СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр для дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит в себе характеристику всех игр для дефектолога и примерные игры, которые можно провести с детьми 1 класса и дошкольной группы

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для дефектолога»

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

 Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино расставить знаки препинания”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.

Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Игра «Весёлые человечки».

Дидактическая задача. Учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться в схеме.

Игровое правило. Выполнять то упражнение, которое изображено на карте.

Игровые действия. Найти в наборе парную карточку и воспроизвести позу.

Материал. Карточки – схематичные изображения движения. 3 набора: 1-й набор – силуэты человека в движении, 2- набор – контуры, 3-й – схемы. У взрослого образец в два раза крупнее, чем карточки у детей.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и предъявляет карточку с человечком – схемой, просит детей воспроизвести позу: «Делайте так». Затем взрослый (ведущий), предлагая карточку - образец, просит детей дети найти в своём наборе парную. Последовательность работы: силуэт – силуэт, силуэт– контур, контур – контур, контур – схема.

Игра «Замри».

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. Дети под музыку свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) они останавливаются – «замирают». Воспитатель назначает детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем он предлагает детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

Игра «Не ошибись».

Дидактическая задача. Учить детей понимать задания на ориентировку в пространстве с учётом точки отсчёта от себя.

Игровое правило. Чётко выполнять команды ведущего.

Ход игры. Один ребёнок стоит спиной к остальным детям и выполняет команды ведущего. Остальные повторяют только правильно выполненные движения.

- Два шага вперёд.

- Один шаг налево.

- Три шага направо…

Упражнение «Мяч по кругу».

Цель: Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Правило. Не уронить мяч.

Ход. Дети передают мяч друг другу по кругу.

Мой весёлый

Звонкий мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

По команде ведущего, дети передают мяч вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под ногами, перед собой, за спиной.

Игра «Хлоп ладошка».

Дидактическая задача. Учить детей понимать словесные указания, сличать своё положение в пространстве и ребёнка, стоящего напротив. Развивать координацию движений.

Игровое правило. Выполнять движения в соответствии с текстом, без ошибок.

Ход игры. Дети стоят в парах лицом друг к другу. Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:

Вот у нас игра, какая:

Хлоп, ладошка,        (Дети соединяют «зеркально» свою ладошку с ла -

        дошкой напарника – начинают с любой, по-своему

        выбору),

Правой правую

Ладошку

Мы пошлёпаем

Немножко.        (три хлопка правой ладошкой по правой ладошке

        соседа)

А потом

Ладошкой левой

Ты хлопки

Погромче делай        (три хлопка левыми ладошками)

А потом, потом,

Потом

Левой правую

Побьём.        (три хлопка левой ладошкой по правой и наоборот)

Упражнение «Угадай, где позвонили?»

Дидактическая задача. Развивать слух, упражнять в выделении направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т.д.

Игровые действия. Двигаться в направлении, откуда слышен звон колокольчика, будильника.

Ход.

1-й вариант. Детям завязываются глаза, и даётся инструкция идти в сторону, откуда слышен звон колокольчика. Во время игры уточнить: «С какой стороны звенит колокольчик?»

2-й вариант. Глаза не завязываются. Ребёнку предлагают найти, где находится будильник, рассказать, где он его нашёл.

Упражнение «Проследи за огоньком»

Дидактическая задача. Активизация зрения детей; словесное обозначение направления движения огонька.

Ход. В тёмном помещении детям предлагается проследить за огоньком и сказать, куда движется огонек, за правильный ответ ребёнок получает звёздочку.

II. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ИХ ЧАСТЯМИ

Игра «В лесу».

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на микропространстве (фланелеграфе). Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Игровые действия. Выкладывание картинок на фланелеграфе.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей на прогулку в лес. Затем ставит на фланелеграф изображение берёзы с желтыми листьями.

- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

- Почему вы так думаете?

- Каковы признаки осени?

В углу фланелеграфа выставляются гриб, солнце, облако, заяц, птица.

- Как вы думаете, что может находиться над деревом?

(ребёнок выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако)

- Что вам это облако напоминает?

- А что может находиться под деревом? (Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца)

- Покажите правую руку, левую.

- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

Упражнение «Угадай, что построим?».

Цель. Учить располагать объекты по словесной инструкции. Усвоение понятий слева, справа, впереди, сзади, между, вверху, внизу.

Ход. Дети выкладывают на полу детали мягкого модуля.

- Найдите и положите перед собой красный куб. Справа от него поставьте синий цилиндр, а слева желтый брусок. Впереди положите арку, сзади - конус и т.д.

- Положите в ряд 3 формы и расскажите, какая из них расположена справа, какая слева, а какая посередине.

Первоначально даются короткие задания на расположение 3 – 4 предметов, постепенно постройка усложняется.

Игра «Динамические картинки».

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.

Игровые действия. Создание картины: поставить свою картинку в соответствии с заданием.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляется ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:

- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки:

Берёзка справа от ёлки.                                   Ворона над ёлкой.

Заяц слева от ёлки.        Лиса идёт к ёлке.

Куст под ёлкой.        Ёжик идёт от ёлки.

Грибок под ёлкой.        Домик за ёлкой.

Белка на ёлке.

Игра «Что изменилось?».

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около, ближе, дальше и др.; воспитывать наблюдательность, активное запоминание, развивать речь и активизировать словарь.

Игровое правило. Называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия. Перестановка за ширмой предметов так, чтобы дети не видели, отгадывание с использованием кукольного персонажа.

Ход игры: В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Весёлый и озорной, он всё время что – то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

- Дети, к нам в гости пришёл Петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

Петрушка появляется из – за ширмы, стоящей на столе воспитателя.

- Дети, сейчас мы будем играть, - говорит Петрушка. – Я принёс сюда игрушки: матрёшку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?

- Посередине стола - отвечают дети.

- А пирамидка?

- Справа от неё.

- А как можно сказать, где стоит матрёшка?

- Она стоит слева от Маши.

- Правильно. А где стоит пирамидка? Правильно. А кукла Маша между ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что – то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?

Воспитатель закрывает ширмой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом пирамидка и матрёшка. Петрушка обращается к детям:

- Что изменилось здесь? Где стоит сейчас Маша? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Дима, скажи, где сейчас Маша?

- Она стоит впереди.

- А матрёшка с пирамидкой где? Скажи, Таня!

- Они стоят сзади куклы Маши.

- Правильно ребята. А сейчас я опять что – то переставлю, и вы отгадаете.

Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Петрушка говорит:

- А сейчас кто назовёт, что изменилось? Что я переставил?

Дети недоумевают:

- Ничего не переставил.

- Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше, -говорит Петрушка.

Дети повторяют:

- Они так и стояли: Маша впереди, а матрёшка и пирамидка сзади.

Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрёшкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.

Можно провести игру наоборот. Петрушка просит переставить игрушки , а вызванный им ребёнок выполняет задание. Другие дети оценивают правильность выполнения.

Упражнение «Вспомни и назови».

Цель. Уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Ход. На фланелеграфе картинки с изображением: овощей.

- Вспомните и назовите, какие овощи растут под землёй, на земле, над землёй.

Игра «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит?)».

Дидактическая задача. Продолжать формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. Учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Игровое правило. Показывать расположение всех предметов по ходу рассказывания.

Игровые действия. Действия с предметами, игрушками, строительным материалом по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Ход игры. (Проводится индивидуально и небольшими подгруппами по 2 -3 ребёнка).

1-й вариант. Педагог сажает ребёнка напротив и даёт ему два предмета – кубик и шарик, точно такие же берёт себе. Предлагает поиграть: делать, как он, быть внимательным. Ставит шарик на кубик, ребёнок повторяет. Педагог фиксирует действие: «Шарик на кубике», тут же меняет предметы местами, ставит кубик на шарик. Ребёнок выполняет то же и убеждается, что конструкция не устойчива, кубик приходится удерживать руками. «Кубик на шарике», - говорит педагог и просит ребёнка отпустить руки – кубик падает. Ребёнок ещё раз убеждается в том, что различия в форме определяют успех действия с предметами. Потом педагог ставит кубик по одну сторону от шарика: «Кубик и шарик рядом». (Ребёнок воспроизводит зеркально). Затем предметы меняются местами. «Кубик и шарик поменялись местами, но всё равно остались рядом», - заключает педагог.

2-й вариант. Те же действия воспроизводятся по образцу. Расположение шарика и кубика педагог меняет за экраном. Результат действия ребёнка педагог уточняет словом: «Кубик под шариком, а шарик на кубике; кубик на шарике, а шарик под кубиком».

3-й вариант. Педагог использует элементы строительного конструктора «Построй посёлок», мелкие игрушки. Ребёнок сидит также напротив взрослого. Педагог строит дом из нескольких элементов, ребёнок действует по подражанию. Крыша дома кладется плоская, выступающая за пределы дома. С одной стороны от дома ставится забор, а в конце забора – дерево, с другой стороны от дома – две ёлки. Ребёнок последовательно выполняет за педагогом те же перемещения предметов. Педагог ставит перед домом машину, потом достаёт игрушечную собаку и кошку (при отсутствии мелких игрушек можно сделать их из картона) и обыгрывает созданную конструкцию: « Стоял на улице дом. (Указывает на дом.) Он стоял в середине улицы. С одной стороны рядом с домом был забор, а рядом с забором – дерево. (Показ.) С другой стороны, рядом с домом росли ели. (Показ.) Перед домом стояла машина. (Показ.) По улице бежала кошка. Вдруг прибежала собака и громко залаяла: «Ав-ав-ав». Собака погналась за кошкой, та влезла на крышу. Кошка наверху, на крыше. (Показ.) А собака внизу, под крышей, собака не достанет кошку».

Рассказ повторяется, но расположение всех предметов показывает ребенок, взрослый делает паузы, побуждая ребёнка показывать предметы по ходу рассказа. Потом ребёнок берёт кошку и собаку и иллюстрирует другую часть рассказа, т.е. вторично обыгрывает конструкцию.

Игра «Угадай, что изменилось?»

Дидактическая задача. Формирование пространственного восприятия и понимания пространственных признаков: впереди сзади, рядом, между, справа, слева, вверху, в середине, около.

Игровое правило. Запрещается подглядывать и подсказывать. Отвечает только тот, кому перешла «волшебная палочка».

Игровые действия. Запомнить расположение игрушек и рассказать, что изменилось. Важно не только назвать игрушку, но и рассказать подробно, где она стояла.

Ход игры: Воспитатель расставляет на столе несколько игрушек в ряд (не более 4-5), предлагает детям запомнить, в каком порядке стоят игрушки. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. После этого выбранный ребёнок должен рассказать, что изменилось.

Игра «Что изменилось?»

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений: впереди сзади, между, справа, слева, вверху.

Игровое правило. Найти больше отличий и объяснить, чем отличается одна картинка от другой.

Игровые действия. Рассмотреть картинки, сравнить, совместить две в одну и получить новую картинку.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картину – домик, где живут бабка с дедкой.

- Какое время года на картинке? Почему вы так думаете?

- Что находится слева от домика? Справа? Над ним? перед ним? Позади него?

- Кто находится внутри домика? Снаружи?

- Кто из героев сказки «Репка» не находится на картинке?

В процессе беседы следует побуждать детей к полному ответу:

1) Слева от домика машина, дерево.

2) Перед домиком – цветок и т. д.

Дети должны объяснить, чем эта картинка отличается от первой:

  1. Временем года.

  2. Машина была слева от домика, а стала справа.

  3. На первой картинке легковая машина, а на второй грузовая.

  4. Перед домом были цветы, а стал снеговик и т. д.

Упражнение «Фотоохота».

Дидактическая задача. Развитие зрительно – пространственной ориентировки. Упражнять в обозначении пространственных признаков по словесной инструкции.

Ход. На картонном круге наклеена картинка, таких кругов несколько и они расположены: один в центре, другие слева, справа, выше, ниже.

Упражнение проводится после того, как рассмотрены картинки на мишени, определены правая и левая рука, положение высоко – низко.

Ребёнку предлагается попасть указкой в названную ведущим мишень. Например, попади в картинку выше зайчика? Слева от мишки? и т.д. Картинки на мишени, их расположение могут меняться.


Игра «Наоборот».

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Игра «Лото - предлоги».

Дидактическая задача. Учить детей правильно употреблять предлоги, обозначающих расположение предметов в пространстве.

Игровые действия. Заполнение игрового поля карточками с предлогами и картинками к ним.

Ход игры. Игра состоит из двух игровых полей и листов с готовыми карточками.

Игровое поле 1. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает игровое поле. Обращает внимание на выделенные предлоги, четко произносит их название. « Смотри, здесь написан предлог на, а рядом – картинка. Что на ней изображено? Где, по-твоему, находится клубок? Правильно, клубок лежит на корзине. Давай найдём и положим сверху карточки - с предлогом на и с клубком на корзине. А теперь поищем среди остальных карточек те, на которых предметы расположены на чём – либо. Нашёл? Правильно, это сыр лежит на тарелке и яблоко на спине у ежа». Предлагает ребёнку положить найденные карточки  на пустые клеточки. Игра продолжается до тех пор, пока всё игровое поле не заполнится карточками с предлогами и картинками к ним.

Игровое поле 2. Взрослый объясняет ребёнку смысл игры: «Смотри, здесь написан предлог на. А рядом малыш. Где находится малыш? Правильно, малыш находится надиване. Давай найдём и положим сверху две карточки - с предлогом на и с малышомна диване». Аналогично подбираются карточки ещё с одним предлогом на и картинкой к нему (чашки на тарелке). Найденные карточки кладутся на соответствующее место игрового поля.

Далее предлагается ребёнку: «Давай поищем карточки с другим предлогом, а потом подберём к нему подходящие по смыслу картинки». Таким образом, ребёнок должен подобрать и выложить в столбик на игровом поле остальные предлоги и картинки к ним. Порядок выбора предлога значения не имеет.

Когда ребёнок хорошо усвоил значение каждого предлога, воспитатель просит сказать, где находятся окружающие его разные предметы в группе.

Игра «Аист».

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Игра «Пальчиковая гимнастика».

Дидактическая задача. Закрепление значения слов, обозначающих пространственные признаки: назад, вперёд, выше, упражнять в соотнесении слов с действиями пальцев.

Игровое правило. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Большие пальцы вращаются:

Целый день, целый день

Крутится скакалка.

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Два пальца вместе стучат по столу:

Сразу обе ножки

То назад, то вперёд

Скачут по дорожке.

Большие пальцы вращаются:

Выше всех, дольше всех

Скачет наша Галка.

Игра «Положи верно».

Дидактическая задача. Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание, умение подражать.

Дидактическое правило. Воспроизвести реальное пространственное  расположение предметов.

Игровые действия. Действия с игрушками по подражанию.

Оборудование. Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики), мягкие сюжетные игрушки по числу играющих.

Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).

1-й вариант. Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например, куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шар на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему, жестом указывая направления в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике (показывает на свой образец). И у тебя так же» (показывает на то, что сделал ребенок). Потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения между объемными предметами с плоскостным изображением, педагог  увеличивает количество предметов.

2-ой вариант. Педагог берёт себе плоскостные изображения геометрических форм или предметов-игрушек, а ребёнку даёт объёмные предметы. Теперь он должен на плоскостной модели воспроизвести реальные пространственные отношения между предметами. Сначала действия производятся с предметами, знакомыми по первому варианту игры. Затем можно включить сюжетные игрушки и их изображение. Например, педагог берёт изображения мяча, стола и фигурки мальчика и как бы играет с ними. Ребёнок воспроизводит игру в реальных действиях с игрушками (мальчик держит мяч, стоит около стола, катит мяч по столу, мяч лежит на столе и т.д.). Затем педагог рассказывает ребёнку о проигранной ситуации, называя соответствующие действия: «Мальчик играл с мячом. Он бросил мяч. Мяч лежит на столе. Мальчик стал катать мяч, и мяч упал со стола. Мяч лежит с другой стороны стола. Мальчик пошёл тоже на ту сторону. Мальчик, стол и мяч рядом. Мальчик толкнул мяч, и мяч закатился под стол. Мяч лежит под столом».

Игра « Куклин дом»

Дидактическая задача. Учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. Закрепить пространственные представления. Закрепить понятия «между», «слева», «справа», «посередине», «впереди», «позади».

Игровое правило. Точно нарисовать план комнаты куклы.

Игровые действия. Подбор геометрических фигур вместо предметов мебели, составление плана комнаты куклы для мишки. Построение комнаты для куклы по плану.

Оборудование. Макет кукольной комнаты - коробка без крышки с прорезанными окнами и дверями или «комната», построенная на полу из большого конструктора. Кукольная мебель: стол, диван, стулья, табуретки, вырезанные из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели, лист бумаги, изображающий кукольную комнату, где в соответствующих местах, отмечены окна, двери

Ход игры.

Воспитатель на столе перед детьми располагает кукольную комнату (коробку), сообщает детям, что кукла Маша купила новую мебель и красиво расставила её в комнате. «Маша купила мебель: стол, диван, стулья. Она красиво поставила мебель в комнате. Вот так». Воспитатель расставляет мебель, поясняя свои действия: «Стол посередине комнаты, рядом (около) со столом стул, у стены под окном – диван». Затем педагог сообщает, что пришел в гости Мишка, посмотрел и ему очень понравилось у куклы. Решил он у себя так же мебель расставить. А чтобы не забыть – решил нарисовать план комнаты.

Обсуждаются вопросы:

- Какой формы комната?

- Где окна? Где двери?

- Какую геометрическую фигуру напоминает стол? Где он стоит?

Воспитатель предлагает детям Мишкину комнату – лист бумаги и разъясняет, где окна, где дверь. Потом предлагает детям вместо предметов мебели использовать соответствующие им геометрические фигуры. «Подумай, какая фигура будет вместо стола, стула, дивана». Дети подбирают соответствующую фигуру. Затем дети по очереди размещают свои фигуры в соответствующих местах листа бумаги, таким образом, создаётся план комнаты мишки. Педагог помогает, исправляет, обращает внимание детей на образец.

2-й вариант предполагает другую последовательность работы: построение комнаты по имеющемуся плану. Воспитатель сообщает детям, что Мишка был в гостях (или в магазине), ему понравилось, как стояла мебель, и он нарисовал план. Педагог говорит, что круг – это стол, квадрат – стул, прямоугольник – диван. После этого предлагает детям, опираясь на план, поставить в кукольной комнате Мишки (в коробке) кукольную мебель. Он также проверяет, исправляет ошибки, обращает внимание на план.

Усложнения:

- увеличивается количество предметов мебели на плане или в комнате;

- усложняется план, обставляется целая квартира.

- предлагается сделать план группы. Можно выложить его на столе, используя геометрические фигуры или кубики LEGO.

Коррекционно-дидактическая игра «Разноцветные карандаши».


Описание материала: Игра представлена в виде набора «карандашей» изготовленных по шаблону. Разнообразие цветов и оттенков дает возможность педагогам решать задачи развития цветовосприятия. Различные варианты использования пособия помогают не только усваивать дифференциацию цветовых тонов, но и значительно пополнить активный словарь дошкольников. 

Назначение: Используется педагогами в разных возрастных группах в зависимости от поставленных целей в свободной деятельности или на индивидуальных занятиях. В учреждениях для детей с нарушением зрения лучше предлагать это пособие детям с остротой зрения выше 0,4.

Цель игры: формирование представлений о многообразии цветов и оттенков в окружающем мире.


Дидактическая задача:
- развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков
- дать понятие об эталонах цвета, цветах спектра;
- учить находить теплые и холодные цвета;
- устанавливать соотношения между оттенками цвета
- обогащать активный словарь детей; 
- воссоздавать способы получения цветов из двух других.

Варианты использования пособия:

1. «Каждый цвет назови, к нему пару подбери»
Игровая задача: Назвать цвет карандаша. Подобрать пару. Количество карандашей увеличивается по мере усвоения названий цвета.
2. « В радуге есть 7 цветов, ты собрать их все готов?»
Игровая задача: Выбрать из предложенных карандашей только цвета радуги и разложить их по порядку. Дать дополнительно 2-3 цвета не входящих в цвета радуги.
3. « Яркие веселые – теплые цвета, а оттенки синего – холодные всегда»
Игровая задача: Подобрать к солнышку – теплые цвета, к снежинке – холодные. Дополнительно можно предложить зеленый нейтральный цвет и положить его между солнышком и снежинкой. 


4. «Положи оттенки в ряд, да не просто все подряд. Первый будет разбелённый, а последний самый темный».
Игровая задача: Разложить оттенки цвета (красного, желтого, синего) от самого светлого (разведенного белый цветом) до самого темного. От 3 до 8 – 9 оттенков каждого цвета.


5. « Ты по цвету догадался сок какой тебе достался?»
Игровая задача: Найти среди предложенных цветов наиболее подходящий к названию сока: вишневый, малиновый, апельсиновый, ананасовый, яблочный, гранатовый, томатный.
6. «У меня секретов нет - это самый вкусный цвет»
Игровая задача: Назвать цвет по аналогии: шоколадный, лимонный, ореховый, медовый, вишневый, горчичный, салатовый, фисташковый и найти его среди предложенных цветов. Предварительная работа: показ продуктов, к которым подбирается цвет.
7. «Если две краски соединяются - сразу же новый цвет получается»
Игровая задача: к предложенным двум цветам подобрать такой, который получается при их смешивании. Желтый и синий – зеленый, красный и желтый – оранжевый, красный и синий – фиолетовый, красный и белый – розовый, синий и белый – голубой, фиолетовый и белый – сиреневый и так далее. Проверить получение цвета путем смешивания в равных количествах гуашевых красок на палитре.

Итог: Результаты использования данной коррекционно-дидактической игры позволяет сделать вывод о том, что способность к цветоразличению и цветоощущению зависят не только от зрительных возможностей, но и от уровня развития ребёнка. При использовании игры в свободной деятельности у ребенка появляется возможность сравнивать цвета и оттенки окружающих предметов с эталоном. 

Пальчиковый бассейн

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук,

Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.

Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, пошуршать крышками.

Задание 2. «Прятки».

На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Задание 3. «Кто быстрее соберет»

Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель выбирает 3-4 ребенка, каждому из них дает задание собрать крышки определенного цвета.

Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.

Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.

«Найди домик»

Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук

Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.

«Бусы для куклы»

Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.

Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов) .

Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения:

Кукла

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко)

Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.

Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.

«Составь узор»

Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник) .

Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями:

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова)

Клубника

Краснощёка, круглолика,

Ароматна, хороша

Спеет сочная клубника -

Радость взрослым, малышам.

В огороде тёти Маши

Надо ягоды собрать.

Нет клубники слаще, краше,

Но так хочется играть. (О. Шамшурина)

Игры с прищепками

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.

«Волшебная коробочка»

Цель: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер.

Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки

Описание игры: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную – красную и т. д.

«Рыбаки»

Цель: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту еакций, восприятие, внимание.

Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки.

Описание игры: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.

«Чудо-прищепки»

Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.

Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки

Описание игры:

Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.

Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.

Игры с крупой

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.

Внимание:

Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы) .

Описание игры:

Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.

Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.

Описание игры:

Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.

Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.

Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте) .

Отличительным, универсальным характером этих игр – является:

материал (нестандартный, бросовой, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!