Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий у детей
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа. .
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы. Слова подбираются с учетом изучаемой в данный момент лексической темы. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.
Игра «Чего не стало»
Цель: научить детей употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже.
Ход: перед ребенком картинка, на которой изображены животные, птицы, одежда или игрушки. Логопед может попросить ребенка самого назвать все эти предметы. Затем логопед предлагает ребенку отвернуться, спрятать одну картинку и спрашивает: «Чего не стало?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Не стало кукол». Если ребенок ответил правильно, игра продолжается с другой картинкой. При неправильном ответе логопед помогает ребенку. Картинки подбираются согласно изучаемым лексическим темам. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
Игра «Жадина»
Цель: научить детей согласовывать в роде и числе местоимения с существительными (мой, моя, моё, мои).
Ход: на игровое поле выкладываются картинка по изучаемой лексической теме. Играют двое-трое детей или ребенок и логопед. Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Покажи картинку, которая тебе нравится и скажи про нее, что она ТВОЯ». Если ребенок не понимает задания, логопед показывает. Например: «Это МОЯ кофта». Ребенок берет следующую картинку и говорит: «Это МОИ брюки». Если ребенок согласовал местоимение с существительным правильно, то выдается фишка. Выигрывает тот, у кого больше собрано фишек.
Игра «1-2-5»
Цель: согласование числительных ОДИН, ДВА, ПЯТЬ с существительными.
Ход: сосчитай: домашних животных, (домашних птиц, игрушки, одежду)
ОДНА лошадь, ДВЕ лошади, ПЯТЬ лошадей.
ОДИН петух, ДВА петуха, ПЯТЬ петухов.
ОДНА кофта, ДВЕ кофты, ПЯТЬ кофт.
ОДИН мяч, ДВА мяча, ПЯТЬ мячей.
Игра «Незнайка»
Цель: учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.
Ход: В гости к детям приходит Незнайка и говорит:
- Этот мяч теперь МОЯ,
И хозяин тоже я! Ребенок находит ошибку и произносит правильное словосочетание.
Игра «Оденем куклу на прогулку»
Цель: активизировать словарь по теме.
Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»
Игра «Чей, чье»
Цель: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.
Ход: на картинке изображены части разных животных – козы, барана, лошади и др. Логопед показывает отдельные части тела зверя и просит детей назвать: ЧЕЙ хвост? ЧЬЯ мордочка? ЧЬИ лапы? ЧЬЁ ухо? (козьи, баранья, лошадиная и пр.)
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цель: научить детей согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.
Ход: Логопед предлагает ребенку несколько разноцветных картинок, на которых нарисованы разные предметы разного цвета. Логопед спрашивает: «Сарафан какой?» Ребенок должен ответить: «Красный сарафан». Логопед спрашивает: «Футболка какая?» Ребенок отвечает: «Футболка серая». Начинать игру можно с основных цветов и их оттенков: черный, белый, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, розовый. Затем можно использовать качественные прилагательные более сложной формы сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый, желтоватый. Во время игры у ребенка тренируется не только умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, но и происходит запоминание цветов.
Игра «Дай задание игрушкам»
Цель: научить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.
Ход: для игры можно взять различные куклы или мягкие игрушки и картинку по лексической теме. Логопед говорит ребенку: «Придумай для куклы Маши задание». Ребенок должен составить предложение, используя в речи глаголы повелительного наклонения, например: «Маша, покорми кошку!» или «Маша, возьми мяч!»
Игра «Скажи наоборот»
Цель: Формирование слов-антонимов.
Ход: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!» Логопед говорит и показывает «черный», а ребенок подбирает картинку и говорит «белый» и т.п.
«К кукле пришли гости»
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам отвечает.
«Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.