СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по развитию лексики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной вид деятельности детей -это игра. Усвоение знаний, развитие речи  проходит через игру. Мной представлена подборка игр для формирования лексики в ходе ознакомления с человеческим организмом.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию лексики.»

Картотека д/игр по формированию лексики

на тему «Мой организм».



Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

Цель: развитие словаря по теме.

Воспитатель: Возьмите зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)

— Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые.)

— Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длинные, блестящие.)

— Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый.)

— Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккуратный.)

— Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, красивые.)

Прошу двоих-троих детей описать свое лицо полностью.





Дидактическая игра «Один — много» (в кругу с мячом, клубочком)

Цель: развитие словаря по теме.

Воспитатель: Умные вы, ребятки! А знаете ли вы, как правильно сказать? Поиграйте со мной в мяч.

Один — рот, а много? Дети. Рты.

Один — нос, а много? Дети. Носы.

Один — глаз, а много? Дети. Глаза.

Одно — ухо, а много? Дети. Уши.

Одна — шея, а много? Дети. Шеи.

Одно — плечо, а много? Дети. Плечи.

Одно — бедро, а много? Дети. Бедра. И т. д.

Ребята, а для чего человеку нос? Глаза? Уши? Язык? Руки?

Дети. Дышать и обонять, различать запахи. Видеть. Слышать. Говорить и различать вкус. Действовать и осязать.





Дидактическая игра «Большой – маленький»

Цель: развитие словаря по теме.



У взрослого есть рука, а у ребенка? Дети. Ручка.

У взрослого — нога, а у ребенка? Дети. Ножка.

У взрослого — голова, а у ребенка? Дети. Головка.

У взрослого — шея, а у ребенка? Дети. Шейка.

У взрослого — ухо, а у ребенка? Дети. Ушко.

У взрослого — нос, а у ребенка? Дети. Носик. И т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы все одинаковые или разные? Дети. Разные.

А чем вы отличаетесь? Дети. Внешним видом, характером.

    Д/  Игра «Скажи наоборот»

 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Папа высокий, а сын…

Маша весёлая, а Лена…

Саша худой, а Витя…

 

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Маша добрая, а Лена…

Ночью спим, а днем…

У Веры волосы длинные, а у Миши…



 

   







 Д/ Игра «Подбери словечко»

 

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «Высокий»? (папа, рост, мальчик); «старый» ( дедушка, человек); «старая» ( бабушка); «низкий» (рост, человек, лоб).

 

 





Д/  Игра «Похожие слова»

 

Цель игрырасширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
человек-ребёнок-мужчина;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;




  Д/Игра «Что болит у малыша?»

 

Цель игрырасширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.

Ход игры:  Инструкция воспитателя: Давай поиграем в «Больницу». Я буду врачом, а ты - больным.

После проговаривания всех частей тела, игра и можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия частей тела самостоятельно.

 

Д/ Игра «Скажи наоборот»

 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Инструкция воспитателя: Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: высокий, а наоборот — низкий и т.д.



   Д/Игра «Воспитателю мяч бросай и орган называй» 

 

Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.

Ход игры: Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая  мяч логопед, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию часть тела или орган. .


  

Игра «Что происходит в моём организме?»

 

Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: воспитатель , бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок (например: Что делает сердце? Руки – что делают? Нос – что делает? И т.д.), возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить.

 

   Игра «Кто может совершать эти движения?»

 

Цель игры: активизировать глагольный словарь, развивать воображение, мышление и ловкость.

Ход игры: бросая мяч ребенку, воспитатель называет какой-либо глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к этому глаголу.

           

  

 

             Д/ Игра «Лови, бросай, пальчики называй!»

 

Цель игры: закреплять понятия связанные с частями тела в активном словаре ребенка.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с названия любого пальчика. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно произносят названия пальцев на руке. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с пальчика.






Д/и «Один – много»

Цель: образование существительных множественного числа.

Глаз - глаза; ухо - …; нога - …; рука - …; зуб -…; кисть - …; стопа -…;  почка - …; язык - …; бровь - …; щека - … и т.д.

2-й вариант: образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Глаз- … много глаз; ухо – много ушей; рука - …; зуб - …; кисть - …; почка - … и т.д.


Д/и «Скажи ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Рука -…ручка; нога - …; сердце - …; лицо - …; голова - …; почка -…; палец - …; щека - …; глаз -…; зуб - …; нос - …; рот - … и т.д.



Д/и «Скажи по-другому»

Цель:  учить детей подбивать слова, близкие по смыслу (слова-приятели).

 Педагог: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? – Грустный.  А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.


Золотые руки (умеют делать всё)

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой человек (высокий), очень маленький (низкий)

                                                                                     

Д/и «Кто в домике живет?»

Цель: закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в единственном числе.

Игровой материал: карточки с изображением большого и маленького дома, парные картинки разной величины.

Предложить  детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Объяснить : «В эти два дома решили заселиться два сказочных героя – гном и великан. Великан какой? – Большой. Ему  какой дом нужен? – Большой. И вещи у него тоже большие.  Гном у нас какой? – Маленький? И поэтому в каком доме ему будет удобнее жить? – в маленьком. И вещи у него маленькие. При переезде они перепутали вещи. Нам надо им помочь найти свои вещи.



Д/и «Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части организма.

Игровой материал: предметные картинки.

Нога - … (бедро, колено, голень, стопа…);

Рука - … (плечо, предплечье, локоть, кисть, пальцы…);

Голова- …(лицо, волосы, затылок…);

Лицо - … (глаза, нос, брови…);



Д/и «Подбери слово-признак»

Цель: активизировать прилагательные, закреплять практическое согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Игровой материал: мяч.

Дети встают в круг. Педагог  объясняет правила игры: «Ребята, к нам в гости пришел лесовичок. Лесовичок просит рассказать ему про нас.

Человек (какой?) –Чистый, красивый, молодой, большой, длинный, старый, здоровый…

Настроение (какое?) – весёлое, грустное…

Характер(какой?)-…


Д/и «Скажи наоборот» 

Цель: учить детей подбирать слова-антонимы.

Эта девочка высокая, а эта ... , эта девочка полная , а эта ... , эта румяная, а эта ... , эта девочка голубоглазая, а эта ... , эта девочка весёлая, а эта ... , этот мужчина молодой, а этот ... , этот мальчик послушный, а этот ... , этот мальчик высокий, а этот ...



Д/и «Хвастуны»

Цель: учить детей образовывать сравнительную степень имен прилагательных.

Игровой материал: мяч.

Дети встают в круг. педагог объясняет  правила игры:   Давайте поиграем в хвастунов. Я буду начинать предложение, а тот кому я брошу мяч, закончит его.

Волосы длинные. – А мои еще… (длиннее).

Руки холодные. – А мои еще…(холоднее).

Щёчки румяные. – А мои еще…(румянее).

Нос большой. –  А мой еще…(больше).

Зубки белые. – А мои еще…(белее)…






Д/и «Подумаю немножко, хлопну по ладошке»

Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных.

Дети образуют круг. Педагог объясняет детям ход игры: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ладошки». Педагог встает в центр круга и каждому по очереди называет  называть слово и хлопать его по ладошкам. Ребенок в ответ тоже хлопает  по ладошкам воспитателя и называет слово – родственника  этого слова. Например: доброта – добрый.

Красота - …красивый.

Любовь - …любимый.

Д/и «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей

детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.

Ход игры.

воспитатель  кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

Рука-… ручной

Голова-…головной

Сердце-…сердечный




Д/и «Береги здоровье»

Цель: закреплять знания детей о здоровье. Активизировать предметный и глагольный словарь.

Игровой материал: картинки, изображающие человека, солнце, воду, фрукты, овощи, бактерии и т.д., фишки.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Что вы видите? - (Дети отвечают). Это человек. А сейчас что здоровье его в опасности. Скажите , как сберечь и укрепить здоровье?

Выигрывает тот, кто получит больше фишек.  



Д/и «Куда спряталась Кукла?»

Цель:  учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа, стояла, сидела, лежала..

Игровой материал: Кукла – игрушка.


К нам в гости пришла кукла Катя, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, к кукла в это время от вас спрячется». Ставлю ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут куклу. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа, стояла, сидела, лежала.







Д/и «Скажи одним словом»

Цель: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме.

Игровой материал: мяч.

Взрослый называет 3 части тела или органа, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый  снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Слова для активизации:

Рука, нога, кисть. Мизинец, безымянный палец, большой палец. Глаза, нос, уши.. Кожа, волосы, ногти.



                                                                                             

Д/и «Полезная и вредная еда»

Цель: развивать представления детей о значении правильного питания для здоровья человека. Активизировать словарь по теме.

Игровой материал: настольно-печатная игра «Вредная и полезная еда»

Дети сидят на стульчика. На наборной доске фигурка космонавта и две летающие тарелки. взрослый объясняет правила игры: «Ребята, у нас в гостях космонавт. Он мне рассказал, что для того, чтобы полететь в космос нужно очень много знать, хорошо учиться в школе и быть здоровым. Больных в космос не берут. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? – Закаляться, заниматься спортом.

А еще что нужно делать? – Правильно питаться.



Космонавт просит вас помочь ему разложить блюда, которые упакованы в тюбики. Блюда с полезной едой нужно загрузить в зеленую летающую тарелку, а с вредной – в фиолетовую». Дети раскладывают карточки, называют блюда. Космонавт благодарит их за помощь.

Д/и «Зеркало»

Д/и «Зеркало»

Цель: активизация глагольного словаря детей.

Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают «зеркало». Дети закрывают глаза, взрослый молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий (шагаю, хлопаю, поднимаю гирю, бегу, приседаю…). Затем дети открывают глаза, а «зеркало» в речевой форме объясняет, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. Затем

выбирается новое «зеркало» и игра продолжается.





Д/и «Кто больше скажет слов о человеке»

Цель: расширять и активизировать словарь признаков и действий.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, называет слово-признак или слово-действие.

Человек какой? (высокий, худой, здоровый, румяный, добрый…).

Что умеет делать человек? (Он умеет прыгать, скакать, кататься, плавать, играть, читать, стоять…)


Д/и «Сосчитай до пяти»

Цель: учить детей согласовывать имена числительные с именами существительными.

Рука, плечо, кисть, палец – один палец, два пальца . и т.д.


Д/и «Он, она, они».

Цель: учить детей изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.

Игровой материал: сюжетные картинки.

Он надел куртку. Она надела куртку. Они надели куртки.

Он надел шапку. Она надела шапку. Они надели шапки.

Он завязал шнурки. Она завязала шнурки. Они завязали шнурки.

Он обул сапоги. Она обула сапоги. Они обули сапоги.

Он завязал шарф. Она завязала шарф. Они завязали шарфы.



Д/и «Скажи, какой»

Цель: учить детей подбирать как можно больше слов-признаков .

Игровой материал: сюжетные картинки.

Голос (какой?) – громкий, тихий, хриплый…

Ребёнок (какой?) – высокий, подвижный, весёлыё….

Щека (какая?) – бледная, холодная, румяная…

Нос (какой?) – большой, курносый, прямой...


Д/и «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Цель: учить детей изменять глаголы по числам и лицам.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель:  «Дети, сейчас мы сыграем в игру .«Я начну говорить, а вы закончите. Например, я говорю: я катаюсь на санках. Бросаю мяч Никите и говорю – Ты… (катаешься на санках).

Я кормлю птиц – Он… (кормит птиц).

Я иду – Мы…( идём).

Я рисую – Они… ( рисуют).

Я леплю снеговика – Он (лепит снеговика).

Я сплю – Вы (спите).



Д/и «Зачем нужны?»

Цель: учить детей употреблять в речи глаголы, сочетать их с существительными.

Игровой материал: картинки с изображениями человека.

Воспитатель

Дети

Ноги -

Ногами мы ходим, бегаем, играем в футбол…;

Руки -

Руками мы рисуем, одеваемся, умываемся…;

Глаза -

Читаем, наблюдаем, смотрим…;

Нос -

Дышим, различаем запахи;

Язык -

Говорим, едим, ощущаем вкус еды…


 Д/и «Что было, если бы…?»

Цель:  Человек должен бережно относиться к своему организму и здоровью. Активизировать словарь по теме.

Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к здоровью . Начну я.

Что было бы, если бы дети не берегли своё здоровье?

А что было бы, если бы дети берегли здоровье, кушали витамины, гуляли на свежем воздухе….?

Дети сами придумывают загадки.



Д/и «Найди, угадай, назови»

Цель: учить детей употреблять существительные в винительном падеже.

Игровой материал: предметные картинки: мальчик, девочка, предметы одежды.

Воспитатель: «Маша и Ваня пошли в магазин. Они купили для себя демисезонную одежду. Сложили ее отдельно в большие пакеты. Ребята остались довольны своими покупками.

Представь, что ты Маша. Расскажи от ее имени о ее покупках. Например: «Я купила шапку, плащ…».

Давай рассмотрим покупки Вани. Расскажи от имени Вани о его покупках. Например: «Я купил, шапку, куртку, комбинезон».

В качестве усложнения игры можно увеличить количество покупок – предметов демисезонной одежды.



Д/и «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в употреблении глаголов.

Костя в комнату вошел, и на стул ... (присел).
Всем детишкам по конфете, из вазочки в буфете ... (взял).
Маша в комнату впорхнула, шарф и плащ ... (взяла )со стула.
Катя…( вынула) жирафа, мяч и гномика из шкафа.
(Закатила)… барабан, наша Оля под диван.


Д/и «Скажи, какая»

Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные.

Нос – платок носовой;

Зубы –щётка ...;

голова – убор …;

Губы – гармошка…;

Сердце –друг...

               

                                           


Д/и «Один – пять»

Цель: учить детей употреблять в речи слова во множественном числе в родительном падеже, согласовывать числительные с именами существительными.

Воспитатель:              дети:

Один палец –      пять пальцев;

Одна ресница –  пять ресниц;

Нос – пять носов;

Рука – пять рук;

Нога – пять ног;

Глаз – пять глаз.


Д/и «Я знаю пять названий частей тела…»

Цель: активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.

Игровой материал: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель: «Ребята, я говорю: «Я знаю пять названий частей тела – и передаю мяч Никите. Никита называет «голова» и передает мяч соседу справа, сосед называет второе название «нога» и передает следующему ребенку, и так пока не назовут пять названий . Затем игра продолжается дальше.


Д/и «Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса детей антонимами.

Игровой материал: фишки.

Дети встают в круг. Воспитатель: «Сейчас мы сыграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слово, а вы будете говорить в ответ слово, противоположное по значению.

Скажу я слово «высокий», а ты ответишь…(низкий).

Скажу я слово «добрый», а ты ответишь… (злой).

Скажу я слово «трус», а ты ответишь…(храбрец).

Скажу я слово «здоровый», ответишь ты…(больной).

Трудолюбивый – ленивый; умный – глупый; вежливый – грубый; внимательный – рассеянный…


Д/и «Один – много»

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.

волос – волосы – много (чего?) волос;

рука – руки – много рук;

нога – ноги – много ног;

зуб – зубы – много зубов;

палец – много пальцев;

Д/и «Мои действия»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов и действий.

Перед взрослым и ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими  предметами и комментирует их: «я сала на стул. Я встала со стула. Я обошла стул. И т.д. затем ребенок выполняет инструкции взрослого. Затем ребенок сам демонстрирует различные действия с предметами и комментирует их. Взрослый в это время следит за правильностью речи малыша.


Д/и «Назови нужное слово»

Цель: учить детей подбирать антонимы.

 Игровой материал: мяч.

Педагог: «Ребята, поиграем с вами в слова-неприятели. Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.

Дедушка старый – а девочка...

Карлик маленький, а великан...

Руки до прогулки чистые, а после прогулки…

Утром просыпаются, а вечером…

Если ребенок затрудняется ответить, право ответа переходит другому ребенку.


Д/и «Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Игровой материал: коробка с предметом – куклой голышом внутри.

Воспитатель: «Ребята, нам в группу пришли посылки, но не обычные, а с секретом. Сейчас каждый из вас по очереди посмотрит что находится в его посылке и опишет предмет, который находится внутри, не называя его, а дети по описанию постараются угадать что это за предмет». Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

                                                                                                                   





Д/и «Закончи предложение»

Цель: расширять представления детей об органах человека, активизировать словарь по теме.

Игровой материал: предметные картинки по теме, фишки.

Сердце …(стучит) . Лёгкие …(дышат) . Кожа …(чувствует) . Мозг …(думает) . Желудок …(переваривает пищу) . Зубы …(жуют) . Глаза…(смотрят) .


                                               

Д/и «Кто что делает»

Цель: развивать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии:

Врач — лечит.. Маляр — красит. Портной — шьет. Дворник — подметает. Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает. Балерина — танцует.

                                                                                                                   

                                 

Д/и «Что сначала, что потом»

Цель: расширение количественных представлений.

Игровой материал: мяч.

Дети встают в ряд. воспитатель: «Мы сейчас сыграем в игру «Что сначала, что потом». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Кто отвечает правильно – делает шаг вперед».

        Сначала день, а потом…(вечер);        

Сначала маленький, а потом…(большой);

Сначала 2, а потом…(3);

Сначала ребёнок, а потом…(взрослый);

Сначала 4, а потом…(5);

Сначала низкий, а потом…(высокий).



Д/И «Разбитое зеркало»

Д/и  «Расколдуй сказку»

Цель: учить детей видеть целостный образ в отдельных частях, составлять его, используя зрительное соотнесение; активизировать словарь.

Игровой материал: картинки с изображением лица , разрезанные на 4, 5, 6 частей по горизонтали, вертикали, диагонали.

Педагог говорит, что злая волшебница заколдовала картинки в игротеке. Они замерзли и раскололись на мелкие кусочки. Предлагает детям согреть кусочки, собрать их и посмотреть, что получится. Дети должны до собирания угадать, что нарисовано на целой картинке

                                                                                                 


Д/и «Кукла: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый – грустный.

Воспитатель: «Стала девочка играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила).

Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная). Что Катя делает? (Грустит, огорчается, печалится). Что нужно сделать чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными).


Д/и «Олины помощники»          

Цель: учить детей образовывать глаголы множественного числа настоящего времени. 

Игровой материал: кукла Оля.

Педагог показывает детям  куклу: «Ребята, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла Оля идет по столу. воспитатель указывает на ее ноги.

- Что это? (Это ноги).

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют, топают…)

Далее  указывают на другие части тела и задают аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют, держат…); зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают, закрываются…).

Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов-действий.




Д/и «Ты –моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? …(глаза, брови, нос и т.д).

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? …(волосы, уши…).

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? …(спина, живот, плечо…).



Д/и «Потопаем- похлопаем»

Цель: активизировать словарь по темам «Человеческий организм».


 Воспитатель показывает на часть тела или орган и называет его. Если правильно , то дети хлопают. Если не правильно- топают и дают правильное название.  



Д/и «Все наоборот»

Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы.

Игровой материал: две куклы.

 воспитатель объясняет детям правила игры: «Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы были две дочери. Старшую дочку звали Послушница, младшую – Упрямица. Упрямица любила делать все наоборот. Послушница соберет игрушки. Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица …. (интонацией незавершенности я стимулирую детей к ответу: откроет).  Если принесет… (унесет), пришьет…(оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.





Д/и «Мама – дочка»

Цель: учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель: Я предлагаю детям поиграть в «Дочки-матери» по-новому – с мячом. Я начну говорить, а вы закончите. Например: у мамы рот, а у дочки – ротик. Сейчас Аня внимательно слушает, что я скажу и закончит за меня. У мамы нос, а у дочки - …(носик). У мамы брови, а у дочки - …(бровки). У мамы волосы, а у дочки - …(волосики). У мамы руки, а у дочки - …(ручки) и т.д.


Дидактическая игра «Волшебные окна»

Цели: закрепить знания об органах чувств человека через практические действия по обследованию предметов; развить все виды восприятия, внимание; развить речь и расширить словарный запас детей.

 Обратить  внимание детей на планшеты, на которых отдельно в квадратиках нарисованы глаза, ухо, нос, рука, язык. Объяснить, что это волшебные окна: через первое окно мы можем посмотреть мир, через второе — послушать, через третье — понюхать, через четвертое — пощупать, через пятое — попробовать на вкус.

Проводится игра по типу «Чудесного мешочка», предлагая на ощупь узнать предмет; понюхав, узнать продукт; по звуку узнать инструмент; сравнив, выделить цвет, форму, величину.

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют, топают…)

Далее  указывают на другие части тела и задают аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют, держат…); зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают, закрываются…).

Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов-действий.





Д/и «Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Педагог описывает сидящего перед ней ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней. Кто это?».

Дети угадывают, кого описывал педагог. Затем предлагается ребенку также загадать, а остальные отгадают.









































Картотека

дидактических игр

по формированию лексики

на тему

«Мой организм»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!