«Картотека игр
на развитие речевого дыхания»
Подготовила воспитатель МАДОУ № 38 « Радуга
группа № 7 «Светлячки»
Гаврычева Елена Петровна
«Лягушонок»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
По кувшинкам,
Как пружинка,
Лягушонок прыг-прыг-прыг!
По листочкам,
По цветочкам,
В воду с брызгами - бултых!
Выплывает,
Отдыхает,
Греется на солнышке,
А на листике,
Качаясь,
Думает, что в лодочке!
Л. Алейникова
«Сдуй снежинку»
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички.
М. Даценко
«Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
«Подуем на листочки»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Огонечек пляшет»
Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек.
"Раз, два, три - лети!"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; развитие целенаправленной воздушной струи; активизировать мышцы губ.
На полянке у реки
В небе кружатся жуки,
Пчёлочки, стрекозки,
Бабочки и мошки.
Все устали, отдохнули,
На цветочках прикорнули.
А потом опять-опять
Будем мы легко летать.
«Веселый клоун»
Цель - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный экономный выдох.
Клоун, клоун, что ты можешь?
- Я могу летать, как лошадь,
я могу скакать, как птичка,
я могу снести яичко!
На бегу я могу
переобуть ботинки!
Я могу кой-кому
высушить слезинки!
«Футбол»
Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.
Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол»
«Смешарики»
Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.
«Бабочка, лети!»
«Посмотрите, какие красивые бабочки! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого дальше полетит?»
«Одуванчик»
Цель: Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет.
«Кораблики»
Цель: учить делать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох ртом, так, чтобы кораблики пришли в движение; активизировать мышцы губ путём отработки выдоха через рот с одновременным произнесением звука «с» (ветер шумит, надувает паруса).
«Сдуй снежинку»
Цель: учить делать глубокий лёгкий вдох носом, а выдох- толчками через рот, стараясь не надувать щёки и вытягивая губы трубочкой
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
«Тучка»
Цель: учить делать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох ртом так, чтобы «капли дождя» сдувались за верхний край картинки.
«Сдуй бабочку с цветка»
Цель: учить детей делать глубокий вдох носом, а выдох толчками через рот, стараясь сдуть с цветка бабочку.
- Посмотрите, какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А вы знаете , что на нем живут бабочки? Вот только беда: злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давайте с вами расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотрите , как это сделаю я. А теперь ваша очередь.
«Пчелиная карусель»
Цель: учить чередовать глубокий вдох носом и длительный плавный выдох ртом, стараясь привести в движение пчёлок.
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе – новоселы.
«Аквариум»
Цель: развивать целенаправленную воздушную струю.
В голубой водице
Плывёт рыбок вереница
Чешуёй златой сверкая
Кружится, играя, стая.
Тишина их манит вниз.
«Весёлая гусеница»
Цель: увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
- Веселая гусеница отправилась на прогулку и начала перебирать своими лапками.
- Попробуй, ты
- У неё на пути горка, он взбирается на неё очень медленно.
- Гусеница устала, пусть немного отдохнет
- А теперь она побежала с горки, и быстро-быстро перебирает ножками. - Гусеница устала бежать, пусть немного отдохнет.
«Сдуй бабочку»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Бабочка – красавица,
На ладошку села.
Ветерок подул,
Она и полетела.
Летела – летела,
И на цветочек села.
«Игра накормим голодных животных»
Цель: развитие у ребенка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха.
\
“Прожорливые ягоды и фрукты”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.
“Цветные ленточки”
Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.
«Пчёлки»
Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей - свой чудесный дом.
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
«Пчёлка»
Пчёлка, лети! Пчёлка, лети!
- Пчёлка, жужжи! Пчёлка, жужжи!
- Жжжжжжжжжжжжжжжж…
- И медок неси!
- Ам!
«Яблоко»
Нехороший червячок отгрыз яблоку бочок.
Стало яблоко червивым, однобоким, некрасивым.
Жизнь испортил фрукту зверь. Как же быть ему теперь?
Прогоним его? Сдуем его с яблока?
«Осенние листочки»
Как подул холодный ветер -
В воздухе осеннем полетели,
закружились осенние листочки.
«Львёнок и солнышко»
Ах, какой же я красивый!
У меня густая грива.
Я царем зверей зовусь,
Даже сам себя боюсь!
«Ёжик в лесу»
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
«Вертушки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Веселая вертушка
Ведет меня к реке,
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
«Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Вдох и выдох производится через нос.
«Чей паровоз громче гудит»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под лекарств или духов.
Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
«Погреем руки»
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».
«Отгадай по запаху»
Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».
«Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Вдох и выдох производится через нос.
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Дыхание»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Вдохи всем телом после каждой строчки.
«Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.
«Листопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.
«Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
«Кораблик»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
«Лети, перышко!»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
«Мой воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
«Ледоход»
Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.
На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.
Дует ветер по реке,
Льдинки разгоняет.
Мчит кораблик налегке
Трудностей не знает.
«Самый быстрый карандаш»
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
«Трудный маршрут»
Цель: формирование направленного ротового выдоха, закрепление основных цветов.
Оборудование: флажки разных цветов, машинка из бумаги.
Ребенок должен направить машину к флажку.
Наш помощник-грузовик
По дороге быстро мчит.
Помоги ему добраться,
Мимо цели не промчаться.
«Цыплята»
Цель: формирование направленного ротового выдоха.
Оборудование: фигурка курицы, утки, у каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок.
1 вариант. Задание: помогите цыплятам попасть к маме.
2 вариант. На столе выставлены фигурки – курица, утка. Задание: помогите цыпленку найти свою маму.
В нашем дворике, ребята,
Гомон с самого утра.
У мамы-курицы цыплята
Разбежались кто куда.
Помогите квочке
Собрать «желтые комочки».
«Колобок»
Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.
В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
Колобок-колобок,
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
«Горох»
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
«Бабочка»
Цель: формировать сильную воздушную струю.
На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Вместе с легким ветерком
На полянку полетела.
«Мишка»
Цель: формировать направленный ротовой выдох.
Мишка очень шишки любит,
Угощу его я ей.
Благодарен он мне будет,
Сразу станет подобрей.
Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
«Хорошая погода»
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
На столе приклеено солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта. Дети раздувают, разгоняют тучи.
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
«Звуковые клубочки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.
« Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку.
«У-У-У» - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
«А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
«Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
«Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка «комар».
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Жуки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка - жук.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
«Рычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Варим кашу»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
(«Продукты» поочередно входят в круг – «горшочек»).
Каша варится.
(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
«Мычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».
«Дирижер»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.
«Изобрази животное»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.