Картотека артикуляционной гимнастики и игр на развитие фарцировананного выдоха
Воспитатель: Лесникова Наталья Вениаминовна
Сказки о Веселом Язычке
Не секрет, что развитие артикуляционного аппарата является важной составной при исправлении дефекта произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме того, с её помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Предлагаю Вам логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки о Веселом Язычке. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей.«Сказки Весёлого Язычка» активно используются в детском саду. Детям нравится.
Сказка о Веселом Язычке №1
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка. Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки. Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка. На полянке он увидел грибок. Увидел лошадку и покатался на ней. Встретил он и важного индюка. Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой. Взглянул на часики — точно, пора. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №2
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике, и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку. Сказка о Веселом Язычке №3
Жил-был Веселый Язычок. И был у него домик — рот. А у домика было 2 двери — губы и зубы. Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолок. Затем стены, как настоящий маляр. Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от удовольствия. Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане. А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем. Затем посмотрел на часики — поздно. Пора отдыхать. Почистил он зубки и лег спать в свою постельку.
«Колобок»
Колобок-колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись, Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса).Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
«Горох»
Что-то спряталось на дне, Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох.
Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.
«Самолетики»
Самолет построил я, Поиграть зову вас я. Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
«Настольная игра»
Здесь я кубик не кидаю, Я дыханьем помогаю.
Мы посмотрим, кто вперед
От старта до финиша дойдет.
Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.
«Горка»
Бегемот на горку сел, Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка - сдуть киндер-игрушку с горки. «Черепашки»
Черепашки-малыши Еще очень слабы.
Нужно очень постараться
Помочь им до воды добраться. Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в «море», тот победитель.
«Бабочка»
Бабочка-красавица На ладошку села. Ветерок дунул — Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок. «Задуй свечи»
Свечи я задуть хочу, Всех сейчас я научу. Полной грудью вдохну, Свечи все я потушу.
Свечи - крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.
«Перекати-поле»
По полю, всем на удивление, Катится растение.
Ветер громко завывает, В догонялки с ним играет.
Из сухой травы сделать подобие растения «Перекати-поле». Задача ребенка - перекатить его через поле.
«Цветик-семицветик»
Лети, волшебный лепесток, Через запад на восток. Эники-беники, эники-ё Исполни желание мое.
Загадав желание, ребенок отрывает лепесток и с «волшебными» словами дует на него.
«Дорожка»
Ленту цветную я раскручу, Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.
Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача - быстрее раскрутить свою трубочку.
«Автомобили»
Мотор гудит, настал черед Быстрее вырваться вперед.
Как надо ездить, покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
«Берлога»
Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?
Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.
«Муравейник»
Кто такой построил дом? Мы осмотрим все кругом. Можно внутрь заглянуть, Если на него подуть.
Выполнить муравейник из мелких тонких веточек (соломы), внутрь поместить картинку с изображением муравьев. Можно использовать перья (игра «Найти в гнезде птенца»).
«Акробат»
В цирк сейчас я поиграю, Представленье начинаю. Акробатом смелым стану — Проползу и не устану.
На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.
«Ледоход»
У меня корабль сильный.
У него характер львиный. Льдины смело раздвигает И везде он проплывает.
В емкость с водой поместить «льдины» (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу. «Лодочки»
Берег - левый, берег - правый Лодка - это переправа. Груз любой мы переправим, Куда надо все доставим.
В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.
«Утята»
Плавать учатся утята С мамой-уткой на пруду. Помогу я им, ребята, Ветерочком подтолкну.
Дети помогают утятам доплыть до мамы-утки.
«Паровоз»
Рельсы-рельсы, Шпалы-шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути, Стоп! Нельзя дальше идти. Преграду убери,
Долгий путь определи.
На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты).
Задача детей - освободить дорогу, раздуть преграду.
«Мишка»
Мишка очень шишки любит, Угощу его я ей.
Благодарен мне он будет, Сразу станет подобрей.
Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба яички снесла, Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзину собрать.
Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.
«Хорошая погода»
Небо хмурится с утра, Надо солнышку помочь. Ветерочком стану я, Уходите, тучи, прочь.
На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.
«Снегопад», «Листопад»
Снежинок много я собрал, Ветерочком легким стал. Если очень постараться Снежинки дружно разлетятся.
Листьев много я собрал, Ветерочком легким стал. Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.
«Мяч»
Будем вчетвером играть, Мяч по полю мы гонять. У кого мячик упал, Тот выходит, проиграл.
Вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.