СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр для младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями по теме: «Развитие музыкального восприятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями по теме: «Развитие музыкального восприятия»»

Министерство образования Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Картотека дидактических игр для младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями по теме:  «Развитие музыкального восприятия» Исполнители: Гончарова А.М., студентка 3а группы Руководитель: Кузнецова Н.Е., преподаватель Камышлов, 2025

Министерство образования Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Картотека дидактических игр для младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями по теме: «Развитие музыкального восприятия»

Исполнители:

Гончарова А.М.,

студентка 3а группы

Руководитель:

Кузнецова Н.Е.,

преподаватель

Камышлов, 2025

Содержание 04 03 01 02 Игра «Подбери звук» Игра «Звуковая карта» Игра «Музыкальная дорожка» Игра «Ритмический оркестр»   08 07 06 05 Игра «Эмоциональный аккорд» Игра «Музыкальное зеркало» Игра «Отражение музыки» Игра «Путешествие по оркестру» 12 10 11 09 Приложения Список литературы Игра «Тихо-громко» Игра «Музыкальные домики»

Содержание

04

03

01

02

Игра

«Подбери звук»

Игра

«Звуковая карта»

Игра «Музыкальная дорожка»

Игра

«Ритмический оркестр»

08

07

06

05

Игра «Эмоциональный аккорд»

Игра «Музыкальное зеркало»

Игра

«Отражение музыки»

Игра

«Путешествие по оркестру»

12

10

11

09

Приложения

Список литературы

Игра

«Тихо-громко»

Игра

«Музыкальные домики»

Игра «Музыкальная дорожка»  1. Название игры: «Музыкальная дорожка».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).  3. Цель игры: развитие умения воспринимать музыкальный ритм и двигаться в заданном темпе.  4. Материалы и оборудование: магнитофон, записи различных ритмичных мелодий, разметка на полу («дорожка»).  5. Правила игры: дети идут друг за другом вдоль линии, двигаясь соответственно ритму звучащей мелодии. Ритм меняется каждые 30 секунд. Если музыка ускоряется, дети начинают бежать быстрее, если замедляется — снижают скорость ходьбы.  6. Варианты усложнения: добавление танцевальных пауз между движениями, смена направления движения вперед-назад, введение заданий на остановку в определенном месте на дорожке.  7. Дидактическая ценность: способствует развитию координации движений, внимательности, улучшению чувства ритма и реакции на изменения темпа.

Игра «Музыкальная дорожка»

1. Название игры: «Музыкальная дорожка».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: развитие умения воспринимать музыкальный ритм и двигаться в заданном темпе.

4. Материалы и оборудование: магнитофон, записи различных ритмичных мелодий, разметка на полу («дорожка»).

5. Правила игры: дети идут друг за другом вдоль линии, двигаясь соответственно ритму звучащей мелодии. Ритм меняется каждые 30 секунд. Если музыка ускоряется, дети начинают бежать быстрее, если замедляется — снижают скорость ходьбы.

6. Варианты усложнения: добавление танцевальных пауз между движениями, смена направления движения вперед-назад, введение заданий на остановку в определенном месте на дорожке.

7. Дидактическая ценность: способствует развитию координации движений, внимательности, улучшению чувства ритма и реакции на изменения темпа.

Игра «Подбери звук»  1. Название игры: «Подбери звук».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).  3. Цель игры: развитие активного слуха, умения различать высокие и низкие звуки.  4. Материалы и оборудование: набор металлофонов, палочки, карточки с изображением предметов, соответствующих звуку (например, колокольчик, барабан). См. Приложение 1  5. Правила игры: ребенок выбирает карточку с предметом и ударяет соответствующий инструмент (низкий звук — барабан, высокий — колокольчик). Затем другой участник повторяет услышанный звук. Если правильно подобран звук, оба получают очко.  6. Варианты усложнения: использование сразу двух звуков, увеличение количества участников и сложность выбора инструмента, изменение тембра звука.  7. Дидактическая ценность: способствует развитию внимательности..

Игра «Подбери звук»

1. Название игры: «Подбери звук».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: развитие активного слуха, умения различать высокие и низкие звуки.

4. Материалы и оборудование: набор металлофонов, палочки, карточки с изображением предметов, соответствующих звуку (например, колокольчик, барабан). См. Приложение 1

5. Правила игры: ребенок выбирает карточку с предметом и ударяет соответствующий инструмент (низкий звук — барабан, высокий — колокольчик). Затем другой участник повторяет услышанный звук. Если правильно подобран звук, оба получают очко.

6. Варианты усложнения: использование сразу двух звуков, увеличение количества участников и сложность выбора инструмента, изменение тембра звука.

7. Дидактическая ценность: способствует развитию внимательности..

Игра «Ритмический оркестр»

1. Название игры: «Ритмический оркестр».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (8-10 лет).

3. Цель игры: развитие чувства ритма, координационных способностей и согласованности действий группы.

4. Материалы и оборудование: простые музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки, кастаньеты); карточки с символическими обозначениями ударов (например, точки для коротких звуков, полоски для длинных). См. Приложение 2

5. Правила игры: учитель показывает детям простейшие ритмы с использованием символов на карточках. Каждый ученик получает один инструмент и становится частью оркестра. Все вместе исполняют ритмические рисунки сначала медленно, потом увеличивая темп. Можно добавить задания на смену темпа или акцента.

6. Варианты усложнения: повышение сложности ритмов, одновременное исполнение разными группами учащихся разных ритмических рисунков, переход от коллективного исполнения к индивидуальным партиям каждого учащегося.

7. Дидактическая ценность: улучшает чувство ритма, улучшает групповую работу, содействует развитию памяти и способности взаимодействовать в команде.

Игра «Звуковая карта»  1. Название игры: «Звуковая карта».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (8-10 лет).  3. Цель игры: обучение определению направлений и местоположений звуков, улучшение пространственной ориентации.  4. Материалы и оборудование: пространство класса или коридора, небольшие музыкальные игрушки (колокольчики, пищалки, мягкие мётлы).   5. Правила игры: ведущий прячется и тихо играет на инструменте, пока ребёнок пытается определить местонахождение звука. Постепенно звук усиливается, помогая ребёнку ориентироваться. Важно поощрять любые попытки приблизиться к источнику звука.  6. Варианты усложнения: скрытие игрушек в неожиданных местах, предложив ребенку передвигаться с закрытыми глазами или сидя на коляске. Поощрение ребёнка определять количество инструментов, расположенных вокруг помещения.   7. Дидактическая ценность: улучшает навыки локализации звуков, концентрацию внимания, пространственную ориентацию и взаимодействие с окружающей средой.

Игра «Звуковая карта»

1. Название игры: «Звуковая карта».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (8-10 лет).

3. Цель игры: обучение определению направлений и местоположений звуков, улучшение пространственной ориентации.

4. Материалы и оборудование: пространство класса или коридора, небольшие музыкальные игрушки (колокольчики, пищалки, мягкие мётлы).

5. Правила игры: ведущий прячется и тихо играет на инструменте, пока ребёнок пытается определить местонахождение звука. Постепенно звук усиливается, помогая ребёнку ориентироваться. Важно поощрять любые попытки приблизиться к источнику звука.

6. Варианты усложнения: скрытие игрушек в неожиданных местах, предложив ребенку передвигаться с закрытыми глазами или сидя на коляске. Поощрение ребёнка определять количество инструментов, расположенных вокруг помещения.

7. Дидактическая ценность: улучшает навыки локализации звуков, концентрацию внимания, пространственную ориентацию и взаимодействие с окружающей средой.

Игра «Музыкальное зеркало»  1. Название игры: «Музыкальное зеркало».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).  3. Цель игры: практическое освоение зеркального отражения движений и звуков, развитие синхронности реакций организма.  4. Материалы и оборудование: мягкий коврик, инструменты с мягким звучанием (бубны, треугольники).  5. Правила игры: один человек является ведущим, показывая определённые жесты руками или ногами, сопровождающиеся простыми звуковыми акцентами. Остальные участники стараются точно скопировать действия ведущего, подражая и усиливая выразительность движений и звучания.  6. Варианты усложнения: постепенный переход от одиночного исполнителя к дуэту, группе исполнителей, работа над синхронизацией сложных ритмических паттернов и взаимосвязью зрительных образов и звукового сопровождения.  7. Дидактическая ценность: формируют способность следить за внешним воздействием, развивают произвольное управление движениями и обеспечивают позитивное межличностное общение.

Игра «Музыкальное зеркало»

1. Название игры: «Музыкальное зеркало».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: практическое освоение зеркального отражения движений и звуков, развитие синхронности реакций организма.

4. Материалы и оборудование: мягкий коврик, инструменты с мягким звучанием (бубны, треугольники).

5. Правила игры: один человек является ведущим, показывая определённые жесты руками или ногами, сопровождающиеся простыми звуковыми акцентами. Остальные участники стараются точно скопировать действия ведущего, подражая и усиливая выразительность движений и звучания.

6. Варианты усложнения: постепенный переход от одиночного исполнителя к дуэту, группе исполнителей, работа над синхронизацией сложных ритмических паттернов и взаимосвязью зрительных образов и звукового сопровождения.

7. Дидактическая ценность: формируют способность следить за внешним воздействием, развивают произвольное управление движениями и обеспечивают позитивное межличностное общение.

Игра «Эмоциональный аккорд»

1. Название игры: «Эмоциональный аккорд».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: открытие связи между эмоциями и музыкальным содержанием, обучение выявлению настроения в музыке.

4. Материалы и оборудование: специальные таблички с изображениями эмоций (радость, грусть, страх, удивление), записи музыкальных произведений с ярко выраженными эмоциями. См. Приложение 3

5. Правила игры: включаются музыкальные фрагменты, передающие разные эмоции. Дети слушают и поднимают соответствующую картинку, определяющую настроение данной музыки. После обсуждения результатов педагоги задают вопросы о личных предпочтениях и переживаниях, связанных с конкретной композицией.

6. Варианты усложнения: демонстрация портретов знаменитых композиторов, написавших произведение в соответствующем настроении, самостоятельное сочинение рассказов на основе услышанной музыки.

7. Дидактическая ценность: способствует развитию эмпатии, закрепляет навыки распознавания эмоциональных состояний, облегчает процесс коммуникации и самовыражения.

Игра «Отражение музыки»  1. Название игры: «Отражение музыки».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).  3. Цель игры: развитие способности интерпретировать музыкальные образы через рисование, активизация творческого процесса.  4. Материалы и оборудование: цветные карандаши, листы бумаги, несложные детские мелодии (колыбельная, марш, танец).  5. Правила игры: включается выбранная мелодия, дети внимательно её слушают, пытаясь представить образ, связанный с характером музыки. Затем каждый ребёнок создает рисунок, отражающий услышанное. Важна атмосфера поддержки и доброжелательного отношения учителя к любым проявлениям детского творчества.  6. Варианты усложнения: прослушивание небольших отрывков из классических произведений, обсуждение изображений друг друга, придумывание собственных названий картин.  7. Дидактическая ценность: усиливает способность анализировать услышанные впечатления, развивает художественное творчество и умение выражать эмоции через искусство.

Игра «Отражение музыки»

1. Название игры: «Отражение музыки».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: развитие способности интерпретировать музыкальные образы через рисование, активизация творческого процесса.

4. Материалы и оборудование: цветные карандаши, листы бумаги, несложные детские мелодии (колыбельная, марш, танец).

5. Правила игры: включается выбранная мелодия, дети внимательно её слушают, пытаясь представить образ, связанный с характером музыки. Затем каждый ребёнок создает рисунок, отражающий услышанное. Важна атмосфера поддержки и доброжелательного отношения учителя к любым проявлениям детского творчества.

6. Варианты усложнения: прослушивание небольших отрывков из классических произведений, обсуждение изображений друг друга, придумывание собственных названий картин.

7. Дидактическая ценность: усиливает способность анализировать услышанные впечатления, развивает художественное творчество и умение выражать эмоции через искусство.

Игра «Путешествие по оркестру»

1. Название игры: «Путешествие по оркестру».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: ознакомление с основными видами музыкальных инструментов, совершенствование представлений о многообразии звуков и их характеристиках.

4. Материалы и оборудование: образцы инструментов (мелкие модели или фотографии), соответствующие звуки инструментов (скрипка, фортепиано, труба, гитара и др.). См. Приложение 4

5. Правила игры: преподаватель называет определенный инструмент, а дети показывают соответствующую фотографию или модель. Затем включают образец звучания этого инструмента, дети слушают и определяют, какой инструмент представлен. Дополнительно возможно выполнение физических упражнений, имитирующих игру на данном инструменте.

6. Варианты усложнения: рассмотрение большого ассортимента музыкальных инструментов, включая этнические виды (домра, балалайка, бандура и т.п.), создание мини-спектакля с участием нескольких персонажей-инструментов.

7. Дидактическая ценность: расширяет знания о мире музыки, формирует основы культуры слушателя, поддерживает интерес к новым видам искусства.

Игра «Тихо-громко»  1. Название игры: «Тихо-громко».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).  3. Цель игры: овладение понятиями «громко», «тихо», «умеренно» применительно к музыке.  4. Материалы и оборудование: инструмент с регулируемым уровнем громкости (например, клавесин, пианино, электронная клавиатура), карточки с условными знаками (звёздочки для обозначения громкости). См. Приложение 5  5. Правила игры: проводится демонстрация контрастных примеров звучания — громкого и тихого. Дети учатся узнавать различия и сопоставлять с карточками. Потом, руководствуясь таблицей знаков, сами регулируют громкость инструмента.  6. Варианты усложнения: привлечение детей к роли преподавателя, проведение занятий с применением нескольких инструментов одновременно.   7. Дидактическая ценность: формирует базовые представления о динамике в музыке, тренирует слуховое восприятие, улучшает точность моторных движений.

Игра «Тихо-громко»

1. Название игры: «Тихо-громко».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: овладение понятиями «громко», «тихо», «умеренно» применительно к музыке.

4. Материалы и оборудование: инструмент с регулируемым уровнем громкости (например, клавесин, пианино, электронная клавиатура), карточки с условными знаками (звёздочки для обозначения громкости). См. Приложение 5

5. Правила игры: проводится демонстрация контрастных примеров звучания — громкого и тихого. Дети учатся узнавать различия и сопоставлять с карточками. Потом, руководствуясь таблицей знаков, сами регулируют громкость инструмента.

6. Варианты усложнения: привлечение детей к роли преподавателя, проведение занятий с применением нескольких инструментов одновременно.

7. Дидактическая ценность: формирует базовые представления о динамике в музыке, тренирует слуховое восприятие, улучшает точность моторных движений.

Игра «Музыкальные домики»  1. Название игры: «Музыкальне домики».  2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).  3. Цель игры: развитие слухового восприятия, дифференцировка музыкальных инструментов и тембров.  4. Материалы и оборудование: большие нарисованные дома, наклейки с изображениями различных музыкальных инструментов. См. Приложение 6  5. Правила игры: каждый домик соответствует определенному типу музыкального инструмента (струнные, духовые, ударные). Включается звук конкретного инструмента, и дети бегут к дому соответствующего типа, наклеивая туда нужную наклейку.  6. Варианты усложнения: применение таймера для ускорения реакции, усложнение классификации (например, деление на конкретные типы струнных инструментов), совмещение музыкальных инструментов с фотографиями животных или растений.   7. Дидактическая ценность: способствует развитию слухового анализа, тренировке быстроты реакции, активизирует общие знания о музыкальных инструментах.

Игра «Музыкальные домики»

1. Название игры: «Музыкальне домики».

2. Возрастная группа: младший школьный возраст (7–8 лет).

3. Цель игры: развитие слухового восприятия, дифференцировка музыкальных инструментов и тембров.

4. Материалы и оборудование: большие нарисованные дома, наклейки с изображениями различных музыкальных инструментов. См. Приложение 6

5. Правила игры: каждый домик соответствует определенному типу музыкального инструмента (струнные, духовые, ударные). Включается звук конкретного инструмента, и дети бегут к дому соответствующего типа, наклеивая туда нужную наклейку.

6. Варианты усложнения: применение таймера для ускорения реакции, усложнение классификации (например, деление на конкретные типы струнных инструментов), совмещение музыкальных инструментов с фотографиями животных или растений.

7. Дидактическая ценность: способствует развитию слухового анализа, тренировке быстроты реакции, активизирует общие знания о музыкальных инструментах.

Приложение 1.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 4.

Приложение 5.   Громко Умерено Тихо

Приложение 5.

Громко

Умерено

Тихо

Приложение 6.

Приложение 6.

Список литературы

  • Арнольд О.Н., Букина Н.В. Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 6. — С. 7–14. (Дата обращения: 16.05.2025г.).
  • Баранова Е.А. Дидактические игры и упражнения в музыкальном воспитании младших школьников с особыми образовательными потребностями : учебно-методическое пособие / Е.А. Баранова. — Москва : Юрайт, 2020. — 128 с. (Дата обращения: 16.05.2025г.).
  • Евстигнеева Т.А. Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия Электронный ресурс // Образовательная социальная сеть NSPORTAL.RU. — 29.09.2016. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/29/muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-razvitiya-muzykalnogo-vospriyatiya (Дата обращения: 16.05.2025г.).
  • Лисёнкова Л.А. Исследовательская работа на тему: «Дидактические игры как средство музыкального развития младших школьников» Электронный ресурс // Инфоурок. — URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-muzykalnogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-5210520.html (Дата обращения: 16.05.2025г.).
  • Плеханова В.Ю. Дидактические игры на развитие музыкального слуха Электронный ресурс. — URL: https://multiurok.ru/files/didakticheskie-igry-na-razvitie-muzykalnogo-slukha.html (Дата обращения: 16.05.2025г.).

Министерство образования Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Картотека дидактических игр для младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями по теме:  «Развитие музыкального восприятия» Исполнители: Гончарова А.М., Чегакова Я.М., студентки 3а группы Руководитель: Кузнецова Н.Е., преподаватель Камышлов, 2025

Министерство образования Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Картотека дидактических игр для младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями по теме: «Развитие музыкального восприятия»

Исполнители:

Гончарова А.М.,

Чегакова Я.М.,

студентки 3а группы

Руководитель:

Кузнецова Н.Е.,

преподаватель

Камышлов, 2025