1.Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1) Аллеи, засаженные сиренями и липами вязами и тополями, вели к эстраде. 2) Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот то пение то рыдающие стоны гитары. 3) А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал то внушительно поучал дочь. 4) Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая милая редкая. 5) Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками но и русло будущего канала. 2. Подчеркните однородные члены в данных предложениях. 1) На речке мы купались и загорали. 2) Он написал рассказ и стихотворение. 3) Воздушные шары были не синие, а красные. 4) Работа была трудная, но интересная. 5) Мы будем сажать цветы в субботу и в воскресенье. 3. Перепишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены. 1) Я видел лишь белое платье да чей-то вздёрнутый нос. 2) Птицелов должен не только знать повадки и голоса птиц но и обладать ещё мастерством декоратора. 3) Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне. 4) Мал золотник да дорог. 5) Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен. 4. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом и. 1) Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу. 2) Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и подберёзовиков, и подосиновиков. 3) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами, и укропом. 4) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь. 5. Расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1) Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него вст..вал на задние лапы а передними уп..рался в дубленку. (Ю. Яковлев.) 2) Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь (К. Паустовский) 3) Сюда залетал ветерок не то с гор не то с моря. (С. Бабаевский.) 4) И в бою в непогоду среди самых злых забот ленинградская порода (н..)когда (не) пропадет. (Н. Тихонов.) 5) (В)друг колокольчик над снежн..й длиной то зазв..нит то опять пропадет. (Н. Букин.) 6. Перепишите предложения, выделите однородные члены. Расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку. 1) Он походил на заводского мастера или на управляющего. 2) Её подбородок дрожит не то от смеха не то от слёз. 3) Как жить так и читать вприпрыжку не следует. 4) Сосулька растёт утром в толщину а вечером в длину 7. Найдите предложения с однородными определениями (знаки препинания не расставлены). 1) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер. 2) Снег скрипел под её маленькими чёрными ботинками. 3) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой. 4) Наступила дождливая грязная тёмная осень. 8. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да. 1) Отсталый да ленивый всегда позади. 2) Снайпер бьёт редко да метко. 3) Много прочёл да мало учёл. 4) Щи да каша — пища наша. 9. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1) Мама не то что сердилась на меня но все-таки была недовольна. 2) Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно как и появился. 3) Она ветрена не от заурядности и испорченности от одиночества безысходной тоски по настоящей любви. 4) Серые и беловатые камни желто-зеленый мох покрытые росой кусты держи-дерева кизила и карагача обозначались с прозрачной ясностью и выпуклостью на золотистом восходе. 5) Бледно-серое небо светлело и холодело и синело. 10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов) 11.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, объясните. Напишите правильно 1) Был жаркий, томительный день. 2) Солнце прорвалось сквозь низкое, декабрьское небо. 3) Таинственная, колдовская сила омута почему-то манила меня. 4) Это был старый, дремучий бор. 12. Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены и укажите, какой частью речи они выражены. 1) Костер пылал. Он горел щедро дымно в полную силу. (Ю. Яковлев.) 2) Стены в классах заново побелили и были они такие чистенькие без единого пятнышка просто любо посмотреть. (Н. Носов.) 3) В окружаю..йосен(н, нн)..й природе было уныло и грус(?)но в этот час. (А. Платонов.) 4) (В)первые после отьезда из Феодосии мы огл..делись и увид..ли Восточный Крым Он был пустын..н и бл..стел от (не) давних дождей. (К. Паустовский.) 5) Сухо чисто светло от листьев в лесу. (В. Солоухин.) 13 . Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. а) Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевает на полянах. б) На деревьях, стогах, домах везде лежал снег. в) Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли. г) Юные деревья ель, сосна, клён, вяз все растут дружно. 14. С пишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены. Обобщающее слово отметьте специальным знаком ⊗: 1. Все жители посёлка мужчины и женщины ст..рики и дети вышли встр..чатьпар..ход. 2. В Сибири на Дальнем В..стоке в Средней Азии всюду р..стутновыег..р..да. 3. Пр..бл..жениев..сны чу? -ствовалось всюду в поле в л..су на р..ке. 4. Вчел..веке д..лжно быть всё пр..красно и лицо и одежда и душа и мысли. 5. Везде над г..л..вой под н..гами и рядом с тобой ж..вётгр..хоч..т торжествует свои п..беды железо. 6. Ни ст..лба ни стога ни забора н..чего (не)видно. 15. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей. 1) однородные подлежащие 2) однородные дополнения 3) однородные определения 4) однородные обстоятельства |