СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека музыкальных игр на коми языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление

  1. Игра с пением «Ош»
  2. Коммуникативная подвижная игра «Кепысь»
  3. Игра с пением «Пöч да пöль»
  4. Игра на коми народных музыкальных инструментах «Гажа оркестр»
  5. «Сюзь да шыръяс» (Сова и мышки)
  6. Игра «Кытшӧн ворсӧм» (Хороводная игра)
  7. Игра «Пӧлян» (Дудочка)
  8. Игра «Корсям чача» (Ищем игрушку)
  9. «Дзебсясьӧм» (Прятки)
  10.  «Тӧдмасьӧм» (Знакомство)

Интернет источник:

kartoteka_muzykalnykh_igr_na_komi_jazyke.pdf - Яндекс Документы (yandex.ru)

Просмотр содержимого документа
«Картотека музыкальных игр на коми языке»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар







Картотека музыкальных игр на коми языке









Выполнила: воспитатель

Бута Надежда Владимировна





Сыктывкар, 2023

Оглавление
  1. Игра с пением «Ош»

  2. Коммуникативная подвижная игра «Кепысь»

  3. Игра с пением «Пöч да пöль»

  4. Игра на коми народных музыкальных инструментах «Гажа оркестр»

  5. «Сюзь да шыръяс» (Сова и мышки)

  6. Игра «Кытшӧн ворсӧм» (Хороводная игра)

  7. Игра «Пӧлян» (Дудочка)

  8. Игра «Корсям чача» (Ищем игрушку)

  9. «Дзебсясьӧм» (Прятки)

  10. «Тӧдмасьӧм» (Знакомство)















Интернет источник: kartoteka_muzykalnykh_igr_na_komi_jazyke.pdf - Яндекс Документы (yandex.ru)

Картотека музыкальных игр на коми языке («Челядькӧд шылада ворсӧмъяс»)

Цель: способствовать развитию интереса и мотивации детей младшего и старшего дошкольного возраста к изучению коми языка через музыкальную игровую деятельность; развитие социально – коммуникативных навыков и умений, музыкальных способностей. Музыкальная игра с песенным сопровождением на коми языке уникальна тем, что в ней объединены музыка – движение - слово. Такое сочетание способствует развитию у детей не только музыкальных и двигательных способностей, но и речи.

Систематически повторяя игровой материал, дети лучше запоминают текст песни на коми языке, понимают его содержание, а понимая текст - действую по правилам игры.


Игра с пением «Ош»

Цель: развивать умение действовать в соответствии с содержанием песни, исполнять в игре индивидуальную роль.

Материал: шапочка медведя.

Ход игры: по считалке выбирается водящий – ош (он надевает шапочку медведя). Дети встают в круг, держатся за руки. Ош сидит в центре на корточках, делая вид, что плачет.

- Ошкö, ошкö, мый тэ бöрдан? - дети двигаются по кругу вправо, поют

  • Чеччы, чеччы – останавливаются, просят жестами медведя встать.

  • Шогтö вöтлам – жестами прогоняют «тоску»

  • Сьылышт гажаа, – протягивают к медведю одну руку, затем другую, ладошкой вверх.

  • Йöктышт тэрыба! - медведь встает, танцует под музыку, а дети хлопают в ладоши. Далее медведь произносит:

  • Ок, кута! – рычит, ловит детей - Кого первого поймал, тот стает водящим.

Коммуникативная подвижная игра «Кепысь»

Цель: формирование коммуникативных навыков, навыка ориентировки в пространстве, закрепление цвета, значения коми орнамента.

Материал: рукавички разного окраса (каждый ребенок надевает одну рукавичку)

Ход игры: Игра проводится по принципу игры «Найди пару» с музыкальным сопровождением. Дети надевают рукавичку на правую руку. Звучит музыка, участники игры двигаются в разных направлениях подсоками (легким бегом, шагом, прямым галопом). С остановкой музыки, дети быстро находят себе пару (рукавичку такого же цвета и с таким же узором), соединяют руки ладошками, замирают на месте (или кружатся «звездочкой»). Игра повторяется 3-4 раза. На повтор игры рукавичку можно переодеть на левую руку или поменяться с другими игроками. По окончании игры дети обнимают друг друга.


Игра с пением «Пöч да пöль»

Цель: побуждать детей принимать на себя роль, действовать по тексту.

Материал: шапка-ушанка или платок.

Ход игры: Исходное положение – дети стоят по кругу, держась за руки. В центре круга «спит», присев на корточки, водящий - пöч или пöль. Дети двигаются хороводом вправо, поют песню.

- Пöльö, пöльö, чеччы, чеччы – идут по кругу вправо.

- Кöсъям ворсны тэкöд – останавливаются.

- Выя няня вердам – изображают, как намазывают маслом хлеб

- Юмов ва сетам – складывают ладошки «чашечкой».

- Тэ пач вылын эн куйлы – грозят пальцем.

- Удж миянлы петкöдлы! – раскрывают руки в стороны.

Водящий просыпается и показывает действие, которое выполняют в быту. Н-р: дрова колют, посуду моют, тесто месят, шьют, гвозди забивают, стирают и т.д. Играющие должны угадать, что показывает водящий и выполнить это действие, проговаривая его на коми языке (пес керала, вура, тасьті-пань мыськала и др.) Водящий выбирает того, кто лучше выполняет его задание. Игра продолжается с новым водящим.


Игра на коми народных музыкальных инструментах «Гажа оркестр»

Цель: развитие слухового внимания; закрепить названия и внешний вид коми народных музыкальных инструментов.

Материал: маски мышки, сороки, медведя, волка, лисы, зайца, коми народные музыкальные инструменты «зиль-зѐль», «пу панъяс», «ворсан табъяс», «пу барабане», «сярган».

Ход игры: дети расставляют стульчики (на один меньше) в центре группы по кругу на небольшом расстоянии друг от друга и садятся лицом к центру. Выбираются несколько детей – Мышка, Сорока, Медведь, Волк, Лиса, Заяц. Дети в масках по – очереди выходят в центр круга, произносят свои слова:

Мышка (шыр)

– Я маленькая мышка

И дом мой – теремок.

Я играю на «зиль-зѐль»,

Чтобы каждый слышать мог.

Звучит музыка, Мышка играет на музыкальном инструменте «зиль-зѐль».

Заяц (кöч)

– С мышкой рядом живу я,

Зайкой все зовут меня.

На «пу панъяс» я играю.

Всех в округе развлекаю.

Звучит музыка, Заяц играет на музыкальном инструменте «пу панъяс».

Лиса (руч)

– А я Лисонька – лиса,

Хвост пушистый у меня.

«Ворсан табъяс» застучат,

Позабавят всех ребят.

Звучит музыка, Лиса играет на музыкальном инструменте «ворсан табъяс».

Медведь (ош)

– Очень я медведь хороший.

Вы мне хлопайте в ладоши.

В «пу барабан» я буду бить.

Чтоб в лесу всех разбудить.

Звучит музыка, Медведь ритмично играет на музыкальном инструменте

«пу барабане».

Волк (кöин)

– Я серый Волк – зубами щелк

И в инструментах знаю толк.

«Сярган» мой трещит с утра,

Разбегайтесь кто куда.

Звучит музыка, Волк крутит музыкальный инструмент «сярган» над головой.

Сорока (катша)

– Много разных инструментов принесли мы для ребят.

В сундуке большом,

Красивом инструменты те лежат.

Инструменты разбирайте и в оркестре поиграйте.

Дети разбирают инструменты. Звучит музыкальное сопровождение.

  1. часть – Сорока в центре круга дирижирует оркестром, все ритмично исполняют шумовое сопровождение.

  2. часть – Дети встают за стульчики (Сорока тоже), положив инструменты на них, выполняют легкий бег (поскоки, ходьбу, галоп). С остановкой музыки, дети быстро занимают стульчик с инструментом. Кому места не хватило, становится Сорокой – дирижером. Игра повторяется с музыкального сопровождения



«Сюзь да шыръяс» (Сова и мышки)

Цель: Учить детей выполнять простые движения по тексту, побуждать исполнять звукоподражания, развивать звуковысотный слух.

Материал: маска совы.

Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает, что сова живет в лесу и сидит на высоких деревьях. Днем она спит, а ночью ловит мышей. Сова кричит: «буу-буу- буу», затем повторяют с детьми. Выбирают сову, остальные - мышки. Дети – мышки бегают, воспитатели поют:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду (мышки бегают)

Вӧрын быдмӧ пожӧм пу (останавливаются) – в лесу растет ель

Сѐ арӧса дзормӧм пу (поднимают руки вверх) – сто летнее седое дерево

Сюзь сэн горзӧ буу-буу-буу! (мышки бегают, сова догоняет) – там кричит сова.


Игра «Кытшӧн ворсӧм» (Хороводная игра)

Цель: Учить детей ходить по кругу хороводным шагом, развивать танцевальное творчество.

Ход игры: Дети выбирают водящего считалкой, он встает в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:

Кытшӧн, кытшӧн ми ворсам – в хороводе мы играем

Гажа сьыланкыв сьылам. – песню весело поем

Ноко, Машук, петкӧдлы, - ну-ка, Маша, покажи

Мый миянлы вӧчны? – что нам делать?

Маша показывает танцевальное движение, дети повторяют за ней.


Игра «Пӧлян» (Дудочка).

Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.

Материал: музыкальный инструменте.

Ход игры: Музыкальный руководитель играет на инструменте и поет песенку:

Пӧлян лӧсьӧда ме, - дудочку приготовлю

Ворсас гажаа мед. – чтоб играла веселее

Ворс вай, пӧлян, ту-ту-ту, - играй, дудочка

Вылӧ, улӧ ту-ту-ту. – Вверх, вниз.

Далее, музыкальный руководитель играет мелодию на инструменте вверх или вниз, а дети должны угадать направление мелодии. Так же музыкальный руководитель может дать задание ребенку, спеть высоко или низко как «дудочка поет» - ту-ту-ту.


Игра «Корсям чача» (Ищем игрушку).

Цель: Развивать у детей динамический слух, внимание.

Материал: маленькая игрушка (например, колечко).

Ход игры: Дети стоят в кругу, выбирают считалкой водящего, он выходит из круга и встает спиной к детям. Воспитатель ходит по кругу, в это время дети поют песенку:

Кокъясӧн ми топ-топ-топ, - мы ногами топаем

Киясӧн ми клоп-клоп-клоп. – мы руками хлопаем

Чачанымӧс корсям, - ищем игрушку

Ӧтвылысь ми ворсам. – вместе мы играем

После окончания песни воспитатель останавливается и дает ребенку маленькую игрушку, он ее прячет в ладошке или ставит на пол за спиной. В круг входит водящий и начинает искать игрушку, в это время дети хлопают в ладоши. Если водящий подходит близко к игрушке, дети хлопают громче, если далеко от игрушки, хлопают тише. Игра продолжается с другим водящим.


«Дзебсясьӧм» (Прятки)

Цель: Развивать у детей динамический слух, внимание.

Материал: платок.

Ход игры: Дети идут по кругу под музыку, ведущий с платком в руках ходит внутри круга в противоположную сторону. С окончанием музыки дети приседают, закрывают глаза, ведущий укрывает платком ребенка.

Ведущий: Челядь, восьтӧ синъяс, чеччам. (Коля) Кодi сэнi? – Дети, откройте глаза, вставайте! (Коля) кто здесь?

Коля: Сэнi (Аня). – Здесь (Аня).


«Тӧдмасьӧм» (Знакомство)

Цель: Учить детей выполнять простые движения по тексту, побуждать исполнять звукоподражания, развивать звуковысотный слух.

Материал: 2 платка.

Ход игры: Дети встают в два круга, два ведущих в кругах держат над детьми платок. Под музыку дети ходят по кругу, ведущие стоят с платком с высоко поднятыми руками. С окончанием музыки, ведущие опускают руки и накрывают платком двоих детей (по одному с каждого круга). Дети поворачиваются друг к другу знакомятся и обнимаются.

  • Менӧ шуӧны Оля. – Меня зовут Оля.

  • Менӧ шуӧны Дима. – Меня зовут Дима.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!