15
ИГРЫ С ФЛАЖКАМИ.
Дети держат в руках по 2 флажка, сопровождая движения словами:
О флажок мы постучим,
Повернёмся и стоим (поворачиваются кругом).
Застучим теперь опять,
Выше надо поднимать.
Приседаем мы сейчас,
Застучали: раз, раз, раз.
Ну, поднимемся скорей,
Повернёмся веселей.
Наверху опять помашем (машут накрест)
Ниже, ниже к ножкам нашим.
За спиной теперь флажки,
Поищите, где они.
* * *
2. Флажки вперёд, флажки вверх,
Флажки в стороны, флажки вниз,
Мы флажками так помашем
И тихонечко попляшем (накрест, в стороны),
А теперь маши смелей,
Да пляши повеселей (прыг - скок с флажками).
* * *
3. Дети держат флажки:
Мы флажками так помашем (раскачивает флажок перед грудью)
И тихонечко попляшем (кружатся тихо на месте).
А теперь маши быстрей
И пляши повеселей (дети прыгают).
Спрячем флаги мы назад,
Не хотим их показать,
Нет, нет, нет, нет,
Не хотим их показать.
Ну - ка, ну - ка, раз, два, три (обе руки в сторону)
Ты на флаги посмотри.
Мы флажками так помашем,
И тихонечко попляшем.
А теперь маши быстрей
И пляши повеселей.
(Движения повторяются).
* * *
Вот мой флажок качается
Вот так, вот так, вот так (машут флажком перед собой).
Флажок мой поднимается
Вот так, вот так, вот так (быстро машут флажком).
Потом флажок я опущу (опускают флажок)
Вот так, вот так, вот так.
ЭХО.
Мы в лес пойдём,
Детей позовём: (идут, сложив руки рупором, зовут)
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается:
Ау, ау, ау...
ДОМИКИ.
Дети сидят на маленьких стульях в кругу.
Это их домики. Меняются местами.
Теперь следует постепенно вернуться на свои стулья.
Один из детей остаётся и, подойдя к своему домику, обращается к занявшему его дом со словами:
Тот дом не твой,
Ты зашёл (зашла) в чужой,
Тебе придётся встать
И домик свой искать.
Сидящий освобождает место и сам идёт искать свой стул. Это длится до тех пор, пока все дети не вернутся в свои домики. Если ребёнок попадает на свой стул, то он говорит:
А я уже нашёл (нашла)
И в домик свой пришёл (пришла).
Теперь пускай другой
Поищет домик свой.
СТРЕКОЗА.
Летит стрекоза, как горошины глаза.
(Руки в стороны и летят. Показывают руками круглые глаза.)
Вверх, вниз, назад, вперёд,
(Руки в стороны, как крылья и движения в разном направлении.)
Как зеленый самолёт (летят по кругу).
МЫШКИ.
Дети встают со стульев и идут по комнате:
Вышли мышки как - то раз посмотреть, который час.
1,2,3,4 - мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон (дёрнули за гири удар бубна)
Убежали мышки вон (бегут на стульчики).
О П У С Т И, 3 А К Р О Й, Р А С К Р О Й, П О Д Н И М И.
Дети становятся в круг лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. При слове «опусти» делают шаг и опускают руки.
Затем, подставляя ногу, говорят: «Подними» - поднимают руки.
Шаг назад, говорят: «Закрой»,- опускают руки к груди и, подставляя ногу, говорят: «Открой», - руки опять вытягивают в стороны.
КАПЛИ.
Капля - раз,
Капля - два (руки в стороны, соединяем)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (хлопают).
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли (руки в стороны, опускают вниз).
* * *
Маршируют по кругу, в середине - «пруд»:
По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда,
Но подальше от воды,
Чтобы не было беды (расходятся от пруда в стороны).
БЕРЁЗКИ.
Воспитатель : Дети, помните, как мы летом в лес ходили?
Там была большая поляна.
Давайте расскажем и покажем, как росли берёзки в лесу.
Будем говорить громко, неторопливо, чисто.
Воспитатель: Выросли берёзки в лесу.
Дети (хором): высокие, высокие (произносят протяжно, вытягивая руки).
Логопед: Ветер поднялся, листики зашевелились.
Дети: Маленькие листочки упали(«кисти» рук падают).
Большие листочки упали (падают руки до локтя).
Воспитатель: И берёзки заснули.
(дети опускают руки, голову, стоят спокойно).
* * *
Дети, подражая движению дворника, говорят:
Подметаю я свой двор,
Собираю в кучу сор,
Будут все меня хвалить,
"Молодец" мне говорить.
Дети, как бы вбивая молотком гвозди, говорят:
Молотком я стучу,
В стенку гвоздь вколочу.
Гвоздь вбиваю сильней,
Для картины моей! Удары молотка совпадают с акцентами, на каждую фразу по 2 удара.
* * *
МОЛОТ
Дети идут колонной друг за другом:
Ничто не даётся рабочему даром,
(останавливаются, расставляют ноги на ширину плеч и ударяют
"молотом " в правой руке на слова "удар " и "бей ")
Удар за ударом,
Удар за ударом.
Бей молотком,
Бей молотком!
Бей!
ПОЕЗД.
Поезд мчится и шипит,
И колёсами стучит-
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я стучу, стучу, стучу,
Всех на дачу доскачу.
Подъезжаем к горе,
Колёса выстукивают:
Ух, как тяжко,
Ух, как тяжко.
Подъезжаем к мосту:
Ух, как страшно,
Ух, как страшно.
Проехали мост:
Теперь прошло,
Теперь прошло.
Пошёл, пошёл, пошёл.
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь,
Скоро в город мы приедем,
Там мы сможем отдохнуть.
ШОФЁР.
Заводил шофёр мотор (крутят одной рукой, кругообразно),
Нажимал он на стартёр (ногой нажимает на педаль),
Крепко руль в руках держал (повороты рулём вправо, влево) —
Грузовик и побежал (би-би-би, убегают).
ОХОТНИК
Я в лес пойду,
Зверя подстрелю:
Волка, (делает шаг каждый раз, как называет дикое животное)
Медведя,
Лису, ...и т. д.
СИГНАЛЬЩИКИ.
Мы стоим, как на земле,
А плывём на корабле,
И флажками много раз
Передаём любой приказ.
Правую руку вперёд,
Левую в сторону,
Левую вверх,
Правую вниз.
и т.д. (дети держат по 2 флажка и говорят, а затем выполняют команду логопеда)
ПОЛОТЁР Дети стоят на правой ноге, левой делают движения, имитирующие натирание пола, затем меняют ноги):
Я - хороший полотёр,
Я отлично пол натёр,
За свой труд
И за уменье
Заработал я печенье.
ТОПОРИК Стоят и говорят:
Мой топорик рубит метко –
Я срубил с берёзы ветку.
( 2 удара топором)
А теперь я для печурки
Наколю поменьше чурки:
Раз - дрова, (3 удара топором)
Два - дрова,
Три - дрова.
* * *
Подражает полёту птиц:
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь мир хочу.
У меня на нитке письма и открытки.
ПИЛЬЩИКИ Дети стоят парами лицом к лицу, руки крест-накрест (левые - «бревно», правые - «пила»). Пилят и говорят:
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела: ж-ж-ж...
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала...
новый дом.
Против школы - новый дом,
В новом доме мы живём, (бегут с ножки на ножку)
Мы по лестнице бежим,
И считаем этажи, (шаг и остановка)
Раз - этаж,
Два - этаж,
Три - четыре:
Мы в квартире!
ГУСЬ.
Дети шагают по кругу, изображая гусей.
На каждое ударное слово очередной шаг.
Гусь шагает по дорожке,
Гусь играет на гармошке, (играют на гармошке)
И гордится гармонист:
Я га-га-га голосист. (Машут крыльями).
ПИЛА Пили, пила,
Пили живей.
Мы строим домик для зверей.
Тук-тук-тук,
Ток-ток-ток,
Бей крепче, молоток.
А в доме станет зайчик жить,
И с нами будет он дружить.
ЗАЙКА.
Дети идут по кругу. Один ребёнок - «зайка» - в середине круга.
Серый зайка умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Ну-ка, зайка,
Скоком, боком,
Перед нашими детьми,
Ну-ка, зайка, попляши,
Кому хочешь, помаши.
КАПУСТА.
Туки-туки-туки-тук,
(правая рука ребром - «нож», рубит капусту на «доске» - левой ладошке сверху.)
Ты, капуста, рубись,
Ты, капуста, солись,
(двумя руками солим, пальцы двигаются, затем хорошо «обминаем» капусту с солью и сгребаем руками в)
Сгребли в кадку (посолили).
САМОЛЁТЫ На большой цветной ковёр
Села эскадрилья.
То раскроет,
То закроет
Расписные крылья.
(«летят», приседают, руки в стороны, затем руки опускают.
Стоят на одном колене, руки в стороны, поднимаются и летят)
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко, (приседают)
Мы летаем далеко, летят в стороны)
Мы летаем низко, (возвращаются назад)
Дети скачут на одной ножке группой и по очереди.
* * *
Дети говорят, сопровождая слова соответствующими движениями; на последние слова - друг за другом уходят.
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
Чашки в пятницу помыли, а в субботу торт купили,
В воскресенье, в воскресенье -
Мы пошли на день рожденья.
* * *
Ребёнок и логопед говорят слова, а все выполняют движения:
Встали смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх, руки в бок,
И на месте прыг да скок.
(поднять руки и опустить - 2 раза)
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша.
Как погода хороша!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую - к груди,
Да, смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
На раз - всем руки вверх поднять,
На два - носки свои достать,
На три - присесть и снова встать.
Четыре - всем маршировать.
* * *
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём .. .и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём .. .и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок,
Разожмём .. .и на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Чтобы вырасти быстрей,
Потянусь я посильней.
* * *
Руки в кулаки, разводят их в стороны и ударяют со словами:
Быстро ли, медленно выстроим мельницу
(вращают руками)
Умело, неумело ли
Из мела печку сделали.
Печёт печка пироги.
(показывают, как пироги делали)
* * *
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к дружке повернулись.
Как пружинки мы присели,
И тихонько разом сели.
* * *
Текст и соответствующие ему движения дети выполняют
одновременно.
Мы топаем ногами: топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём и бегаем кругом.
* * *
Воспитатель говорит, а дети только выполняют движения.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом вырасту большой,
До мамы дотянусь.
(поднимаются на носочки).
Присядем ниже,
Поднимемся выше,
Ещё раз ниже,
Ещё раз выше.
Вправо шаг, влево шаг,
Шаг вперёд, шаг назад.
* * *
Дети строятся по росту.
Чтоб здоровья нам набраться,
Нужно спортом заниматься.
Чтобы смелыми расти,
На зарядку выходи. (Ходьба)
Чтоб совсем, совсем проснуться,
Нужно больше потянуться.
Руки вверх, руки вниз,
Не спеши, не торопись. (Руки на пояс)
На качели влезли смело,
Смотрим вправо, смотрим влево (повороты)
Влево, вправо, вверх, вниз (приседания)
Руки в бок, ноги вместе,
На пенёк решили сесть мы.
Нет пенька, ну, ничего, мы придумаем его (вращают руками)
Руки в стороны поставим,
И вертеться их заставим,
Всё вперёд, вперёд, вперёд,
А потом наоборот.
* * *
Дети ходят по кругу на носках.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.
Маме надо печь топить,
Чтоб обед нам всем сварить.
Я дрова ей наколю, (рубит дрова)
Маму я свою люблю.
Свою маму я люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Я бельё всё отжимаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю.
* * *
Воспитатель говорит, а дети выполняют движения.
Все захлопали в ладоши, дружно, веселей.
Застучали наши ножки, громче, быстрее.
Мы в ладоши: хлоп-хлоп, мы ногами: топ-топ.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём и бегаем кругом.
Речь с движениями.
1-ый: Как у наших у ребят
ножки весело стучат.
Все выполняют движения, говоря:
Топ-топ-топ.
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
2-ой: А устанут ножки,
Хлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Все: Ладошки, ладошки,
Звонкие хлопошки:
Хлоп-хлоп-хлоп.
3-ий: А потом в присядочку
Пляшут дети рядышком.
Дети приседают, говоря:
Книзу, кверху, раз, два,
Вот как пляшет детвора.
4-ый: А как пустимся бежать
Никому нас не догнать. (все бегут)
* * *
Мы - ребята дошколята,
Любознательный народ.
Облететь нам землю надо,
Отправляемся в полёт (марш на месте)
Полетели над лесами,
Подружились с латышами, (покачивание рук над головой)
Мы на море побывали,
Об Эстонии узнали, (имитируют плавание)
А украинский гопак
Мы плясали так и сяк. (полуприсядка)
В горы Грузии шагали, (марш)
В море Чёрное ныряли, (наклоны)
А в полях Узбекистана
Собирали хлопок рьяно. ( "сбор хлопка")
Где мы только не бывали,
Сколько мы друзей узнали! (марш на месте)
Наш отряд дошколят
Возвратился в Ленинград, (тихонько садятся)
* * *
У детей ножки расставлены, руки на поясе:
Тик-так, тик-так,
Всегда так, всегда так,
(дети наклоняются то вправо, то влево)
Тик-так, тик-так,
Вправо шаг, влево шаг.
* * *
А наши- то ребятки на утренней зарядке
Всё делают как нужно, шагают в ногу дружно.
Вот так, вот так, вот так.
Умеют все ребятки с носков вставать на пятки,
Вот так, вот так, вот так.
Вздохнуть и потянуться, присесть и разогнуться,
Вот так, вот так, вот так.
А могут и нагнуться, носков своих коснуться,
Вот так, вот так, вот так.
Поднять над полом ножку, под ней хлопнуть в ладошки.
Поднять другую ножку, под ней хлопнуть в ладошки,
Вот так, вот так, вот так.
ОБРУЧ Ведущий ребёнок подходит к соседу, передаёт обруч и говорит:
Поскорее пролезай
И обруч передавай.
С обручем в руках ребёнок подходит к кому-нибудь из детей и говорит:
Мы сейчас с тобой вдвоём
Через обруч мой пройдём.
Пролезают через обруч вдвоём. Идёт следующий.
* * *
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
И бегаем кругом!
По порядку стройся в ряд: на зарядку все подряд.
Левая вверх, правая вверх,
В стороны, накрест.
В стороны - вниз! Присели! (руки поднимают и скрещивают над головой).
* * *
Ведущий говорит, дети идут друг. за другом и выполняют
движения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы шагать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки на плечи положим.
(кладут руки на течи впереди стоящему).
Теперь их поднимем выше,
И легко подышим, (медленно опускают руки)
Раз - два, выше голова, (руки вверх)
Три - четыре, плечи шире (разводят руки в стороны)
Пять - шесть, тихо сесть, (садятся за стол)
* * *
На ковре, на расстоянии одного шага, лежат 7 больших кубиков. Ребёнок наступает по очереди на каждый кубик и говорит:
Я по камушкам иду,
Через речку перейду. (Последний шаг с кубика на пол).
ПОЛЬКА В ритме польки выбрасывают по очереди ножку вперёд то левую, то правую, и говорят:
Веселей танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять
(громче хлопайте в ладошки, начинайте танцевать)
Вправо, влево поворот, а затем наоборот-
Влево, вправо поворот.
(руки на бочок, ножку выставляем на каблучок вправо, а затем влево) Ручками: хлоп-хлоп-хлоп,
Ножками: топ-топ-топ.
* * *
Ритмические вращения руками (сначала вперёд, потом назад):
Быстро вертится крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испекут нам пироги, (пекут пироги).
* * *
На дворе метели студёные, (разведение рук в стороны)
Сияют под солнцем сосны зелёные, (руки вверх)
А ребятам хочется погулять,
И в снежки на улице поиграть, (лепят снежки)
— А я снегу белого намету, (плавные движения руками)
А мы снег лопатами разгребём,
Да дорожки метлами разметём.
— А я встречу вас на дороженьке,
Заморожу руки да ноженьки, (дует)
Мы ногами дружно топаем, (топаем)
Мы руками дружно хлопаем.
* * *
Дети сидят на стульях в кругу. Один из них с флажком идёт за стульями и говорит:
Я стучу громко - тук-тук-тук! Передаёт флажок и садится на стул, по которому стучал.
* * *
Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, останавливаясь около кого-нибудь, говорит:
Встань ко мне спиной,
Побежим с тобой.
Кто из нас быстрей
Прибежит домой?
Они становятся спинами друг к другу и бегут по кругу.
Побеждает тот, кто раньше прибежит наместо.
* * *
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
(Дети играют с ножки на ножку)
У-у-ух...
В ямку...
Бух! (приседают)
Затем всё повторяют.
* * *
Двое детей становятся друг за другом:
1-ый идёт по кругу очень большими шагами и говорит:
Дядя Стёпа длинноногий по дороге зашагал.
2-ой бежит за ним по кругу и говорит:
Мальчик-с-пальчик по дорожке вслед за дядей побежал.
1-ый: - Дядя Стёпа оглянулся, но ни слова не сказал.
2-ой: - Мальчик-с пальчик улыбнулся - дядю Стёпу он догнал?