+
=?
+
= ?
Вода не имеет вкуса.
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды.
Вам понадобится стакан с водой, соль, сахар.
Воспитатель наливает в стаканчики кипяченную воду и дает ее попробовать детям. Имеет ли вода вкус?
Затем растворяет в воде соль, размешивает ее и дает попробовать детям.
Спрашивает у детей, поменялся ли вкус у воды.
Затем воспитатель наливает воду в другие стаканчики и кладет в нее сахар и снова предлагает попробовать детям.
Вывод: сама по себе вода безвкусная, она приобретает вкус того, что в нее добавляют.
+
= ?
Мокрый песок принимает любую нужную форму.
Цель: Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Вам понадобится поднос с мокрым песком, различные формочки.
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Какие фигурки получились?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
+
+
=?
Откуда берётся песок.
Цель: Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Вам понадобится камни, листы белой бумаги, лупа.
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
+
+
=?
Рисование сухим песком.
Цель: Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Вам потребуется сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
+
=?
+
= ?
Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели
Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Вам потребуется шишки ели и сосны, лупа.
Описание. Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки.
Ему стало интересно, с какого дерева они.
Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель.
- Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок.
Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются.
Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.
+
= ?
Обследование камней: размер, вес, цвет
Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.
Вам потребуются камни разной формы, цвета, размера, лупа.
Описание. Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. Он захотел поделиться своим секретом со своим другом щенком Шариком.
Дети рассматривают все камни (Васькин клад), определяют, какого они цвета, размера и формы.
Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные.
Воспитатель предлагает погладить каждый камушек.
- Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть
поверхность камней нужно воспользоваться лупами.
(Дети рассматривают все свои камни)
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни различаются по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые.


+
+

Выявление свойств металла: тонет или нет в воде,
можно ли смять, согнуть, разбить.
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Вам потребуется канцелярские скрепки, монеты, кнопки канцелярские, магнит, ёмкость с водой.
Исследование свойств металла:
1. Предложить детям поместить предложенные предметы в сосуд с водой.
2. Предоставить детям магнит. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться.
Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.
+= ?
У воды нет запаха
Цель: познакомить детей со свойствами воды
Материалы: стаканы с водопроводной водой, чеснок.
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. А потом добавьте в стакан мелко нарезанный чеснок и предложите детям понюхать воду опять.
Вывод: вода сама без запаха, но начинает пахнут теми веществами, которые в нее добавляют.
+
+= ?
Как работает воздух.
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал: лист бумаги, скомканный лист бумаги, стул.
Предложите малышу скомкать один лист бумаги. Затем пускай он встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
+ = ?
Воздух легче воды
Цель: доказать, что воздух легче воды
Материал: воздушный шарик, таз с водой.
Детям предлагается "утопить" воздушный шарик, наполненный воздухом. Почему он не тонет?
Вывод: Воздух легче воды.
Движение воздуха
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха – движением воздуха.
Материалы: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Воспитатель предлагает детям взять изготовленные из бумаги веера и помахать ими. Поинтересоваться, что вы чувствуют. Сделать вывод, что воздух движется. Спросить детей: А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
+ = ?
Воздух в человеке.
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Вам понадобится стакан с водой, трубочки для коктейля.
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?»
Вывод: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

+
Делаем льдинки.
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде.
Вам потребуется вода, формочки для льда, холод.
Дети берут стакан с водой и аккуратно переливают ее в формочки, затем относят на холод или в холодильник. Через время рассматривают льдинки. Вывод: лед - это замершая вода.
Карточки схемы проведения опытов №3
«Свет, природные материалы»