Музыкальный руководитель:
Куликова Ирина Юрьевна
1 квалификационной категории
МБДОУ ДС № 37
г. Кузнецк
Пензенская область
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях , где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах . Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка , путь к познанию мира, школа жизни . В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному , так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку , развивает музыкальный слух , музыкальные способности , закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений : правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой .
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка , источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Музыкальные подвижные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки игры и пляски помогают донести содержание музыкальных произведений , зародить у детей любовь к искусству.
Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения. Каждая игра (пляска, хоровод) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель учит ребенка воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.
Музыкальные игры – основной путь раскрытия музыкального образа через движение : внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности . Содержание (характер) и структура музыки определяют собой образы, действия и построения игр, плясок. Содержание музыки находит свое суммарное выражение в ее характере, который и передается движением. Необходимо, чтобы на протяжении всей работы с детьми каждая игра, (пляска, хоровод) развивала связь характера детских движений с характером данной музыки , чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась и ни в коем случае не нарушалась ни на один момент.
Такая работа проходит успешно, если музыкальный руководитель соблюдает последовательность в усложнении задач по воспитанию музыкального восприятия через движение, и если в течение всех лет пребывания детей в детском саду он учит детей выразительно двигаться, искренно, правдиво и сознательно выявляя в движениях содержание музыкальных игр и плясок .
Уже в первой младшей группе необходимо внимательно следить за тем, чтобы движения детей в играх и плясках всегда были осмысленными, содержательными и отвечали музыке .
Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные музыкальным образам и содержанию игры (пляски) ; нельзя допускать механического выполнения ими движений.
Искренность и содержательность детских движений и их соответствие общему характеру музыки – вот то , что может вполне удовлетворить музыкального руководителя младшей группы.
Постепенно в средней и старшей группах требования к выразительности движений повышаются и уточняются. Возрастающий музыкальный опыт детей требует все более детального и четкого отражения в их движениях содержания и особенностей музыки . Для этого надо воспитывать и развивать движения детей.
Работа по музыкально-ритмическому движению на музыкальных занятиях во всех возрастных группах должна происходить в тесном и постоянном контакте с работой по разделу физического воспитания. Без этого подлинная выразительность движений детей, их умение непринужденно передавать в движениях характер (содержание) и особенности музыки , игры, пляски не могут быть достигнуты.
Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координация движений. В то же время разучивание музыкальных игр , плясок закрепляет и совершенствует навыки, приобретаемые на физкультуре (хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве и т. д.).
Для того чтобы дети могли непринужденно и все более точно передавать в движениях содержание, структуру и особенности музыки ,
музыкальный руководитель включает в занятие небольшое число музыкально-двигательных упражнений . Это позволяет привить детям необходимые навыки и умения по-разному исполнять одно и то же движение (с большим или меньшим напряжением, плавно, пружинисто, легко изменять его характер в соответствии с характером музыки и образами игр и т . д.).
Развивая выразительность детского движения, необходимо всегда (даже в младшей группе) ставить детей в такие условия, при которых они должны проявить самостоятельность в выполнении задания. При разучивании игры (пляски, построенной на простых, знакомых движениях, педагог может рассказать детям ее содержание и при этом назвать использованные в ней движения ( «будете бегать» или «будете двигаться поскоками» ); в других случаях он может предоставить детям самим выбрать движения, отвечающие данной музыке . В младших и средних группах воспитатель нередко включается в игру (пляску, чтобы помочь детям своим примером. В тех случаях, когда в новом материале встречаются более сложные, еще не знакомые детям движения или перестроения, руководитель показывает их сам или с помощью одного-двух детей. При этом не следует допускать, чтобы дети точно копировали движение, глядя на педагога; пусть они сами исполняют движение так, как они его поняли. Затем педагог может внести в него поправки, указать детям их ошибки.
Планируя свою работу, музыкальный руководитель выбирает те игры и пляски, которые помогут ему выполнить очередные задачи по развитию музыкального восприятия и движения детей.
Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру, пляску, музыкальный руководитель должен сам хорошо ее освоить : разобраться в ее воспитательном значении, в содержании игры, пляски (в целом и в деталях, определить характер музыки и ведущие средства выразительности, а также проверить на себе движения.
Каждая игра требует особых методических приемов, чтобы ее содержание и все задания были детям понятны и убедительны.
До того как разучить игру, руководитель, конечно, постарается заинтересовать детей ее содержанием, образами; он возобновит в памяти детей нужные сведения, представления, дополнит их новыми. После такой подготовительной работы педагог знакомит детей с музыкой , движениями и перестроениями новой игры, пляски, стремясь к тому, чтобы дети представляли ее себе в целом, поняли связь содержания игры и движений с музыкой . Дети сначала исполняют игру, пляску, не детализируя движений и не стремясь к четкости перестроений. Постепенно исполнение уточняется и совершенствуется. В каждой игре, пляске музыкальный руководитель может ставить перед детьми все новые задачи, последовательно раскрывать смысл и характер каждой фигуры пляски, вносить новые детали в образы, направляя внимание детей на менее заметные особенности музыки и повышая требования к исполнению движений, перестроений. При такой работе игра, пляска долго остается для детей интересной, живой, увлекательной; у них накапливается репертуар любимых произведений, к которым они с удовольствием возвращаются в течение всего года, получая от них радость и яркие впечатления.
В заключении хочется добавить, что родителям, желающим развивать творческий потенциал своего ребенка , необходимо играть в различные простые игры
со своими детьми, конечно же и дома, и на семейных праздниках, и, даже по дороге в детский сад. А еще надо обязательно вести себя с ребенком на равных . Во всяком случае, фантазировать в играх вместе с детьми.
Ребенок , с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие. Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни . Яркость и богатство впечатлений, которые остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь ! Считается, что ребенок , с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.