столбика. В один столбик существительные в единственном числе, в другой – во множественном числе.



Ч…сы, моро…, гара…, п…тно, сл…ды, стр…ла, ств…лы, щ…ка, м…чи, лис…я, пл…ды, се…я, з…рно, дере…я, в…лна, п…ля.



  1. Спиши текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Найди в тексте существительные. Над каждым словом напишите, в каком числе оно стоит.



Пришла весна на реке растаял лёд засияла синяя вода в лесу на проталинках появились первые цветочки скоро зазеленеют листья на деревьях



XXI Части речи. Имя Прилагательное.

  1. Прочитайте слова левого и правого столбика. К каждому существительному левого столбика подберите соответствующий ему признак. Запиши слова парами.



Например: Мяч ( какой? ) резиновый



мяч пушистый

снег солёный

лиса маленький

варежки высокий

огурец душистый

девочка резиновый

дерево хитрый

ландыши тёплый



  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Спиши текст. Выпиши слова, обозначающие признаки предметов, отвечающие на вопросы:

Какой? - …,

Какая? - …,

Какое? - …,

Какие? - …,



Летний лес



Красуется стройная белоствольная б…рёзка. Из тр…вы глядит белый гл…зок земляники. Рядом краснеют душистые душ…стые крупные ягоды. Стуч…т пёстрые дятлы. А над лесом сияет ласковое летнее солнышко.



  1. По данным признакам угадай предмет. Спиши, добавляя нужное слово.



Хитрая, ловкая, рыжая …

Вкусное, парное …

Тёплый, ласковый, весенний …



  1. Дополни данные слова подходящими по смыслу словами. Запиши.



Сахар ( какой? ) … , … .

Роза ( какая?) … , … .

Озеро (какое?) … , … .

Ландыши (какие?) … , … .



  1. Прочитай текст. Найди в тексте имена прилагательные. Запиши их после вопросов, на которые они отвечают.



Летний день. Тяжёлые облака клубятся. Вот они превратились в чёрные тучки. Облака закрыли голубое небо и ясное солнце. Вдруг закружились сильные вихри. С неба стали капать крупные капли. Потом хлынул сильный поток. Засверкала молния, загрохотал гром, началась весёлая летняя гроза.



  1. Составь предложения, используя данные слова. Запиши предложения.



Тёплый день, маленький пригорок, первые подснежники, был, стоял, появились, распустились, проснулся, оттаял.



  1. Спиши, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.



Мёд …., а перец … . Река …. , а ручей … . Огонь … , а лёд … . Слон …, а мышонок … .



  1. К каждому из прилагательных левого столбика подбери близкое по смыслу прилагательное из правого столбика. Запиши слова парами.

Большой секретный

быстрый весёлый

смелый могучий

тайный огромный

сильный скорый

радостный храбрый

  1. Прочитай предложения. Найди в предложениях имена прилагательные. Подбери к ним прилагательные, близкие по смыслу. Запиши предложения с новыми прилагательными.



Слова для справок: прекрасный, интересный, известный, прочный.



К нам в школу приезжал знаменитый писатель. Дом сделан из крепкого материала. Из нашего окна открывается красивый вид на реку. Я прочитал увлекательную книгу.



  1. Спиши. Подчеркни имена прилагательные.



Под окно прилетела синица. Маленькая головка её в чёрной шапочке. На шее и на груди длинный чёрный галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные. Грудка яркая, жёлтая, словно в жилете. Щиплет синичка сало тоненьким клювом.



  1. Спиши, выделяя каждое предложение.



Пригревает весеннее солнышко наступили тёплые деньки звонкие сосульки плачут на крышах забулькали весёлые ручьи на дорогах у крыльца большие лужи шумный воробей трещит весь день.

XXII Диктанты.

Мурзик

У нас кот Мурзик. Он мал. Котик серый и пушистый. Лапки у кота белые. Что любит Мурзик? Он любит рыбу. Мы с Мурзиком часто играем. Хорош кот!

В парке

Пришла зима. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Вот и парк. Малыши катались с горки. Хорошо зимой!

Белка

Белка живёт в лесу. У неё пушистый хвост. У зверька тёплая шкурка. Белка сидит в дупле. Ей зимой тепло.



Галя и Володя уехали летом в деревню Уварово. Ребята помогали дедушке и бабушке. С дедушкой Мишей сушили сено. С бабушкой Настей доили корову Зорьку. Дети ходили в гости к дедушке Матвею. Он живёт в лесу на берегу реки Широкая.



У Люси Шиловой есть красивая собака. Собаку зовут Лайка. У Юли Алексеевой есть кошка Мурка. У Мурки котёнок Пушок. У Лайки щенок Шарик.

Наши леса

В нашем краю много лесов. Там чудеса. Вот нора лисы. Тут гнездо иволги. Стучат дятлы. В лесу много цветов. Растут грибы, ягоды.

На лугу

У нашего дома большой луг. На лугу высокая трава. Утром она в росе. Дедушка косит траву острой косой. Густыми рядами лежит трава на земле. Вот и первые стога сена. Мёдом и цветами пахнет сено.



Лето

Борис Чайкин и Глеб Шишкин были в лесу. Там пруд. На берегу рос камыш. Мальчики нашли плот и уехали на другой берег. Там пляж. Ребята долго играли в воде.

Клесты

Стоит мороз. Мы гуляем в лесу. Под ногами хрустит снег. Вот пискнула птица. Это клёст. Нос у клеста как клещи. Такой клюв нужен птице. Им клёст добывает пищу.

На реке

Хороши летние деньки. Мы идём к реке. Кругом тишина. Только шуршат камыши. Там птицы прячут свои гнёзда. Река большая, широкая. Там живут щуки и ерши.



Кот

Рыжий кот сидит у крыльца. Под крыльцом мыши. Чует кот добычу. Весь день сидит он у норы. А мыши ушли. Ушла добыча. Дома ждёт кота ужин.

Щука

Дядя Коля поймал большую щуку. Он пустил её в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. Ночью в чулан забрался рыжий кот. Он учуял добычу. Хотел кот схватить щуку. Только у щуки зубы острые. Схватила щука кота за лапу. Помнит кот эту встречу.



Девочки Катя и Ольга пошли в лес. Там густая чаща. Вот большой клён и высокий дуб. Катя собирала грибы. Ольга искала шишки. В лесу под елью девочки увидели ежа. У ёжика на спине листочки.

Октябрь

Давно прошло жаркое лето. Цветы поникли и завяли. Трава пожухла. Ветер срывает сухие листья с деревьев. Всё небо в серых тучах. Льёт мелкий дождь. Сыро осенью. Такую погоду называют ненастьем.

Весна

Коля и Миша идут гулять в лес. За ними бежит собака Шарик. В лесу поют птицы, стучит пёстрый дятел. Белка прыгнула на ёлку. Вышли дети на лужайку. А там душистые белые ландыши.

Птицы

Наступила весна. Из тёплых стран летят грачи. У грачей много дел. Птицы чинят старые гнёзда. Ребята делают домики для весёлых скворцов. Скоро прилетят чижи и стрижи. Лес наполнится весёлым пением.



Весна

Настали ясные деньки. Журчат ручьи. У дома показалась пушистая травка. Дети идут гулять в рощу. За ребятами бежит Барбос. В лесу поют птички. Вот белка грызёт шишки. Девочки собирают цветы.

Тёплый день

Стоит тёплый день. Луг как пёстрый ковёр. Кругом высокая трава и цветы. Вот на белую кашку сел кузнечик. Над душистой кашкой кружится пчёлка. Слышны звонкие песни птиц. В деревне косят траву. Это корм для коров.

Кедр

Кедр – это дерево высокое и красивое. Ствол у дерева толстый и прямой. Ветки пушистые от иголок. Весной, летом, зимой и осенью ветки кедра зелёные. Кедровые ветки пахнут смолой. Живёт кедр долго.

Весна

Наступила весна. Стоят чудные деньки. У дома лужи. По реке плывут льдины. Летят с юга птицы. Грачи уже свили гнёзда на деревьях. В парке много ребят. Они играют на солнышке. Все рады приходу весны.



Пришла весна. В лесу поют птицы. Дятлы звонко стучат по стволу. Вот прыгнул под куст заяц. В траве шуршат ежи. Ёжики ищут пищу. В тени цветёт душистый ландыш.

Звуки весны

С полей сходит снег. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной пахнет земля. На деревьях надулись смолистые почки. Ходят по полям и дорогам грачи.

На реке

Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыбка. Я тащу леща. Брат похвалил меня. Хорошо порыбачили!

Ежи

Каждый зверёк защищается от врагов. Ежа спасают иголки. Свернётся в клубок и фыркает. Зимой ежи спят. Летом едят насекомых, мышей.

Вот морской ёж. Иглы ядовитые, длинные. Ползёт по дну и ест, что в рот попадёт.



Пруд

Хорош пруд у нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут берёзы и дубки. Вода в пруду прозрачная, гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

Снег

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Каток

Мы живём в селе Морозки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мягкий снежок. Чудесная стояла погодка.

Ребята быстро расчистили площадку. Они залили её водой. За ночь лёд окреп. Утром дети уже катались по гладкому ледку. Легко бежали коньки по скользкой дорожке. Хорош каток!




































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!