СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для дошкольников»

Картотека игр и этюдов для старших дошкольников с ТНР

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.

Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.Игра «Диктор» (5-7 лет)

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.

Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.

Игра «Хитрый маленький зверек»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроте реакции, памяти.

Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята» передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует золотая радуга.

«Посетители в течении игры меняются несколько раз.

Игра на интонирование слов 

Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.

Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» - неохотно, с раскаянием.

Этюд «Хвастливый заяц»

Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики, голоса.

Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Этюд повторяется несколько раз разными детьми.

Этюды – настроения

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены.

Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта.

Этюд  «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

Игра «Лиса»

Цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться.

Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:

Ступает мягко, хитрее всех,

Пушистый хвост, рыжий мех!

Голосом ласковым говорит она.

Что за красавица эта лиса!

Игра «Угадай, кого встретил щенок?»

Цель: обучение умению свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формирование навыков импровизации.

Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, т.к. одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему.

Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.)

  • смотрится в зеркало ;

  • пробует любимое блюдо

  • пробует нелюбимое блюдо

Загадки – пантомимы:

  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

  • отгадать профессию (по характерным движениям и позе);

  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте,  поезде и пр.);

  • отгадать, какая на улице погода;

  • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.).

Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!

  • Идём со мной!

  • До свидания!

  • Давай, помиримся.

  • Я тебя люблю!

  • Я боюсь.

Показать частями тела:

  • как твои плечи говорят: "Я горжусь";

  • как твоя спина говорит: "Я старый, больной человек";

  • как твой палец говорит:  Иди сюда!"

  • как твои глаза говорят: "Нет";

  • как твой нос говорит: "Мне что не нравиться..."

1.Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).

2. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

3. Мальчик гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки мальчика.

4. У ребёнка в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

5. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

Этюды на развитие творческого воображения.

1. Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят "передачу". Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.

2. Передать книгу друг другу так, как будто это:

- кирпич;

- кусок торта;

- бомба;

- фарфоровая статуэтка и т.д.

3. Взять со стола карандаш так, как будто это:

- червяк;

- горячая печёная картошка;

- маленькая бусинка.

4. Выполнять различные движения:

  • чистить картошку;

  • нанизывать бусы на нитку;

  • есть пирожное и т.д.

5. Игра "Зеркало". Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто - "Человеком, смотрящимся в зеркало" Далее дети принимают любые позы, а "Зеркало" повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры меняются местами.

Примечание: это упражнение можно использовать на занятиях как физкультминутку. 

Этюды на общение.

Задания (в руках у детей куклы "би-ба-бо" или обыкновенные игрушки).

1. Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

3.Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

     а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.

б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

в) один из гостей опоздал:  попросить прощение за опоздание.

г) один из гостей нечаянно  разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.

3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:

а) объяснить «маме", почему испачкана одежда после посещения детского сада;

б) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.

Игры - пантомимы

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

  1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

  2. Моем посуду. Вытираем.

  3. Мама с папой собираются в театр.

  4. Как падает снежинка.

  5. Как скачет солнечный зайчик.

  6. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

  7. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем,  подкладываем дрова. Потушили.

  8. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

  9. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом).

  10. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

  11. Обиженный щенок.

  12. Поросенок в луже.

  13. Зуб болит.

  14. Принцесса капризная, величественная.

  15. Бабушка старенькая, хромает.

  16. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

  17. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

  18. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).