Картотека дидактических игр «О здоровом питании и здоровом образе жизни детей.
1 младшая группа
Разработала: Петренко Т.С.
Игра «Овощи и фрукты».
Цели:
Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; формировать знания о пользе овощей и фруктов для здоровья.
Воспитывать бережливое отношение к растениям;
Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
Материал:
Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке.
Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам.
В огороде, в огороде весело гуляли
В огороде, в огороде грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали, в ямку их опускали
А потом водою теплой грядку поливали.
Ты расти скорей морковка, перец и чеснок!
Грядку мы прополем.
Водичкою польём!
Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты.
Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ванюша
Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.
Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.
Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Воспитатель: Молодцы ребятки.
Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам.
Игра «Что растет на огороде»
Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их
внешний вид и наощупь.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.
Игра «Угостим куклу чаем»
Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.
Игра «Уложим куклу спать»
Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;
уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Ход игры:
Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.
Игра «Что, где лежит?»
Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, картинки групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми картинки групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
Игра «Оденем куклу на прогулку»
Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
Игра «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Ход игры:
Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки( пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.
Игра «Узнай и назови овощи»
Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.
Оборудование: картинки или муляжи овощей.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.
Игра «Куда положить урожай Зайчика»
Цели: закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", упражнять в умении их различать и называть.
Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда , что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.
Игра «Угадай на вкус»
Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.
Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов.
Ход игры.
После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности( капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу.
Игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания об овощах, их качествах ( цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Оборудование: картинки овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.
Игра «Найди картинку»
Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Оборудование: картинки с изображением одежды.
Ход игры:
Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде.
Игра «Таня проснулась»
Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Ход игры:
Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.
Игра «Купание куклы»
Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.
Упражнение «Как мы узнаем предмет»
Цель: закреплять знание о роли органов чувств.
Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает:
-найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь( меховые, холодные, мокрые),
-с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты,
-понюхать и назвать предмет.
Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.
Игра «Кто что умеет»
Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:
Что твои умеют ручки?
Что твои умеют ножки?
Что твои умеют глазки?
Кто умеет слушать сказки?
Что умеют делать пальчики?
Что умеет ротик твой?
Кто пойдет гулять со мной?
Упражнение «Запомни движение»
Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их.
Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения.
Ход игры.
Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.
Игра «Кукла заболела» Цель: Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, которыми он пользуется, обогатить словарь детей понятиями: лечить, компресс, пожалеть, приласкать, градусник, лекарство, воспитывать умение сочувствовать. Дать понятие о том, что к больному нужно пригласить доктора, проявить сочувствие, заботиться о лечении. Оборудование: дидактическая кукла, её кроватка и постельные принадлежности; телефон; набор атрибутов для игры в «Больницы». Ход игры - Посмотрите, ребята, кто это к нам пришёл? Это кукла наша, зовут её Наташа.
Любят куклу все ребятки:
Таня с ней играет в прятки,
Даша кормит куклу кашей,
Молоком поит из чашки,
Соня ванну принесла – Куклу вымыла она.
Будет чистою Наташа.
Спать её уложит Саша.
Станет кукла засыпать, Детки будут напевать:
«Баю-бай, баю-бай,
Спи, Наташа, засыпай». - Нравится вам наша куколка? Давайте с нею поздороваемся, скажем: «Здравствуй, Наташа». (Дети здороваются.) Хотите пригласить Наташу с нами поиграть? Скажи, Дима: «Наташа, иди с нами играть». (Ребёнок повторяет.)
Игра «Кукла пляшет». (Кукла пляшет и внезапно падает.) - Ой! Упала Наташенька! Ей больно! Она плачет. Давайте её пожалеем. - Наташа сильно ударилась, она заболела, надо уложить её в постель и вызвать врача. Вот кроватка, а где матрасик? Дай, Даша, матрасик. Принеси, Настя, простынку. Теперь что нужно? Верно, подушечку. Принеси, Лёша, подушечку. Вот тебе под спинку мягкую перинку,
Сверху на перинку – чистую простынку.
Вот тебе под ушки – мягкую подушку... - Чтобы куколку уложить, её нужно раздеть. Что сначала снимем? Да, платье. Снимем и аккуратно повесим на стульчик. (Дети раздевают куклу и укладывают в кроватку, укрывают одеялом.) Чтобы Наташенька быстрее выздоравливала, надо пригласить к ней врача. Вот у нас телефон. Давайте позвоним и скажем: У нас заболела кукла, приезжайте к нам скорее». Приезжает врач. - Здравствуйте, кто у вас болен? Я врач. Приехал к вам на машине. (Дети объясняют, что случилось.) Сначала давайте измерим температуру. Где у вас градусник? Помоги, мне, Лена, поставить градусник. Что я делаю? Правильно, я поставила компресс, и голова у Наташи болеть не будет. - Теперь нужно дать куколке чай и следить, чтобы она не вставала с постели.
Игра «Кукла делает зарядку»
Цель: прививать детям положительные отношения к утренней гимнастики, ознакомить с последовательностью действий; учить последовательно застилать постель, одевать куклу, умываться; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать бережное отношение к игрушке, аккуратность. Оборудование: кукла, кроватка с постельным бельем, тазик, полотенце, расческа. Ход игры: Воспитатель обращается к детям: "Утром встало солнышко, поднялось высоко-высоко. Будит куклу Машу. Кукла встала и начала делать зарядку "
Доброе утро, глазки, вы проснулись?
Доброе утро, ушки, вы проснулись?
Доброе утро, щечки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки, вы проснулись?
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и широко улыбнулись!
Куколка проснулась, глазки открыла теперь ей надо умыться. Умываем куклу, читаем потешку «Водичка- водичка». А теперь помойте свои ручки. Водичка теплая, прозрачная, чистая течет из кувшинчика. Давайте вытрем ручки полотенцем.
Вот куколка умылась теперь надо заправить кроватку. Хотите помочь куколке заправить кровать? Подходите все сюда (последовательно заправляем кровать, называем постельные принадлежности). Посмотрите, как мы помогли красиво заправить кроватку. Какая кроватка стала аккуратная, красивая.
Теперь надо и куколке нарядится. Давайте оденем куколке красивое платье. Платье красивое, красное с белым воротничком.
Кукла благодарит детей и приглашает их потанцевать.