СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр "Игры с камешками Марблс и кабошонами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр "Игры с камешками Марблс и кабошонами"»















Картотека дидактических игр

«Игры с чудо камешками марблс и кабошонами»




















Цель использования дидактических игр с камешками марблс и кабошонами: развитие общей и мелкой моторики рук, стимуляция деятельности ЦНС.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие координированного движения пальцев и кистей рук;

2. Развитие мыслительных операций;

3. Развитие ориентировки на плоскости и тактильных ощущений;

4. Работа над запоминанием цвета;

5. Развитие фантазии ребенка;

6. Развитие зрительного внимания и памяти;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Стимулирование зрительно-поисковой деятельности.

Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.


Картотека дидактических игр.


Игра «Камешки, дающие радость».

Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Психолог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его.


Игра «Назови ласково».

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.



Игра «Радужные камешки».

Ребенок сидит в кресле. Психолог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения».

Игра «Сухой бассейн».

Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.


Игра «Зеркало».

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.



Игра «Строители».

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.

Игра «Разговор наедине».

(извлечение из-под сознания актуальной проблемы).

Психолог приносит камешки марблс или кабошоны, говорит: «К нам пришел очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет и легко решит все ваши проблемы».

Заданная установка на мудрость и проницательность способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу обычно с проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их беспокоит и заботит больше всего.


Игра «Абракадабра».

Психолог предлагает выбрать камешек марблс или кабошон, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети рассказывают о своем герое.


Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце.


Игра «Азбука настроения».

Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек это его самая лучшая на свете рыбка. Дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.


Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.


Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр листа, синий камешек - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний угол; оранжевый камешек - в левый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.

Игра «Продолжи узор».

Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор.

Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы».

Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается.

Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров, считают и украшают гусениц.

Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку…

Продолжение сказки придумывают дети.

Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается сказка.

Игры «Лабиринты».

Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание.

Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.

Релаксация с камешками «Волшебный сон».

помогает стабилизации психических процессов, снимает напряжение, заряжает энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание активизации делают ребенка добрее и восприимчивее.

Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная музыка.

Психолог говорит: «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох носиком - выдох губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется, вдох-выдох, вдох-выдох. Я слышу моря шум, прибой волны, которая перекатывает красивые камешки у самого берега. Волна гладит их гладкие бока и беседует с ними: «Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните, послушайте шум моря», но камешки никак не хотят успокаиваться. Они просят тепла и ласки (Психолог вкладывает в руки каждого ребенка по камешку).

Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь, и руки отдохнут. Вдохните чистый воздух моря, расслабьте тело, ноги. Прислушайтесь к себе… тепло и свет входят в тебя. У нас уносятся все огорчения, плохое настроение. Послушай тишину она молчит. Послушайте тишину и тихое переговаривание камешков, вдох-выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, камушки повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться. Всем открыть глаза, проснуться». Загадайте желание и попросите камень его исполнить.  Молодцы. Хорошо. Давайте уберем камешки в чудесную шкатулку. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Массаж стеклянными камешками марблс и кабошонами:

- вертим в руках;

- щелкать по ним пальцами;

- стрелять;

-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания.

«Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар.

«Обезьяна хватает банан». Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

«Уголёк на ладони». Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).


Упражнения на снятие мышечного напряжения.

(Все упражнения повторяются 3-4 раза)

Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.

Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен  стать камешком.

Динамическая пауза.

Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают камешки)
Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки)
Детки  шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)



Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».

Игра «Выложи по контуру»

Игра «Заполни пустой кружок»

Цель: развитие пространственных представлений, внимания.

Использование камешков марблс и кабошонов при изучении лексических тем, геометрических фигур.


Математические игры с камешками.

Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:

- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот.

Из камешков  дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.

- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.


Игра «Сортируем камешки».

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера  - для маленьких, средних, больших камней;

По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра  - для овальных камней, круглых;

По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.