СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека для рассмотрения картин в детском саду "Сказка в картинах русских художников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека для рассмотрения картин знакомит воспитанников с самыми яркими работами по мотивам русских народных и авторских сказок.

Просмотр содержимого документа
«Картотека для рассмотрения картин в детском саду "Сказка в картинах русских художников"»









КАРТОТЕКА

для рассмотрения картин в детском саду по теме:

«Сказка в картинах русских художников»
























Содержание


1. Виктор Михайлович Васнецов - великий русский живописец.

2. Михаил Александрович Врубель

3. Картина Васнецова В.М. «Царевна – лягушка»

4. Картина В. М. Васнецова "Алёнушка"

5. Картина Васнецова В.М. « Спящая царевна»

6. Картина Васнецова В.М. «Баба – Яга»

7. Картина Васнецова В.М. «Ковер - самолет»

8. Описание картины. Врубель М. А. “Царевна Лебедь”

9.Описание картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

10. Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»
























Виктор Михайлович Васнецов - великий русский живописец.


Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. 

Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.






















Михаил Александрович Врубель (17 марта 1856 — 14 апреля 1910)


Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой. Она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года.

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился. Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель». После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.

В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.

В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию — сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.

К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.


























Васнецов В.М. «Царевна – лягушка»


Картина «Царевна – лягушка» написана знаменитым русским художников Васнецовым В.М. в 1918г. В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.

Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.

Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.

На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.

Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрителю о мировом волшебстве. На данный момент картина находится в Доме-музее Васнецова В.М. в Москве.









Картина В. М. Васнецова "Алёнушка"


Картина «Алёнушка» написана художником Виктором Михайловичем Васнецовым по сюжету русской народной сказки «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».

В середине композиции сидит молодая красивая девушка, а рядом мутное и заросшее озеро. Девушка сидит на камне, с печальным видом, склонив голову на колени. В глазах ее грусть и она вот-вот расплачется. Но, не смотря на всю грусть, у красавицы очень доброе и нежное лицо. У нее длинные растрепанные волнистые волосы, которые свисают к ногам. А сарафан из ситца - разорван. Она очень долго бродила по непроходимому лесу, чтобы найти своего младшего братца Иванушку. Босые ноги подчеркивают то, что она направила все силы на поиск пропавшего брата и совсем забыла о себе.

Мы видим на картине момент отдыха Алёнушки, так как она устала в дороге.

Время года, которое изображено на картине - ранняя осень. Природа вокруг, как и сама девушка, находится в умиротворении. Спокойное озеро и бесшумные деревья. Стоит зеленый камыш, а позади девушки - зеленые березки и ели. На поверхности озера плавают опавшие листочки с деревьев. Серое небо, как бы подчеркивает всю печаль события.

Эта знаменитая картина навевает грусть и вызывает сочувствие к девушке. Нам становится ее жаль. Васнецов показал это событие очень чувственно и реалистично. Неспроста художник изобразил прекрасную Алёнушку. Девушка обладает такими замечательными качествами человека, как: доброта, забота о ближнем, трудолюбие, умение любить, сопереживание и терпение.













Васнецов В.М. « Спящая царевна»


Русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926), любимый в народе и более всего известный великолепными сказочными полотнами, в 1926 году — последнем году своей жизни — закончил картину «Спящая царевна». Работу над ней художник начал ещё в 1900 году.

Большое полотно горизонтального формата (214 × 452 см) создано по сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна», которая, в свою очередь, основана на сказке братьев Гримм «Царевна-шиповник». Многофигурная композиция картины статична: в изображённой сцене всё охвачено сном, действия нет.

Композиционным центром является фигура спящей царевны на высоком деревянном ложе с искусной резьбой. Оно так высоко, что к нему ведут ступеньки. В ногах царевны прялка с пряжей как напоминание о веретене, уколовшем палец, из-за чего всё царство и погрузилось в сон на века. На царевне красивый русский наряд: сарафан золотой парчи и белая рубашка с рукавами, зауженными в предплечье. Голову царской дочери венчает золотая корона, густые каштановые волосы свисают по спинке царской лежанки.

Передний план — спящая девочка на ступеньках перед возвышением царевны. Девочка заснула на большой книге, которая называется Голубиной. В ней содержатся все важные вопросы и ответы на них. Вокруг ложа спит лесное зверьё — заяц, лиса, медведь. Между половицами выросли яркие маки и ромашки. Слева от царевны несколько молодых девушек спят на широкой скамье, привалившись друг к другу. Рядом в деревянном кресле седая старуха с кошкой, по-видимому служанка. В некотором отдалении улыбается во сне стражник. С правой стороны картины — скоморох на полу, красивый юноша-гусляр и седой старик с ковшом в руке. Все персонажи наделены индивидуальными чертами.

Задний план занимает расписная стена терема, его внутренний вид (слева) и густой лес, подступивший вплотную к царским палатам (справа).

Декоративность картине придаёт множество орнаментов и языческих символов. Красные столбы на заднем плане, как раз за царевной, украшены сверху изображениями голов — женской и мужской. Головной убор девушки — корона, юноши — княжеская шапка. Изображения напоминают о пророчестве: придёт королевич, поцелует царевну, разбудит её, и всё царство проснётся.

Цветовая палитра насыщена разнообразными яркими красками, как и должно быть в сказке. Под крышей, где находится царевна со слугами, эти цвета составляют тёплую гамму, очень тёплой смотрится и стена терема, но тёмно-зелёный лес и пасмурное небо, вносят в картину прохладу.

Рассеянный свет в картине проникает сквозь облака и мягко освещает красочную стену терема. Стена густого леса не пропускает солнечные лучи, и персонажи в ярких нарядах остаются в свете хмурого летнего дня, что подчёркивает их непробудный сон. Но когда-нибудь её освободит добрый молодец — королевич.

































Васнецов В.М. «Баба – Яга»


Известная картина настоящего мастера была написана в 1917 году и посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе Яге. Эта женщина всегда олицетворена собой настоящее зло и являлась всегда самым отрицательным героем, справиться с которым было совсем непросто. Она издревле похищала детей, заколдовывала красавиц и заманивала добрых молодцев.

По работам Васнецова видно, что автор очень любит русские сказки, ведь все его герои имеют свой образ и характер, сразу ощущающийся при ближайшем рассмотрении его работ. И героиня этой картины кажется живой и вполне реальной. Баба Яга, одетая в ярко-красную юбку, летит в ступе с добычей.  На лице старухи сияет торжество и злоба, клыкастый рот открыт в диком оскале — она получила свою добычу. Её седые неопрятные космы развиваются, от неё просто исходит торжествующее зло. Почему-то одна её нога боса и обнажает уродливые кривые пальцы с длинными ногтями, на второй — убогий лапоть, бабка отталкивается метлой, направляя вперёд свою ступу.  Ведьма размахивает метлой, сметая ею со своего пути все препятствия. Она летит среди качающихся под порывами ветра скрюченных деревьев.  Её сегодняшняя охота вполне удалась и в её руках зажата добыча-маленький мальчик, одетый в белое. Он бессильно свесился с рук старой ведьмы, полностью смирившись с судьбой.

Фигура Бабы-Яги изображена настолько реалистично, что временами кажется, что она вот-вот вылетит с картины на зрителя, взмахнув своей метлой.

На заднем плане можно увидеть горящую деревню, скорее всего ведьма летит именно оттуда. В правой части картины зритель видит сопровождавшего Бабу-Ягу филина — мрачного жителя лесов и темных болот. Картина нетипична и сильно отличается от жизнерадостных полотен художника.

Вокруг бушует ураган, кажется, что деревья протягивают к похитительнице свои кривые ветви, вдали бушует пожар, как будто ведьма оставила после себя одно разорение и зло, рядом летит филин, сопровождая мрачную хозяйку ночи.

Вся эта картина дарит весьма негативные эмоции, неприятная главная героиня, уродливый пейзаж, тревожное зарево пожара — всё это создаёт впечатление торжества зла. Есть версия, что сюжет этой картины олицетворяет собой Октябрьскую революцию, чей цвет несёт в себе красная юбка главной злодейки, а пожар и похищенный мальчик означают жертвы и разорение, но такая версия ничем не подтверждается, и художник никаких пояснений не оставил.




Васнецов В.М. «Ковер - самолет»


Ковер самолет - мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полету. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.

На ковре Иван - Богатырь со своей добычей - клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы-Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полет три совы - вероятно, это посланницы Бабы-Яги, хозяйки ковра самолета. Они указывают путь, а может быть приглядывают за подарком.

В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный).

Ковер - самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – Жар-птицы, сияющей, словно солнце.




















Врубель М. А. “Царевна Лебедь”


Картину «Царевна-Лебедь» Михаил Александрович Врубель написал в 1900 году. Вдохновила его на это опера Н. А. Римского-Корсакова по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, в которой художник занимался подготовкой декораций. Красота и нежность голоса главной героини музыкальной драмы пленили всех зрителей, а Михаил Александрович решил запечатлеть образ на холсте. Такая история создания «Царевны-Лебеди» Врубелем могла бы натолкнуть на мысль, что черты лица героини имеют явное сходство с внешностью музы автора, то есть его жены. Но это не совсем так. Работая, мастер привносил много нового в портрет, и итог оказался далёк от образа натурщицы. В нём лишь немногое взято от облика Надежды Ивановны, а также можно найти сходство с Еленой, дочерью Адриана Прахова, в чью жену художник был влюблён.

На первый взгляд, картина изображает лишь прекрасный женский образ. Как иллюстрацию к известной сказке репродукцию демонстрируют в начальных классах и просят школьников написать сочинение на тему литературного и художественного произведения или даже нарисовать царевну, как её видит ребёнок. Однако профессиональные критики чувствуют в созданном Врубелем образе более глубокий подтекст, который складывается из двух составляющих: расположение героини, заполняющей собой почти всё полотно; особенности виднеющегося за ней пейзажа.

В характеристиках Царевны-Лебедь непременно присутствуют такие эпитеты, как «печальная», «загадочная», «мистическая». Образ вызывает тревогу, напоминает о своеобразии характера, неустойчивом психическом состоянии автора, которое проявилось от постоянного напряжения и его страсти к изображению демонов. Но делая акцент на описании героини «Царевны-Лебедь», нельзя забывать и о деталях, так как они тоже очень важны для анализа картины. Девушка в белых развевающихся одеждах изображена на фоне моря и далёкого города, на которые уже спускаются сумерки. Этот контраст светлого и тёмного оставляет неизгладимое впечатление. Море и город — совершенно реальные объекты, значит, и девушка-лебедь настоящая. Но в то же время от неё веет таким волшебством, что и пейзаж кажется сказочным. При взгляде на полотно создаётся ощущение, будто царевна обернулась, но для чего? То ли собираясь звать за собой, то ли, напротив, предостеречь от чего-то… Последние лучи заката тем временем как бы торопят царевну превратить себя в птицу. Притом это особенная птица, в ней сочетаются две стихии — морской воды и бескрайнего воздуха…

Картина имела большое значение для искусства в целом. Её репродукцию в своём кабинете держал известный русский поэт Александр Блок. Полотно вдохновило его на написание большого стихотворения, посвящённого Врубелю. Но наибольшее значение оно имело для мира художников. Неуловимое движение превращения девушки в лебедя подобно тому, как на фоне день превращается в ночь, всегда ставили в заслугу художнику. Этому пытались учиться у него начинающие авторы. А сам Врубель раскрыл тайну своего умения сочетать фантастическое и реальное. Своим друзьям он говорил, что секрет в том, чтобы начинать картину с какой-нибудь действительной детали и прорисовывать её с натуры, копируя до мелочей. Не малоинтересна и техника живописца. Он чётко прорисовал черты лица, тонкие пальцы, детали, сумел передать игру теней, делающую картину объёмной, зато всё остальное создано при помощи грубых мазков мастихином, подчищенных ножом. А также критики отмечали краски, с которыми работал Врубель. Уникальные перламутровые оттенки и полутона нечасто можно увидеть даже на самых прекрасных картинах, признанных во всём мире.






















Описание картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

Год создания: 1913-18 г.

Холст, масло.

Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия.

Эта картина была написана в далеком тысяче девятьсот восемнадцатом году. Именно такой художник как Виктор Васнецов входит в нашу жизнь с самого детства своими картинами и сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Зал картин Виктора Михайловича Васнецова в Третьяковской галерее – один из самых любимых и юными, и взрослыми зрителями. Словно оказавшись в сказочном царстве, мы видим, как грустит Алёнушка над чёрной, зловеще молчащей водой, мчится верхом на волке Иван-Царевич, сияют самоцветами платья царевен подземного царства, остановился в раздумье витязь на распутье и стоят неодолимой заставой могучие богатыри…

На этой картине художник изобразил грандиозный бой Добрыни. Он одерживает потрясающую и героическую победу в тяжелой борьбе со змеем. Также он берет честное слово с него, что тот больше никогда не будет близко подходить к невинным людям, и милостиво отпускает змея. На картине показан именно тот момент, когда сам Добрыня замахивается мечом для того, чтобы нанести змею сокрушительный удар, но он этого не делает.

Очень красиво и оригинально подобраны все цвета в этой картине. Сам змей художником нарисован в иссиня-черных цветах, который своими большими размерами почти полностью закрывает всё небо. Его могущество и огромные размеры несомненны, так как он занимает почти всю картину. Сам же герой Добрыня изображается со спины. Автор решил, что лица этого человека можно и не показывать, так как его сила и непобедимость и так видны.

Также Васнецов показывает, что богатырь является обычным человеком, которого можно повстречать и среди обычных людей. Художнику прекрасно удалось показать, насколько Добрыня героический и мощный персонаж, который ничего не боится и не страшится никаких бед. С помощью этой прекрасной картины мы видим, что автор хотел рассказать, какие именно герои бывают на земле, которые борются не только за свои жизни, но также защищают и других людей, не страшась сложностей.





Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.
Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илья Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.
Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.
Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.
Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеиванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве. Художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.