СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по совершенствованию формирования социальных навыков воспитанников с ОВЗ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ОВЗ является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем.

Усвоение ребенком  ОВЗ принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.  Дети специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.  Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната  является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем. В связи с вышеизложенным и исходя из собственного опыта, считаю возможным рекомендовать:

  • Больше внимания уделять формированию социальных навыков через увеличение количества часов в КТП и Программах по воспитательным блокам.
  • Выработать алгоритм действий при формировании определённых социальных навыков (Уборка дома, уход за одеждой, обувью и т.д.).
  • Широко использовать практические виды деятельности (деятельностный подход).
  • Использовать ситуативные диалоги для отработки умений культурного обращения ко взрослым, сверстникам с вопросом или просьбой; закреплении слов приветствия при встрече и расставании; при изучении правил поведения за столом и т.п.
  • Составить картотеку сюжетно - ролевых игр в соответствии с программой для использования их во время занятий (от группы по 5)
  • Разработать технологические карты по темам (Уход за кожей лица, береги зрение).
  • Проводить тематические экскурсии (телеграф, транспорт, столовая, магазин).
  • Задействовать детей в досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры). 
  • Осуществлять тесное взаимодействие всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник психолог, музыкальный работник, логопед, дефектолог, учителя, воспитатели, руководители дополнительного образования).  

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Занятия по формированию социальных умений и навыков

(для VIII вида)

·         Развитие психомоторики и сенсорных процессов (коррекционные занятия)

·         Предметно – практическая деятельность

·         СБО

·         Домоводство

·         Самообслуживание

·         Развитие речи или окружающий мир

·         ОБЖ

·         Логопедические занятия

·         Занятия у педагога – психолога

·         Внеклассное чтение

·         Классные часы

·         Занятия в кружках, секциях

·         Экскурсии

ПИО (программа индивидуального обучения) составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

Работа по воспитательным блокам ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах (старший – младший, педагог - воспитанник), работа в мини-группах, поручения, совместная деятельность. Методы работы: беседы, экскурсии, конкурсы, праздники, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме, в форме практических занятий в специально-оборудованном кабинете.

Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. 

 

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами, высаживать рассаду, собирают урожай. 

Формируя навыки самообслуживания, дети - инвалиды учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой), есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место. Большая роль в подростковый период отводиться допрофессиональной подготовки (работа в мастерских) Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей – инвалидов и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры). 

 

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, музыкальные работники, логопед, дефектолог, учитель физкультуры, компьютерного класса). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.  Список литературы 

  1. Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
  3. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.
  4. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
  5. Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис… канд. Психол. Наук. – М., 2001.
  6. Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 – 312 с.
  7. Зыкова Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 199 с.
  8. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по совершенствованию формирования социальных навыков воспитанников с ОВЗ.»

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ОВЗ является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем.

Усвоение ребенком  ОВЗ принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.  Дети специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.  Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната  является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем. В связи с вышеизложенным и исходя из собственного опыта, считаю возможным рекомендовать:

  • Больше внимания уделять формированию социальных навыков через увеличение количества часов в КТП и Программах по воспитательным блокам.

  • Выработать алгоритм действий при формировании определённых социальных навыков (Уборка дома, уход за одеждой, обувью и т.д.).

  • Широко использовать практические виды деятельности (деятельностный подход).

  • Использовать ситуативные диалоги для отработки умений культурного обращения ко взрослым, сверстникам с вопросом или просьбой; закреплении слов приветствия при встрече и расставании; при изучении правил поведения за столом и т.п.

  • Составить картотеку сюжетно - ролевых игр в соответствии с программой для использования их во время занятий (от группы по 5)

  • Разработать технологические карты по темам (Уход за кожей лица, береги зрение).

  • Проводить тематические экскурсии (телеграф, транспорт, столовая, магазин).

  • Задействовать детей в досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры). 

  • Осуществлять тесное взаимодействие всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник психолог, музыкальный работник, логопед, дефектолог, учителя, воспитатели, руководители дополнительного образования).  

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Занятия по формированию социальных умений и навыков

(для VIII вида)

·         Развитие психомоторики и сенсорных процессов (коррекционные занятия)

·         Предметно – практическая деятельность

·         СБО

·         Домоводство

·         Самообслуживание

·         Развитие речи или окружающий мир

·         ОБЖ

·         Логопедические занятия

·         Занятия у педагога – психолога

·         Внеклассное чтение

·         Классные часы

·         Занятия в кружках, секциях

·         Экскурсии

ПИО (программа индивидуального обучения) составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

Работа по воспитательным блокам ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах (старший – младший, педагог - воспитанник), работа в мини-группах, поручения, совместная деятельность. Методы работы: беседы, экскурсии, конкурсы, праздники, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме, в форме практических занятий в специально-оборудованном кабинете.

Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. 

 

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами, высаживать рассаду, собирают урожай. 

Формируя навыки самообслуживания, дети - инвалиды учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой), есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место. Большая роль в подростковый период отводиться допрофессиональной подготовки (работа в мастерских) Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей – инвалидов и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры). 

 

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, музыкальные работники, логопед, дефектолог, учитель физкультуры, компьютерного класса). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.  Список литературы 

  1. Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.

  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

  3. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.

  4. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

  5. Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис… канд. Психол. Наук. – М., 2001.

  6. Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 – 312 с.

  7. Зыкова Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 199 с.

  8. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

 



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!