СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр с кинестетическим песком для развития воображения и творческой активности детей старшего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кинеcтетический песок – новый и необычный материал для творческих игр, учебного и познавательного процессов. Он развивает мелкую моторику, глазомер, чувственное восприятие и креативность, речь, а также прекрасно снимает стресс.

Постройки, созданные ребенком на песке, являются отражением бессознательного. С их помощью он выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучащие малыша.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр с кинестетическим песком для развития воображения и творческой активности детей старшего возраста.»

5


 Картотека игр с кинестетическим песком для развития воображения и творческой активности детей старшего возраста.


  1. «Построй ступеньки» дидактическая игра

Цель: развивать фонематический слух и звукопроизношение, учить делить слова на слоги, развивать мелкую моторику.

Содержание: на возвышенностях, сделанных из кинестетического песка, располагаются домики с одним, двумя, тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

  1. «Кто быстрее?» дидактическая игра

Цель - развивать фонематический слух, звукопроизношение, учить дифференциации звуков, развивать мелкую моторику, учить работать в команде.

Содержание - песочница с кинестетическим песком разбивается на два поля. Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Дети получают задание вписать пропущенные дифференцируемые буквы, а затем поставить флажок на своё поле. Побеждает команда, которая поставила больше флажков и правильно определила пропущенные буквы.

  1. «Мой город» дидактическая игра

Цель - развивать фонематический слух, звукопроизношение, развивать монологическую форму связной речи, развивать фантазию и воображение, развивать мелкую моторику.

Содержание - педагог даёт задание выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

  1. «Назови звук» дидактическая игра

Цель - развивать фонематический слух, звукопроизношение, формировать звуковую культуру речи, развивать мелкую моторику.

Содержание - педагог предлагает детям вырыть в кинестетическом песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

  1. «Найди друга» дидактическая игра

Цель - формировать фонематический слух, звукопроизношение, учить различать твердые и мягкие согласные звуки, подбирать пары твёрдый-мягкий; учить определять место звука в слове, делать вывод.

Содержание - педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. (дети выполняют) затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

- сделайте домики из кинестетического песка для этих животных, скоро к ним придут гости;

- как же нам узнать, где, чей друг? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук этих словах: кит – [к`]

- кит пойдёт в гости к корове, первый звук в слове «корова» - [к], [к] и [к`] - это пара друзей.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук, подбирают пару. Вывод: чем отличаются данные пары звуков? (Твёрдые - мягкие)

  1. «Откопай загадку» дидактическая игра

Цель - формирование монологической и диалогической форм связной речи, учить отгадывать загадки, обучать грамоте, развивать воображение, мелкую моторику.

Содержание - детям предлагаются сказочные задания в форме стихотворных загадок. Необходимо их отгадать и написать ответ, вылепляя буква из кинестетического песка.

- «Кто колдует, заклинает, в ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках кто хозяйка?» (Бабка Ёжка)

- «Спрятал кто иглу в яйце, а яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощее? Кто не верит всем?» (Кощей)

Отгадал – не называй! Вылепи и прочитай!

  1. «Отпечатки» дидактическая игра

Цель - формирование монологической и диалогической форм связной речи., учить выполнять задание по плану: словесному либо плану-схеме, учить подбирать слова-обобщения, развивать логику, мелкую моторику.

Содержание - отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром и кинестетическом песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребёнок по очереди делают отпечатки на песке. Затем ребёнок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например – только геометрические фигуры, только животные.

  1. «Жители пустыни» сюжетно-ролевая игра, развернутая на кинестетическом песке

Цель - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развивать коммуникативные навыки, умение действовать в соответствии с ролью в игре.

Инструкция воспитателя: «Я предлагаю вам в пустыне, где обитают различные животные. Какие это животные? (верблюды, ящерицы, черепахи, жуки) Подумайте, чем занимаются эти животные в течении дня? Вечером? Какую пищу добывают? Общаются ли между собой? Дети рассматривают картинки, иллюстрации жителей пустыни и проигрывают эпизоды из жизни жителей пустыни.

  1. «Конфета с ребусом» игра-сюрприз

Цели - формирование монологической и диалогической форм связной речи, расширять кругозор, тренировать логику, мышление, интуицию, увеличивать словарный запас, развивать мелкую моторику.

Инструкция воспитателя: « Дети, песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов! Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может быть найдёте что-нибудь необычное. Дети находят конфету, разворачивают её вместе с педагогом, внутри которой находится ребус. Все вместе дети решают задачу по отгадыванию ребуса».

  1. «Какой бывает песок?» игра-эксперимент с кинестетическим песком.

Цели - формирование словаря прилагательных, совершенствовать диалогическую речь, развивать мыслительную активность, сообразительность, учить сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы, развивать мелкую моторику.

Инструкция воспитателя: «Песок – очень интересный материал, из него можно построить замки и башни, мосты и пустыню, а ещё на песке можно отпечатать следы. При помощи чего можно оставить следы на песке?» (Кулачком, пальцами, ладошкой, ребром ладони) Дети оставляют следы на песке. «Что вы почувствовали? Какой песок: мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий… Прохладный или тёплый, сухой или сырой, мягкий или твердый, приятный или неприятный. Представьте, что вы идёте по песку. Каков ваш путь: тяжёлый, трудный, тяжкий, неудобный», - задаёт вопросы педагог. Проведя исследование песка, предложить детям сделать постройку по своему выбору.

  1. «Море волнуется раз…» игра-импровизация с песком.

Цели - формировать фонематический слух, звукопроизношение, расширять эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом, развивать мелкую моторику.

Содержание - педагог предлагает детям создать из песка волны и превратить дидактическую песочницу в море. Дети с помощью ладоней создают на песке волны. «Песочные волны умеют говорить и постоянно шепчутся друг с другом. Возьмите песок на ладони, пересыпайте его и представьте, как песок шепчет слова», - говорит педагог. Детям предлагается повторять известные им скороговорки с различным уровнем громкости. «Море волнуется раз…», - и педагог предлагает детям приглушенно произнести своё имя, имя товарища.

  1. «Песенка ручья» имитационная игра

Цели - укрепление дыхательных органов, коррекция дыхания для правильного звукообразования, создать благоприятную атмосферу для психики ребёнка, расслабления и спокойствия.

Содержание - дети через одноразовые соломинки дуют на песок и рисуют с помощью воздушной струи узоры, дорожки, волны и т.п., имитируя ветерок. Используется система специальных упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определённой скорости, интенсивности, длительности.

  1. Рисование на кинестетическом песке «Сказочный сон»

Цели - формирование монологической формы связной речи, развивать мышление, воображение, обогащать представления детей о временах года, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, развивать мелкую моторику.

Содержание - к детям в гости приходит Фея Сновидений. Она «убаюкивает» ребят и они на несколько минут закрывают глаза, погружаются в свои мечты под спокойное музыкальное сопровождение. В зависимости от времени года, педагог читает стихотворение с описанием сезонных изменений в природе. Дети рисуют воображаемые картины природы. После пробуждения педагог предлагает детям нарисовать пальчиками на песке этюд своего «сна» и рассказать о нём.

  1. «Посадим огород» дидактическая игра

Цели - формирование монологической формы связной речи, активизация в речи лексического словаря существительных, закрепить знания детей по темам «Овощи» и «Фрукты» и умения классифицировать фрукты и овощи, развивать мелкую моторику, развивать мышление и воображение.

Содержание - педагог предлагает детям макеты овощей и фруктов в корзинке. Дети самостоятельно их классифицируют, подбирают слова обобщения. Затем дети делят пространство дидактической песочницы на две части, в одной из которых обустраивают огород с овощами, в другой – фруктовый сад.

  1. «Сотри лишнее» дидактическая игра

Цели - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развитие логического мышления, учить анализировать, делать обобщения и выделять лишний предмет из трёх, развивать мелкую моторику.

Содержание - воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям. Например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

  1. «Сад камней» творческая игра

Цели - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Содержание - дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом. Педагог предлагает общую тему для творчества, например, «море». Дети с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения.

  1. «Мой мир» творческая игра

Цели - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Содержание - в этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т. д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.

  1. «Звуки на песке» дидактическая игра

Цель - развивать фонематический слух, звукопроизношение, формировать звуковую культуру речи, развивать мелкую моторику.

Содержание - воспитатель рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

  1. «Прятки» дидактическая игра

Цели - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развивать творческое воображение, мелкую моторику, образовательные задачи – обучать счёту, грамоте.

Содержание - дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, маленькие фигурки, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть: найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек. Прятки обучающие - для детей постарше можно прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова. Задумываем слово, записываем его на бумажке и предлагаем ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.

  1. «Общим словом назови и запомни»

Цель - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам. 

Содержание - ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

  1. «Раз, два, три, сказка, приходи!»

Цель - формирование монологической и диалогической форм связной речи, развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Содержание - для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям. Педагог рассказывает, что в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Он предлагает детям сыграть с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) «Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?» - помогает взрослый ребёнку.

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В данной работе мы изучили как понятие «речь» рассматривается в психолого-педагогической литературе различными авторами; рассмотрели особенности формирования речи детей каждой основной категории аномальных детей (по классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым) [6]. Вопросы по формированию речи у детей с ОВЗ находятся в центре внимания многих современных исследователей детской речи - Л.С. Волковой, М.Ф. Гнездиловой, М.Р. Львова, А.Р. Лурия, Е.А. Стребелевой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, Е.В. Савушкиной, О.С. Ушаковой, Л.В. Кузнецовой, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцевой, В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова и др.

В своей работе мы опирались на эти исследования. Также нами была создана картотека игр с кинестетическим песком для детей и разработано календарно-тематическое планирование по формированию речи детей с ТНР в старшей группе. Специфические образовательные потребности детей с ОВЗ не одинаковы. Изучив особые потребности формирования речи у детей с ТНР, мы использовали не традиционные, специальные средства педагогического воздействия при разработке КТП, такие методы и приёмы, такие способы психолого-педагогического воздействия, которые позволят детям с ограниченными возможностями здоровья усвоить образовательную программу.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Веракса, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой Э.М. Дорофеевой.- Издание пятое (инновационное), испр. И доп.-М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2019.-с.336

2. Гербова, В.В. Учусь говорить / В.В.Гербова. — М.: Просвещение, 2001. — 159 с.

3. Данилевич, Т. А. Песочные игры в формате звука [c]/ Т.А. Данилевич// Логопед. 2013. №9.

4. Зажигина, О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования/О.А. Зажигина.- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.- 96с.

5. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова , Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 480 с.

6. Лапшин В.А. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов - Москва: Просвещение, 1991. — 143 с.

7. Логинова, В.И. Формирование словаря / В.И.Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 1999. — С. 226—236

8. Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников/ Н.С.Малетина. — Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2005. — 193 с.

9. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР./ Н.В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-704с.

10. Понятие «речь» в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.ipk74.ru

11. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников./О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова - М.: ТЦ Сфера, 2015.-64с.

12. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А.Стародубова. — М.: Академия, 2006. — 256 с.

13. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.

14. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. — М.: Владос, 2003. — 288 с.

15. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. — М.: Изд-во института психотерапии. — 2001.-240 с.

16. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 03.08.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru18. Характеристика речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.ipk74.ru

19. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет)/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-384с.

20. Эль, Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия./ Г.Н. Эль - СПб., 2010.