Картотека игр, способствующих развитию общения детей дошкольного возраста
1. КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
ИГРА «Возьми себя в руки»
Цель: Формирование умения контролировать свои эмоции.
Ход игры:
Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
ИГРА «Добрый волшебник»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения сотрудничать со сверстниками
Ход игры: «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя
ИГРА «Ссора»
Цель: Ознакомление детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)
- А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играй, давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину
ИГРА «Узнай, кто это»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки, и выбирают ведущего. Он встает в центр круга. Ему платком завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрослый не покажет на одно из детей. Тот, в свою очередь, должен окликнуть по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул если водящий сказал верно, ребенок становится вместо него. Игра продолжается до тех, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.
ИГРА «Путаница»
Цель: поддержание группового единства: формирование умения действовать сообща в команде
Ход игры: Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, перешагивая через руки, подлезая под них – кто как умеет. Когда образуется единый запутанный клубок, водящий входит в комнату и распутывает его, не разжимая рук, чтобы вновь образовался круг.
2. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ИГРА «Что чувствует кукла Маша?»
Цель. Закрепление умения у детей понимать/определять эмоциональные состояния
Оборудование. Сюжетные картинки: "Нарядной кукле вручают подарок" (проявление радости), "Кукла ушибла ножку" (выражение грусти).
Ход игры. Педагог сажает детей полукругом и проводит беседу, задает детям следующие вопросы: "Когда вам бывает радостно? А когда вам радостно, что вы делаете? Когда вам бывает грустно? А что вы делаете, когда вам грустно?"
После беседы педагог расставляет на наборном полотне сюжетные картинки, предлагая рассмотреть их и ответить на вопросы. Последовательность предлагаемых к каждой картинке вопросов строится с учетом степени сложности – от общих вопросов к уточняющим. Так, при предъявлении первой картинки ("Нарядной кукле Маше вручают подарок")
детям задают следующие вопросы: "Посмотри на эту картинку, что здесь изображено? Внимательно посмотри на картинку, что же здесь происходит? Что делает этот мальчик? А что происходит с куклой? Какая она? А как ты догадался, что она радостная, веселая?"
При предъявлении второй картинки ("Кукла ушибла ногу") дети отвечают на такие вопросы: "Внимательно посмотри на картинку, что же здесь произошло? Почему кукла сидит на земле и держит свою ногу? Что происходит с куклой? Какая она?"
В конце занятия педагог уточняет: "Покажите картинку, где кукла веселая. А где кукла грустная? Почему?" Затем предлагает одному ребенку показать перед зеркалом, как он выражает свою радость, а как – грусть.
ИГРА «Эмоции»
Цель: закрепление умения работать в команде
Ход: Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
ИГРА «Лото настроений»
Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
Ход игры: На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
ИГРА «Повтори»
Цель: закрепление умения правильно определять эмоции
Ход игры: Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их.
3. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ
ИГРА «Шепчем все вместе»
Цель: Закрепление умения действовать в коллективе, уважая других
Правила и ход игры:
Педагог. Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ,
должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять
вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу
много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три». На счет
«три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
Вопросы:
Какой сегодня день недели?
Как зовут маму?
Сколько девочек в нашей группе?
В каком городе вы живете?
После таких легких, тренировочных вопросов можно задавать и вопросы по
изучаемому предмету. Чтобы побудить детей к сотрудничеству, вы можете
дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут
ответ. Затем вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать
партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два,
три...».
Представленные игры оставляют большую свободу для творческого
самовыражения педагога и детей. Условия проведения могу
ИГРА «Тень»
Цель: Развитие слаженности/сплоченности действий в команде
Правила и ход игры: Участники работают в парах. Они идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шага сзади. Второй участник – «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого участника, который: то сорвет цветок на обочине, то нагнется за камушком, то поскачет на одной ножке и т.п
ИГРА «Пирамида любви»
Цель: формирование сплоченного коллектива, доброжелательного отношения друг к другу
Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого или что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть свою руку поверх моей. (Дети выстраивают пирамидку) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».
ИГРА «Газета»
Цель: Закрепление умения действовать сообща, преодолевая тактильные барьеры.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Ход игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
4. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АКТИВНО СЛУШАТЬ
ИГРА «Холодно – горячо/ право – лево»
Цель: Закрепление умения слушать и слышать воспитателя, правильно выполняя задачу
Ход: Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно».
ИГРА «Что случилось?»
Цель: Развитие умения определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью речи
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.
Ход-: Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
ИГРА «Глухой телефон»
Цель: формирование умения слышать других
Ход: Дети садятся в круг. Воспитатель говорит первому слово или словосочетание, а он должен передать это слово следующему ребенку и т.д.
ИГРА «Музыкальные статуи»
Цель: развитие у детей реакции/внимания, посредством слушания музыки
Ход: воспитатель включает музыку, пока она играет дети свободно двигаются, а когда педагог выключает музыку, дети должны «замерзнуть» и стоять не двигаясь. Продолжать 4-5 раз.
5. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ
ИГРА Маковое зернышко
Цель: Закрепление умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.
Ход игры: из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:
Ворона, Ворона, куда полетела?
К кузнецу на двор. (К ковалю.)
Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:
На что тебе кузнец? — Косы ковать.
На что тебе косы? — Траву косить.
На что тебе трава? — Коровок кормить.
А на что коровы? - Молоко доить.
А на что молочко? — Пастухов поить.
На что пастухи? — Кабанов пасти.
На что кабаны? — Гору рыть.
На что горы? — На тех горах маковое зернышко.
Для кого зернышко? — Отгадайте!
Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.
ИГРА «Вопрос с подсказкой»
Цель: Закрепление умения детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы. За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка. Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)?
В дальнейшем вводятся новые символы:
схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;
изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»;
карточка с цифрами - «Сколько?»;
карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»;
изображение вопросительного знака - «Почему?»;
изображение часов — «Когда?»;
изображение уходящего человека — «Куда?»;
изображение подходящего человека — «Откуда?».
ИГРА «Найди картинке место»
Цель: Формирование умения составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
ИГРА «Почему?»
Цель: формирование умения свободно рассуждать, выражая свою точку зрения
Ход игры: воспитатель задает вопросы, а ребенок должен развернуто ответить
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
«Потому что…»
6. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРАВИЛЬНО ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
ИГРА «Угадай по описанию»
Цель: закрепление умения сравнивать по признакам предмета
Ход игры: воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
-Посмотрите на лица снеговиков. Они? У каждого два глаза и оранжевый нос.
-На головах? Головные уборы разного цвета.
-В руках?
-Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.
ИГРА «Цепочка слов»
Цель: развитие умения быстро ориентироваться, подбирая правильные слова
Ход игры: Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов каждое слово вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) холодная снежная (что ещё бывает холодным?) мороженное лёд снег ветер (какой ветер?) сильный северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.
ИГРА «Овощи»
Цель: формирование умения развивать абстракцию через определение степени зрелости овощей и фруктов по внешним признакам
Ход: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. В ходе игры дети несколько раз меняются предметами. В итоге нужно правильно выстроить цепочку по мере созревания овощей