Картотека игр по речетворчеству для дошкольников
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например, «Сережа читает книгу. Книга лежит на столе».
«Прятки»
Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.
Ход. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т. д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со, из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т. д.
«Новоселье»
Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.
Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.
«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»
«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»
«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»
«Заяц живёт над козлёнком»
«Мышка живёт над зайцем»
«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»
«Подарки для новоселов»
- Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).
Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.
Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.
«Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева»
«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева»
3 вариант, педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»
Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или
«На втором этаже слева живёт зайчонок».
4вариант, педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.
«Что мы подарили мышонку?»
«Мы подарили мышонку мяч».
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
«НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.
«Цепочка противоречий»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д. Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
«История старого чайника»
Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.
Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Дети придумывают различные истории.
«Выложи карты на стол»
Цель: развитие воображения при составлении коллективной сказки.
Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т. д., вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карты. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети придумали свой коллективный рассказ.
«Фантастические гипотезы»
Цель: развитие творческого воображения и теоретического мышления.
Задать детям вопрос: Что было бы, если… (город умел летать, часы ходили бы наоборот)?
«Что произойдет?»
Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названного события:
- девочка уронила карандаш на пол.
- из окна выбросили кусочек булки.
- на улице кто – то разбил банку варенья.
«Картина – корзина»
Цель: стимулирование воображения, расширение словарного запаса и формирование навыков связной речи.
Для проведения упражнения потребуется набор карточек или изображений, представляющих различные предметы, объекты или ситуации. Важно, чтобы изображения были красочными, понятными и соответствовали возрасту детей. Например, это могут быть картинки с изображением фруктов, овощей, животных, предметов мебели или сцен из жизни.
Педагог показывает детям набор карточек и предлагает им представить, что все изображенные предметы или объекты нужно сложить в одну "корзину". Задача детей – придумать историю или описание, которое объединит все эти элементы в единое целое. При этом дети могут использовать любые ассоциации, метафоры и сравнения, которые приходят им в голову.
«Что может быть таким?»
Цель: развитие умения подбирать слова, ориентируясь на заданные признаки.
Дети должны назвать предметы, которые бы обладали тремя признаками (гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий)
«Охота за подробностями»
Цель: развитие наблюдательности, внимания к деталям, речь.
Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку, предмет или даже сценку, а затем рассказать о всех замеченных деталях. Чем больше подробностей будет упомянуто, тем лучше. Это может быть цвет, форма, размер, материал, текстура, звуки, запахи, ощущения – всё, что только можно уловить.
«Подзорная труба»
Цель: развитие речи и воображения у дошкольников, активное использование языка, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
Ребенку предлагается представить, что у него есть подзорная труба. Он должен посмотреть в нее и рассказать, что он видит. При этом важно не просто перечислять предметы, но и описывать их, используя прилагательные, наречия и другие средства выразительности.
«Винегрет из сказок»
Цель: развитие речевого творчества у дошкольников, фантазии, умения комбинировать известные сюжеты и создавать новые, неожиданные истории.
Для проведения "Винегрета из сказок" можно использовать несколько подходов. Один из вариантов – предложить детям вытянуть карточки с названиями сказок и попытаться объединить их в одну историю. Например, сказки "Красная Шапочка" и "Три медведя" могут породить сюжет о том, как Красная Шапочка заблудилась в лесу и случайно забрела в дом медведей, где ей пришлось столкнуться с последствиями съеденной каши и сломанного стула.
Другой вариант – начать рассказывать знакомую сказку, а затем внезапно ввести в повествование элемент из другой. Например, «Жили-были дед да баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое. Но тут вдруг прилетел Карлсон…» – и дальше дети продолжают придумывать, как Карлсон повлиял на судьбу золотого яичка.
«Закончи строчку»
Цель: развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие умения творчески использовать слова.
Взрослый произносит начало стихотворения или просто фразу, а ребенок должен придумать рифмующееся окончание. Например, «Солнце светит ярко…», а ребенок может продолжить: «…детям стало жарко».
«Слова-склейки или слова-кентавры»
Цель: развитие речевого творчества и фонематического слуха.
Предложить детям соединить части двух разных слов, чтобы получить новое, часто шутливое и необычное слово. Например, «морозовый», исходные слова – «мороз» и «розовый».
«Метод гирлянд»
Цель: развитие творческого воображения, связной речи.
Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например, дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства -горькая - лук - грядка - огород - дорога…Этот метод позволяет детям проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо признакам.
«Метод постановки проблемного вопроса»
Цель: развитие умения решать вопросы нестандартно, находить оригинальные решения.
Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:
А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему.
Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие фантазии и умения строить сюжет.
В мешочек складываются различные предметы. Ребенок достает предмет и должен придумать о нем рассказ, начиная со слов: «Однажды в волшебном мешочке я нашел…».
«Закончи предложение»
Цель: развитие скорости мышления и умения импровизировать.
Взрослый начинает предложение, например, «Сегодня я видел…», а ребенок должен его закончить, придумывая что-то интересное и необычное. Вариация – «Если бы я был…».
«История по картинкам»
Цель: развитие умения логически мыслить и выстраивать повествование.
Подбирается несколько картинок, связанных между собой сюжетом. Ребенок должен составить рассказ, используя все картинки в правильной последовательности.