СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе»



Картотека дидактических игр

с использованием блоков Дьенеша

во второй младшей группе


«Рыбалка»

Цель: учить детей группировать блоки по цвету (синий, красный), развивать мышление, память, внимание.

Оборудование:  Блоки Дьенеша, 2 ведра, игрушка Кот.

Ход.

- Дети, посмотрите, котик наловил рыбы, и просит нас помочь ему, разложить рыбу по ведёркам.

- Поможем котику?

- Ой, посмотрите, как много рыбы поймал котик. В синее ведро надо сложить рыбу синего цвета, а в красное ведро – рыбу красного цвета.(дети раскладывают рыбу по вёдрам).

- Рыбу, какого цвета положили в синее ведро? А в красное ведро?

- Молодцы, помогли котику.

(далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее - по форме)


«Садовники»

Цель: учить детей группировать блоки по цвету, развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: : Блоки Дьенеша, 3 обруча (красный, жёлтый, зеленый- клумбы), кукла.

Ход.

- Дети, сколько у куклы Маши клумб?

- Скажите, какого цвета клумбы? (ответы детей)

- Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Поможем?

- Маша, расскажи, какие цветы надо посадить?

- Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу.

Дети раскладывают цветы по клумбам.

- Цветы, какого цвета растут на красной клубе? А на жёлтой клумбе? На синей?

Кукла Маша благодарит детей за помощь. (далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи)



«Подарки для кукол»

Цель: учить детей группировать блоки по форме, развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: Блоки Дьенеша, 2 куклы.

Ход.

- Дети, сегодня у куклы Кати и у куклы Тани день рождения. Им подарили подарки, но они не могут разобраться кому какие. Давайте им поможем, разделим подарки. Кукле Кате подарили подарки круглой формы, а кукле Тане – подарки треугольной формы.

Дети раскрадывают фигуры по форме.

- Подарки, какой формы у куклы Кати? А у куклы Тани?

Куклы благодарят их за помощь.

(далее можно играть, используя круглую и квадратную формы и т.д.Далее можно группировать блоки по двум признакам)


«Витамины»

Цель: учить детей группировать блоки по форме (квадратные, круглые). Развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: Блоки Дьенеша, игрушки – медведь, зайчик, лиса.

Ход.

- Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы.

- Витамины, какой формы у медведя? У зайчика? А у лисички?

- Молодцы!

(далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам)


«Кондитерская фабрика»

Цель: учить детей раскладывать блоки по цвету и величине

(красные большие и жёлтые маленькие) Развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: Блоки Дьенеша, коробки для конфет круглой и квадратной формы.

Ход.

- Дети, вы знаете, где изготавливают конфеты?

- Конфеты изготавливают на кондитерской фабрике кондитеры. Вы хотите быть кондитерами? Тогда отправляемся на кондитерскую фабрику.

- Посмотрите, здесь лежат коробки для конфет, какой формы они?

- Необходимо разложить конфеты по коробкам.

-Конфеты красного цвета и большого размера в коробку круглой формы, а конфеты жёлтого цвета и маленького размера в коробку квадратной формы.

- Конфеты, какого цвета и размера положили в круглую коробку? В квадратную коробку?

(далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее - по форме; можно использовать три коробки разной формы и раскладывать конфеты по двум признакам).


«Кулинары»

Цель: учить детей раскладывать блоки по форме и цвету (квадратные жёлтые и синие треугольные). Развивать мышление, память, внимание

Оборудование: Блоки Дьенеша, круги жёлтого и синего цвета (коржи)

Ход.

- Дети, лисичка испекла коржи для торта. Какого цвета коржи?

- Лисичка скажи, чем ты будешь украшать коржи? (Цукатами)

Дети давайте поможем лисичке украсить торт цукатами. На корж жёлтого цвета положим цукаты квадратной формы и жёлтого цвета, а на корж синего цвета – цукаты треугольной формы синего цвета.

- Какие по цвету и форме цукаты положили на корж жёлтого цвета? А на корж синего цвета?


«Строительство города»

Цель: учить детей раскладывать блоки по форме и цвету. Развивать логическое мышление, память, внимание

Оборудование: Блоки Дьенеша, 3 машины.

Ход.

- Дети, кто строит дома? (строители). Давайте мы с вами станем строителями и будем строить дома для города. А из чего мы будем строить дома? Нам нужен строительный материал. Строительный материал повезём на машинах. - На красной машине повезем строительный материал красного цвета прямоугольной формы, на зелёной машине – жёлтого цвета квадратной формы строительный материал и на синей машине – строительный материал синего цвета треугольной формы.

- Серёжа, какого цвета и формы строительный материал ты везёшь в кузове? Почему?

Далее дети строят дома по замыслу и обыгрывают их. (далее строительный материал можно раскладывать по размеру и форме)


«Построй машину»

Цель: учить детей с помощью алгоритма выполнять последовательные действия во время постройки машины, развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: Блоки Дьенеша (по 3 блока квадратной формы и по два блока круглой формы), алгоритм постройки машины.

Ход.

- Дети в гараже стоят сломанные машины, давайте их отремонтируем.

- Дети машины будете строить одноцветные, т.е. Марина из блоков красного цвета, Катя из жёлтых, Миша из синих.

- Возьмём один блок квадратной формы и положим его на стол, потом возьмём ещё один блок квадратной формы и поставим их рядом друг с другом. Возьмём ещё один блок квадратной формы, положим его сверху, получилась кабина.

- Чего не хватает? (колёс)

- Теперь возьмём два блока круглой формы и положим под два блока квадратной формы.

- Сосчитай, сколько понадобилось блоков квадратной формы для постройки машины? (3).

- Сосчитай, сколько понадобилось блоков круглой формы? (2). А теперь постройте свои машины.


«Найди на ощупь»

Цель: учить детей с помощью тактильного ощущения определять и называть блоки по размеру и форме, развивать мышление, память, внимательность.

Оборудование: Блоки Дьенеша, волшебный мешочек.

Ход.

- Дети, Добрая Фея послала нам волшебный мешочек, там находятся драгоценные камни. Но достать эти камни из мешочка можно только тогда, когда вы определите их форму и размер. Попробуем на ощупь определить форму и размер драгоценных камней.


«Домик для гнома»

Цель: учить детей собирать из четырёх частей (блоков) целое (домик), развивать мышление, внимание, память.

Оборудование: 4 Блока Дьенеша (красный, большой, прямоугольный и треугольный, синий, большой, прямоугольный и треугольный блоки, картинка с изображением домика, игрушка Гном.

Ход.

- Ветерок-проказник сломал домик у Гномика. И теперь ему негде жить. Что же делать? Кто ему поможет? (ответ детей)

- С чего начнём строить домик? (ответ детей)

- Начнём строить со стен. Возьмите прямоугольный блок красного цвета и поставьте его слева, а прямоугольный блок синего цвета – справа.

- Чего не хватает у домика? (ответ детей)

- Правильно, нет крыши. Какой формы крыша? Возьмите треугольный блок синего цвета и положите его над красным блоком прямоугольной формы. Теперь возьмите красный блок прямоугольной формы и положите его над синим блоком прямоугольной формы.

(гном благодарит детей за помощь)

- Сколько блоков понадобилось для постройки стен? Какой формы? Какого цвета?

- Сколько блоков понадобилось для постройки крыши? Какой формы? Какого цвета?


Игры: «Мишка с шариками», «Велосипед», «Бабочки», «Грузовик», «Гусеница», «Башня», «Кораблик», «Трактор», «Кошечка», «Бусы для мамы», «Пароход», «Зайчик» - представлены в альбоме-приложении к логическим блокам Дьенеша.

Ребёнок выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.

В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:

- представление о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвете (красный, жёлтый, синий), и размере (большие, маленькие) фигур;

- расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, жёлтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, жёлтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, треугольные, прямоугольные)», «все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный» и д.р.

- умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла «такой же по форме»;

- умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»;

- внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;

- умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).


Д/И «Найди свой домик»

Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, обручи.

Ход: Воспитатель предлагает разложить детям блоки в свои домики, показывая, что жёлтые блоки живут в жёлтом домике, красные блоки в красном, синие в синем домике.

Варианты:

1. Дети раскладывают по домикам большие и маленькие блоки.

2. Дети раскладывают по домикам толстые и тонкие блоки.

3. Дети раскладывают по домикам круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные блоки.


Д/И «Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять умение различать блоки по размеру на ощупь, классифицировать предметы по одному (двум) признакам.

Оборудование: чудесный мешочек, блоки Дьенеша.

Ход:Ребёнок на ощупь определяет большие или маленькие блоки, называя и показывая блок детям.

Варианты:

1. Дети определяют толстые и тонкие блоки.

2. Дети определяют большие, квадратные или тонкие, круглые и т. д.


Д/И «Карусель»

Цель: Упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету и форме.

Оборудование: обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разного цвета, касса, билеты (блоки Дьенеша).

Ход:Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (блоки, занимают место на карусели и катаются. Катаясь на карусели, поют песню:

Еле–еле, еле–еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.


Д/И «Найди и назови»

Цель: Закреплять умение выявлять блоки по двум признакам; развивать внимание.

Оборудование: логические блоки Дьенеша.

Ход: Дети стоят в кругу. На полу разложены блоки. Воспитатель предлагает найти большой, синий, круг блок или маленький, красный, круглый и т. д. Ребёнок, правильно и быстро показавший и назвавший блок, берёт её себе. В конце игры подсчитывают, у кого больше блоков, объявляют победителя.

Д/И «Назови соседей»

Цель: Закреплять умение описывать блок определённого цвета, формы, размера.

Оборудование: блоки Дьенеша.

Ход:Дети стоят в кругу, у каждого блок одной формы, но разного цвета и размера. Воспитатель по очереди предлагает детям описать блоки соседей. По сигналу воспитателя дети разбегаются врассыпную, а затем становятся в круг, меняясь местами. Игра повторяется.

Д/И «Испечём пироги»

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по толщине; развивать внимание.

Оборудование: блоки Дьенеша, два подноса.

Ход: Воспитатель предлагает детям испечь толстые и тонкие пироги для Мишки. Дети раскладывают блоки (пироги) на подносы, один поднос для толстых, а другой для тонких блоков. Дети угощают Мишку чаем с пирогами.

Варианты:

1. Дети пекут большие и маленькие пироги.

2. Дети пекут пироги определённой формы.


Д/И «Цветные бусы»

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, цветные шнурки.

Ход:Воспитатель предлагает детям сделать красивые бусы, для этого блоки (бусинки) синего цвета надеваем на синий шнурок, жёлтые бусинки на жёлтый шнурок, красные блоки на красный шнурок.

Д/И «Пригласительный билет»

Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры.

Оборудование: блоки Дьенеша, 4 дуги, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, игрушки –лиса, заяц, ёжик, белка.

Ход: Воспитатель рассказывает сказку: «Далеко–далеко в лесу жили четыре друга – зайчик, белочка, лисичка и ёж. Жили они дружно и ходили друг к другу в гости. У зайца был дом квадратной формы, у белочки было дупло круглой формы, ёжик жил в прямоугольном домике, а лисичка жила в треугольной норке (показать детям геометрические фигуры домики). Однажды зверятам стало скучно. Решили они пригласить к себе в гости детей и послали приглашение». Воспитатель показывает пригласительные билеты (блоки Дьенеша). Дети берут пригласительные билеты и идут в гости, ищут домики соответствующей формы. После того, как дети «побывают в гостях» все вместе выходят на полянку и танцуют.

Д/И «Муравьи»

Цель: Развивать умение детей различать цвет и размер предметов, классифицировать блоки по двум признакам, формировать представление о символическом изображении предметов.

Оборудование: блоки Дьенеша, большие и маленькие ворота, ленты из бумаги синего, жёлтого, красного цвета, шесть обручей (2 красных, 2 синих, 2 жёлтых).

Ход: Воспитатель начинает рассказ: «В одном лесу жили - были муравьи. Они строили домики - муравейники и жили в них. Муравейники были волшебными, разноцветными, большими и маленькими. Разноцветные муравьи могли ходить по дорожкам только своего цвета. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие – только через маленькие. Целый день трудились муравьи в лесу, к вечеру собирались у дерева, откуда начинались все дорожки, и шли к своим домикам – муравейникам».

Воспитатель предлагает детям поиграть в «муравьёв». Стоят большие и маленькие ворота, от которых расходятся по три дорожки синего, красного, жёлтого цвета. Каждая дорожка заканчивается домиком (обручем). Дети берут по одной волшебной фигуре, которые превращают детей в муравьёв. Дети – муравьи с большими фигурами проходят в большие ворота, с маленькими – в маленькие ворота, по цвету дорожки дети находят свой домик – муравейник.

Д/И «Цветные автомобили»

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме.

Оборудование: блоки Дьенеша, 3 дуги, 3 геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Ход:Дети берут по одному блоку (круглый, квадратный или треугольный). Это номера машин. Дуги – это ворота от гаражей (наклеены геометрические фигуры). Воспитатель предлагает детям представить себя машинами, у каждого свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. По сигналу воспитателя: «Машины в гараж!» - дети должны найти свой гараж и занять место. Для этого надо посмотреть на ворота. Если фигура на гараже такой же формы, что и номер (блок) у ребёнка, можно въезжать. Игра повторяется несколько раз, по необходимости можно переставить ворота.

Д/И «Поезд»

Цель: Упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам (цвету и форме); развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: стулья (на которых наклеены геометрические фигуры, блоки Дьенеша, касса, сумка для кондуктора.

Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть в поезд, но для этого с начало нужно купить в кассе билеты. Дети покупают билеты (блоки) и занимают место в поезде, согласно купленным билетам. Кондуктор контролирует занимаемые места (смотрит, чтобы билеты совпали с геометрической фигуре на стуле). Все занимают места, раздаётся сигнал к отправлению. Дети едут и поют песню:

Наш поезд весёлый, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – бежит паровоз,

Весёлых ребят покататься повёз.

Игра повторяется (меняются билеты, выбирается другой кондуктор).


Д/И «Дорожка для игрушек»

Цель: Закреплять умения классифицировать предметы по одному (двум) признакам.

Оборудование: блоки Дьенеша, игрушки.

Ход: Воспитатель предлагает детям построить дорожки для игрушек (мишке из больших блоков, зайке из маленьких блоков или кукле из красных, больших блоков, птичке из треугольных, толстых блоков и т. д.).

Д/И «Волшебный платочек»

Цель: Закреплять умения различать блоки на ощупь, классифицировать предметы по одному или двум признакам.

Оборудование: платок, блоки Дьенеша.

Ход:Воспитатель предлагает детям найти под платком только круглые блоки (квадратные, треугольные) или прямоугольные, большие (тонкие, круглые) и т. д.

Варианты:

1 Дети определяют на ощупь толстые или тонкие блоки. 2 Дети определяют большие или маленькие блоки.


Д/И «Покажи фигуру»

Цель: Закреплять умение детей обобщать блоки по одному или двум признакам, развивать наблюдательность.

Оборудование: блоки Дьенеша.

Ход:Воспитатель предлагает детям показать блок, который похож на солнышко (жёлтый, круглый); на спелую ягодку (круглый, красный); на вагончик (прямоугольный); на крышу, горку (треугольный) и т. д.

Д/И «Полёт на самолёте»

Цель: Закреплять умение детей классифицировать блоки по двум признакам, развивать внимание.

Оборудование: самолёт из большого, мягкого конструктора, блоки Дьенеша.

Ход:Воспитатель предлагает детям полететь на самолёте в Москву. Дети покупают билеты (блоки) в кассе. Садясь на самолёт дети описывают свой билет (жёлтый, квадратный, если ребёнок не правильно называет свой блок, то дети ему помогают описать. Дети садятся и самолёт отправляется в Москву. Игра повторяется несколько раз.