КАРТОТЕКА ИГР
Правила Дорожного Движения
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.«Угадай, какой знак»
Цель игры: формирование умения детей различать дорожные знаки.
Материал: презентация с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса, распечатанные знаки.
Инструкция: учитель называет знак. Дети находят этот знак на столе, показывают его и рассказывают, что он означает.
2. «Угадай транспорт»
Цель игры: обобщение представлений детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления.
Материал: конспект с загадками и беседой о правилах дорожного движения.
Инструкция: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.
3. «Весёлый жезл»
Цель игры: обобщение представлений о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Инструкция: педагог делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл. Слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться.
4. «Законы улиц и дорог»
Цель игры: совершенствование знаний о правилах поведения на улицах и дорогах.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Инструкция: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
5. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…»
Цель игры: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Материалы: конспект.
Инструкция: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.
6. «Собери дорожные ситуации»
Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
Инструкция: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
7. «АВТОМУЛЬТИ»
Цель игры: формирование умения соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развитие памяти, мышления, сообразительности.
Материалы: презентация, раздаточный материал.
Инструкция: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
8. «АВТОШКОЛА»
Цель игры: закрепление знаний детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.
Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны правила.
Инструкция: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.
9. «ВЕРНО – НЕВЕРНО»
Цель игры: Закрепление с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.
Инструкция: Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1.«ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВИКА»
Цель игры: развитие ловкости у игроков; воспитание грамотного поведения на дороге.
Материалы: одинаковые книги (по количеству участников), картонные рули, карточки с сигналами светофора.
Инструкция: игроки выстраиваются в одну шеренгу. Каждый участник – водитель грузовика. На голове у игроков – книга - груз, в руках – руль. Перед участниками на разном расстоянии стоят помощники с карточками - сигналами светофора – красным и зеленым. Они по очереди «зажигают» эти сигналы. Задача каждого игрока «доехать» до конечной точки, не уронив груз и не нарушив Правила дорожного движения (Если загорается красный – нужно остановиться, зеленый – продолжать движение). Те, кто нарушает правила, выбывают из игры. Сложность игры заключается в том, что помощники могут несколько раз показать один и тот же сигнал, а участникам нужно вовремя сориентироваться.
2.«ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ»
Цель игры: развитие внимания у детей.
Материалы: обручи, карточки - сигналы светофора, флажки.
Инструкция: частники выстраиваются в одну шеренгу. Напротив каждого на больших расстояниях друг от друга разложено несколько обручей. Обруч – это островок безопасности. Внутри каждого обруча - флажок. По сигналу светофора – зеленая карточка – участники начинают движение до первого островка. Во время движения пешехода – игрока - помощники несколько раз могут менять сигналы светофора. Если игрок добирается успешно, не нарушив правила, то забирает флажок и продолжает движение до следующего островка. В конце игры у ребят должно быть такое количество флажков, как и обручей.
3. «ТРАМВАЙ»
Цель игры: Закрепление знаний сигналов светофора; выработать навыки совместного труда; развивать внимательность.
Материал: флажки зелёного, жёлтого, красного цвета, шнур.
Ход игры: дети становятся в колонну по двое (парами) и берутся по обе стороны за шнур. Один ребёнок держится правой рукой, другой - левой. Когда ведущий поднимает флажок зеленого цвета, дети выполняют ходьбу или бег вперед. Если ведущий поднимает желтый флажок, движение замедляется. На красный флажок дети останавливаются.
4. «ЗЕБРА»
Цель игры: Закрепление знаний правил поведения на пешеходном переходе, умение играть в команде.
Материал: полоски из белого картона.
Инструкция: всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белого картона. Первый кладет на пол полоску («зебра»), встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полоске, кладет свою «ступеньку» и возвращается обратно. Последний участник шагает по полоскам, а возвращаясь, собирает их.
5. "СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА"
Цель игры: закрепление знаний сигналов светофора, умение работать в команде.
Материал: стойки, мешок с шариками красного, зелёного, красного цвета.
Инструкция: на площадке от старта до финиша расставлены стойки. Играющие встают в колонны друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего мешочек с шариками (мячиками) красного, желтого, зеленого цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шарику. Если капитан достал красный или желтый шарик, команда стоит на месте; если зеленый – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.
6.«К СВОИМ ЗНАКАМ»
Цель игры: закрепление знаний о знаках дорожного движения.
Материал: карточки с дорожными знаками.
Инструкция: играющие делятся на две группы по пять-семь человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий с каким-нибудь дорожным знаком, объясняя его значение. Звучит музыка, дети расходятся по площадке. Водящие меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
7.«ВЕСЕЛЫЙ ТРАМВАЙЧИК»
Цель игры: развитие качеств, помогающих работать в команде; развитие ловкости у игроков.
Материал: обруч.
Инструкция: дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.
8.«ПУТАНИЦА»
Цель игры: закрепление знаний о знаках дорожного движения, развитие мышление, внимание, память, речь.
Материал: строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.), дорожные знаки, волшебные шапочки.
Инструкция: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки
правильно. Объясняют, что делают.
9. «ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНАХ»
Цель игры: закрепление с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: игровое поле, фишки.
Инструкция: на игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
1. «УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА»
Цель игры: формирование знаний правил дорожного движения, развитие умений применять эти знания в игре.
Атрибуты: «дорожное движение», макет - светофора, дорожные знаки, макет-улицы, игрушки-машины, коляски, форма регулировщика, жезл.
Игровые действия: игру педагог может начать загадывание загадки:
В два ряда дома большие,
Вдоль дорог стоят,
На газоны и машины,
Свысока глядят. (улица). Педагог с детьми рассматривает макет –улицы. Дети по желанию распределяют роли. Далее педагог предлагает детям разыграть сюжет игры. Самостоятельная игра детей. Педагог контролирует игровую деятельность детей.
2. «МЫ - ПАССАЖИРЫ»
Цель игры: формирование у детей знания о пассажирском транспорте. Атрибуты: модули, руль, модуль-автозаправка, дорожные знаки, модель-светофора, жилет- кассира, жилет- кондуктора, жилет-водителя.
Игровые действия: Дети строят из модулей автобус. По желанию назначаем детей на роли: водителя автобуса, кондуктора, кассир, пассажиры. В группе выбирается место «остановки». Пассажиры покупают билеты в кассе, и занимают места в автобусе. Кондуктор проверяет билеты. Водитель заправляет бензином автобус, и отправляются в путь, соблюдая правила дорожного движения. Пассажиры соблюдают правила поведения в автобусе (не встают с мест, до остановки автобуса). Отрабатываются правила посадки в автобус; поведения во время движения; выхода из автобуса. Самостоятельно разыгрывают сюжет.
3. «АВТОБУС»
Цель игры: формирование у детей знания об автобусе, его назначении. Знакомство детей с работой шофера, с правилами поведения в автобусе.
Атрибуты: модули, игрушечный руль, жилет-водителя.
Игровые действия: Дети с педагогом строят из модулей автобус. По желанию назначаем детей на роли: шофера, пассажиры. В ходе игры педагог следит за взаимоотношениями с детьми, помогает им найти выход из сложных ситуаций. Педагог с детьми проговаривает правила поведения в автобусе.
4. «ГОРОД БЕЗОПАСНОСТИ»
Цель игры: формирование закрепление знаний правил дорожного движения.
Атрибуты:
набор плакатов «Помни правила движения»;
набор дорожных знаков;
макет светофора; светящиеся короба с набором дорожных знаков;
свисток;
жезл, форма инспектора ДПС, костюм медсестры, светофора;
музыкальное сопровождение
Игровые действия: игровая программа с элементами сюжетно-ролевой игры с участием ЮИДевцов.
5. «ПЕШЕХОДЫ»
Цель игры: формирование умения выбирать безопасный путь передвижения, соблюдать правила дорожного движения.
Атрибуты:
- Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
- Накидки, обозначающие различные виды транспорта;
- Иллюстрации по дорожным знакам
Игровые действия: рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)