СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по развитию речи для детей 5 - 7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная картотека игр разработана для развития речи детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по развитию речи для детей 5 - 7 лет»

Картотека игр по развитию речи

Составил: воспитатель группы кратковременного пребывания филиала МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино

Лепешкина Наталия Валентиновна

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Игровой материал: мяч

Ход игры:

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы

стул – стулья

гора – горы

лист – листья

дом – дома

носок – носки

глаз – глаза

день – дни

прыжок – прыжки

сон – сны

гусёнок – гусята

тигрёнок – тигрята

котёнок — котята



Уточним цвет предметов

Цель: - упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета : красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными: голубая незабудка.

- упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.

Игровой материал: картинки с изображением двух растений , близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, розы и сирени, василька и баклажана и др.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинки с изображением помидора и моркови, но помидор прикрыт листком бумаги. Спрашивает: «Что это?» (Морковь) «Какого цвета морковь?» (Морковь оранжевая)

Затем педагог выкладывает два прямоугольника красного и оранжевого цвета и предлагает одному из детей вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит , что под белым листком ещё что — то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, фруктом, цветком.

Затем педагог выкладывает два прямоугольника красного и оранжевого цвета и предлагает одному из детей вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит , что под белым листком ещё что — то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, фруктом, цветком.

Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они назовут помидор, воспитатель поднимает листок. Затем он предлагает назвать цвета обоих растений ( морковь оранжевая, а помидор красный) Аналогично проводится работа по различению других цветов.



Радужный хоровод

Цель: -закрепить у детей знание цветов радуги и их последовательности;

-упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрёшек.

Игровой материал:

1.Картинки с изображением семи матрёшек, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.

2.Семь прямоугольников из бумаги с изображением цветов радуги.

3.Картинка с изображением радуги.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинки с изображением семи матрёшек и рассказывает: «Семь подружек — матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и одели сарафаны таких же цветов, но забыли в каком порядке расположены цвета в радуге. А вы, дети, помните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радуге. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек»

Дети по очереди одевают матрёшек. Воспитатель спрашивает, правильно ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать как одеты матрёшки в хороводе.



Что происходит в природе?

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Игровой материал: мяч

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игра проводится по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог :-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поют песни.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.



Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования

Игровой материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.

Ход игры:

Педагог показывает картинки с изображением какого-либо животного, а ребёнок называет животное и его детёныша.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 2. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.



Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Игровой материал: мяч



Вариант 1.

Ход игры: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Одежда — куртка, шапка, брюки.

Мебель - стол, стул, шкаф, диван

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, свёкла.



Вариант 2.

Ход игры: Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор, капуста -овощи.

Стул, шкаф, диван мебель.



Плохо или хорошо

Цель: закреплять произношение звука х в словах

Ход игры:

Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.

Обижать малышей - …

Помогать маме - …

Быть настоящим другом –

Помогать друзьям - …

Говорить грубые слова - …

Помогать бабушке -...

Болеть - …

Веселиться с друзьями - …

Убирать свои игрушки - …


Тише, тише, Маша шьёт

Цель: закреплять произношение звука ш в словах

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят:

Тише, тише, Маша шьет,

Наша Маша долго шьет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему.


Назови ласково

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Игровой материал: мяч

Ход игры: Педагог, бросая мяч ребёнку произносит слово, а ребёнок, возвращая мяч, должен произнести его ласково.

Солнце-солнышко

Цветок-…

Мяч-…

Заяц-…

Ёж-…

Утка - …

Книга-…

Снег-…

Кукла-…

Ваза-…

Гриб-…

Шар-…

Кто что делает?

Цель: -закрепление употребления в речи глаголов;

- повторить профессии людей

Игровой материал: мяч

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребёнку произносит название профессии, а ребёнок, возвращая мяч, должен ответить на вопрос: Что делает человек данной профессии?

Учитель - учит детей

Продавец-…

Врач-…

Маляр-…

Повар-…

Сторож-…

Парикмахер-…

Художник-…

Шофёр - ...



Большой - маленький

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов - антонимов.

Ход игры:  

Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

большой - маленький

хороший -плохой

умный -глупый

весёлый -грустный

тупой - острый

Закончи слово

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги

Игровой материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (до - мик, го - ра, ро - за)»


Один — много

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — дом, а это... (дома). Здесь много... (домов). Какие дома? (Высокие, красивые, многоэтажные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)


Составь описание

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия

Игровой материал: картинки с изображением фруктов и ягод

Ход игры:

Вариант 1.

Один ребёнок берёт картинку с изображением фрукта или ягоды и, не показывая остальным, описывает её, пока другие не догадаются и произнесут его название. Если отгадали — показывает картинку.

Вариант 2.

Воспитатель предлагает ребёнку описать любимый фрукт или ягоду по памяти, а ребята должны отгадать, что это.



Цепочка из предложений

Цель: упражнять детей в составлении предложений

Ход игры:

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово в предложении и с ним придумывают новое предложение. Например: Вася читает книгу. Книга лежит на столе.