СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр

по экологии

 

 

Подготовила:

Анохина Н.С., 320д

 

 

 

Екатеринбург 2023

Народные игры

 

Название: «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

 

2. Название: «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый»

 

3. Название: «Мы просо сеяли»

Содержание: Дети становятся в две шеренги друг напротив друга, взявшись за руки, двигаются наступая и отступая, говорят слова (1 – первая шеренга, 2 – вторая шеренга):

1- А мы просо сеяли, сеяли!

2- А мы просо вытопчем, вытопчем!

1- А чем же вам вытоптать, вытоптать!

2- А мы ее конями, конями.

1- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

2- А мы коней выкупим, выкупим.

1- А чем же вам выкупить, выкупить.

2- А мы дадим сто рублей, сто рублей.

1- Не надо нам и тысячи, тысячи!

2- А чего ж вам надобно, надобно.

1- А нам надо девицу (молодца), девицу (молодца).

2- А каку ж вам девицу (молодца), девицу (молодца).

Команда, выбирающая девицу или молодца совещается, говорят с места:

1- А нам надо Машеньку, Машеньку!

2 - Открывайте ворота, принимайте девицу!

Игроки сходятся попарно, перетягивают друг друга. Перетянутого игрока забирает победитель.

Двигаясь наступая и отступая, говорят слова:

- В нашем полку прибыло, прибыло!

- В нашем полку убыло, убыло!

- В нашем полку чай пьют, чай пьют!

- В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Правила:

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и говорит слов (по 2 раза). Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и говорит свои слова второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог

 

 

Подвижные игры

 

  1. Название: «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

 

  1. Название: «Поймай комара» 

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со

зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

  Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал!». Затем воспитатель

снова обводит прутом круг.

Правила:

1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

2. Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять

  1. Название: «У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Описание: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем»

 

Дидактические игры

  1. Настольно-печатные игры

«Сложи животное».

Задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных. (Каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

 

  1. Словесные игры

 «Четвертый лишний».

Задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

  1. Предметно-манипулятивные  игры

Название: Путаница

Цель. Закрепить знания детей о среде обитания животных.

Ход игры. На доске - путаница; белый медведь в лесу, заяц сидит на дереве, белка под водой, рыба летает над цветком, бурый медведь на льдине. Воспитатель предлагает разобраться, дети рассматривают изображения и объясняют, кто, где живет.

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые  игры

  1. Название:Спасаем растения.

Цели :Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом

Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы

спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях. Познакомить с профессиями взрослых. Развивать речь детей, обогащая новыми словами.

Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от девочки Маши с просьбой помочь. Просмотрев видеописьмо ребята решают помочь Маше.

Примерные игровые действия:

- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят.(дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.

-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

-Распределение спасательных работ между разными группами; использование

-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

Оборудование:

- Набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;

- Символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;

- Использование атрибутов из других игр, например: «Скорая помощь», «Полиция».и.т.д.

 

  1. Название: Игра«Контактный зоопарк»

Задачи: Расширять знания детей о домашних животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Мотивация к игре: Воспитатель рассказывает детям о том, что посетил «контактный зоопарк» и как было бы замечательно построить (создать) его в группе. А потом пригласить младших ребят, родителе, друзей на экскурсию в наш «Контактный зоопарк».

Роли: Строители, водитель, грузчики, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, экскурсовод, посетители.

Игровые действия:

Строители строят контактный зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

Игровой материал: Крупный строительный материал, дикие животные (игрушки). Посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки). Халаты, шапки, санитарная сумка. Фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, таблетки, касса, билеты, деньги.

 

  1. Название: «Поможем Зайчику ухаживать за цветком»

Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.

Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.

 Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская народная игра «Ручеёк»

 

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

 

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

 

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

 

Варианты:

 

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по экологии»





















Картотека дидактических игр

по экологии





Подготовила:

Анохина Н.С., 320д







Екатеринбург 2023

Народные игры


Название: «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.


2. Название: «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый»


3. Название: «Мы просо сеяли»

Содержание: Дети становятся в две шеренги друг напротив друга, взявшись за руки, двигаются наступая и отступая, говорят слова (1 – первая шеренга, 2 – вторая шеренга):

1- А мы просо сеяли, сеяли!

2- А мы просо вытопчем, вытопчем!

1- А чем же вам вытоптать, вытоптать!

2- А мы ее конями, конями.

1- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

2- А мы коней выкупим, выкупим.

1- А чем же вам выкупить, выкупить.

2- А мы дадим сто рублей, сто рублей.

1- Не надо нам и тысячи, тысячи!

2- А чего ж вам надобно, надобно.

1- А нам надо девицу (молодца), девицу (молодца).

2- А каку ж вам девицу (молодца), девицу (молодца).

Команда, выбирающая девицу или молодца совещается, говорят с места:

1- А нам надо Машеньку, Машеньку!

2 - Открывайте ворота, принимайте девицу!

Игроки сходятся попарно, перетягивают друг друга. Перетянутого игрока забирает победитель.

Двигаясь наступая и отступая, говорят слова:

- В нашем полку прибыло, прибыло!

- В нашем полку убыло, убыло!

- В нашем полку чай пьют, чай пьют!

- В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Правила:

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и говорит слов (по 2 раза). Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и говорит свои слова второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог



Подвижные игры


  1. Название: «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.


  1. Название: «Поймай комара» 

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со

зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

  Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал!». Затем воспитатель

снова обводит прутом круг.

Правила:

1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

2. Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять

  1. Название: «У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Описание: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем»

Дидактические игры

  1. Настольно-печатные игры

«Сложи животное».

Задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных. (Каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.


  1. Словесные игры

«Четвертый лишний».

Задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

  1. Предметно-манипулятивные игры

Название: Путаница

Цель. Закрепить знания детей о среде обитания животных.

Ход игры. На доске - путаница; белый медведь в лесу, заяц сидит на дереве, белка под водой, рыба летает над цветком, бурый медведь на льдине. Воспитатель предлагает разобраться, дети рассматривают изображения и объясняют, кто, где живет.





Сюжетно-ролевые игры

  1. Название:Спасаем растения.

Цели :Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом

Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы

спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях. Познакомить с профессиями взрослых. Развивать речь детей, обогащая новыми словами.

Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от девочки Маши с просьбой помочь. Просмотрев видеописьмо ребята решают помочь Маше.

Примерные игровые действия:

- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят.(дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.

-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

-Распределение спасательных работ между разными группами; использование

-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

Оборудование:

- Набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;

- Символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;

- Использование атрибутов из других игр, например: «Скорая помощь», «Полиция».и.т.д.


  1. Название: Игра«Контактный зоопарк»

Задачи: Расширять знания детей о домашних животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Мотивация к игре: Воспитатель рассказывает детям о том, что посетил «контактный зоопарк» и как было бы замечательно построить (создать) его в группе. А потом пригласить младших ребят, родителе, друзей на экскурсию в наш «Контактный зоопарк».

Роли: Строители, водитель, грузчики, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, экскурсовод, посетители.

Игровые действия:

Строители строят контактный зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

Игровой материал: Крупный строительный материал, дикие животные (игрушки). Посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки). Халаты, шапки, санитарная сумка. Фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, таблетки, касса, билеты, деньги.


  1. Название: «Поможем Зайчику ухаживать за цветком»

Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.

Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.

 Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.































Русская народная игра «Ручеёк»



Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.



Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.



Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.



Варианты:



В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!