Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Картотека музыкальных игр на коми языке
Выполнила: воспитатель
Бута Надежда Владимировна
Сыктывкар, 2023
Оглавление
Игра с пением «Ош»
Коммуникативная подвижная игра «Кепысь»
Игра с пением «Пöч да пöль»
Игра на коми народных музыкальных инструментах «Гажа оркестр»
«Сюзь да шыръяс» (Сова и мышки)
Игра «Кытшӧн ворсӧм» (Хороводная игра)
Игра «Пӧлян» (Дудочка)
Игра «Корсям чача» (Ищем игрушку)
«Дзебсясьӧм» (Прятки)
«Тӧдмасьӧм» (Знакомство)
Интернет источник:
kartoteka_muzykalnykh_igr_na_komi_jazyke.pdf - Яндекс Документы (yandex.ru) Картотека музыкальных игр на коми языке («Челядькӧд шылада ворсӧмъяс»)
Цель: способствовать развитию интереса и мотивации детей младшего и старшего дошкольного возраста к изучению коми языка через музыкальную игровую деятельность; развитие социально – коммуникативных навыков и умений, музыкальных способностей. Музыкальная игра с песенным сопровождением на коми языке уникальна тем, что в ней объединены музыка – движение - слово. Такое сочетание способствует развитию у детей не только музыкальных и двигательных способностей, но и речи.
Систематически повторяя игровой материал, дети лучше запоминают текст песни на коми языке, понимают его содержание, а понимая текст - действую по правилам игры.
Игра с пением «Ош»
Цель: развивать умение действовать в соответствии с содержанием песни, исполнять в игре индивидуальную роль.
Материал: шапочка медведя.
Ход игры: по считалке выбирается водящий – ош (он надевает шапочку медведя). Дети встают в круг, держатся за руки. Ош сидит в центре на корточках, делая вид, что плачет.
- Ошкö, ошкö, мый тэ бöрдан? - дети двигаются по кругу вправо, поют
Чеччы, чеччы – останавливаются, просят жестами медведя встать.
Шогтö вöтлам – жестами прогоняют «тоску»
Сьылышт гажаа, – протягивают к медведю одну руку, затем другую, ладошкой вверх.
Йöктышт тэрыба! - медведь встает, танцует под музыку, а дети хлопают в ладоши. Далее медведь произносит:
Ок, кута! – рычит, ловит детей - Кого первого поймал, тот стает водящим.
Коммуникативная подвижная игра «Кепысь»
Цель: формирование коммуникативных навыков, навыка ориентировки в пространстве, закрепление цвета, значения коми орнамента.
Материал: рукавички разного окраса (каждый ребенок надевает одну рукавичку)
Ход игры: Игра проводится по принципу игры «Найди пару» с музыкальным сопровождением. Дети надевают рукавичку на правую руку. Звучит музыка, участники игры двигаются в разных направлениях подсоками (легким бегом, шагом, прямым галопом). С остановкой музыки, дети быстро находят себе пару (рукавичку такого же цвета и с таким же узором), соединяют руки ладошками, замирают на месте (или кружатся «звездочкой»). Игра повторяется 3-4 раза. На повтор игры рукавичку можно переодеть на левую руку или поменяться с другими игроками. По окончании игры дети обнимают друг друга.
Игра с пением «Пöч да пöль»
Цель: побуждать детей принимать на себя роль, действовать по тексту.
Материал: шапка-ушанка или платок.
Ход игры: Исходное положение – дети стоят по кругу, держась за руки. В центре круга «спит», присев на корточки, водящий - пöч или пöль. Дети двигаются хороводом вправо, поют песню.
- Пöльö, пöльö, чеччы, чеччы – идут по кругу вправо.
- Кöсъям ворсны тэкöд – останавливаются.
- Выя няня вердам – изображают, как намазывают маслом хлеб
- Юмов ва сетам – складывают ладошки «чашечкой».
- Тэ пач вылын эн куйлы – грозят пальцем.
- Удж миянлы петкöдлы! – раскрывают руки в стороны.
Водящий просыпается и показывает действие, которое выполняют в быту. Н-р: дрова колют, посуду моют, тесто месят, шьют, гвозди забивают, стирают и т.д. Играющие должны угадать, что показывает водящий и выполнить это действие, проговаривая его на коми языке (пес керала, вура, тасьті-пань мыськала и др.) Водящий выбирает того, кто лучше выполняет его задание. Игра продолжается с новым водящим.
Игра на коми народных музыкальных инструментах «Гажа оркестр»
Цель: развитие слухового внимания; закрепить названия и внешний вид коми народных музыкальных инструментов.
Материал: маски мышки, сороки, медведя, волка, лисы, зайца, коми народные музыкальные инструменты «зиль-зѐль», «пу панъяс», «ворсан табъяс», «пу барабане», «сярган».
Ход игры: дети расставляют стульчики (на один меньше) в центре группы по кругу на небольшом расстоянии друг от друга и садятся лицом к центру. Выбираются несколько детей – Мышка, Сорока, Медведь, Волк, Лиса, Заяц. Дети в масках по – очереди выходят в центр круга, произносят свои слова:
Мышка (шыр)
– Я маленькая мышка
И дом мой – теремок.
Я играю на «зиль-зѐль»,
Чтобы каждый слышать мог.
Звучит музыка, Мышка играет на музыкальном инструменте «зиль-зѐль».
Заяц (кöч)
– С мышкой рядом живу я,
Зайкой все зовут меня.
На «пу панъяс» я играю.
Всех в округе развлекаю.
Звучит музыка, Заяц играет на музыкальном инструменте «пу панъяс».
Лиса (руч)
– А я Лисонька – лиса,
Хвост пушистый у меня.
«Ворсан табъяс» застучат,
Позабавят всех ребят.
Звучит музыка, Лиса играет на музыкальном инструменте «ворсан табъяс».
Медведь (ош)
– Очень я медведь хороший.
Вы мне хлопайте в ладоши.
В «пу барабан» я буду бить.
Чтоб в лесу всех разбудить.
Звучит музыка, Медведь ритмично играет на музыкальном инструменте
«пу барабане».
Волк (кöин)
– Я серый Волк – зубами щелк
И в инструментах знаю толк.
«Сярган» мой трещит с утра,
Разбегайтесь кто куда.
Звучит музыка, Волк крутит музыкальный инструмент «сярган» над головой.
Сорока (катша)
– Много разных инструментов принесли мы для ребят.
В сундуке большом,
Красивом инструменты те лежат.
Инструменты разбирайте и в оркестре поиграйте.
Дети разбирают инструменты. Звучит музыкальное сопровождение.
часть – Сорока в центре круга дирижирует оркестром, все ритмично исполняют шумовое сопровождение.
часть – Дети встают за стульчики (Сорока тоже), положив инструменты на них, выполняют легкий бег (поскоки, ходьбу, галоп). С остановкой музыки, дети быстро занимают стульчик с инструментом. Кому места не хватило, становится Сорокой – дирижером. Игра повторяется с музыкального сопровождения
«Сюзь да шыръяс» (Сова и мышки)
Цель: Учить детей выполнять простые движения по тексту, побуждать исполнять звукоподражания, развивать звуковысотный слух.
Материал: маска совы.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает, что сова живет в лесу и сидит на высоких деревьях. Днем она спит, а ночью ловит мышей. Сова кричит: «буу-буу- буу», затем повторяют с детьми. Выбирают сову, остальные - мышки. Дети – мышки бегают, воспитатели поют:
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду (мышки бегают)
Вӧрын быдмӧ пожӧм пу (останавливаются) – в лесу растет ель
Сѐ арӧса дзормӧм пу (поднимают руки вверх) – сто летнее седое дерево
Сюзь сэн горзӧ буу-буу-буу! (мышки бегают, сова догоняет) – там кричит сова.
Игра «Кытшӧн ворсӧм» (Хороводная игра)
Цель: Учить детей ходить по кругу хороводным шагом, развивать танцевальное творчество.
Ход игры: Дети выбирают водящего считалкой, он встает в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:
Кытшӧн, кытшӧн ми ворсам – в хороводе мы играем
Гажа сьыланкыв сьылам. – песню весело поем
Ноко, Машук, петкӧдлы, - ну-ка, Маша, покажи
Мый миянлы вӧчны? – что нам делать?
Маша показывает танцевальное движение, дети повторяют за ней.
Игра «Пӧлян» (Дудочка).
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Материал: музыкальный инструменте.
Ход игры: Музыкальный руководитель играет на инструменте и поет песенку:
Пӧлян лӧсьӧда ме, - дудочку приготовлю
Ворсас гажаа мед. – чтоб играла веселее
Ворс вай, пӧлян, ту-ту-ту, - играй, дудочка
Вылӧ, улӧ ту-ту-ту. – Вверх, вниз.
Далее, музыкальный руководитель играет мелодию на инструменте вверх или вниз, а дети должны угадать направление мелодии. Так же музыкальный руководитель может дать задание ребенку, спеть высоко или низко как «дудочка поет» - ту-ту-ту.
Игра «Корсям чача» (Ищем игрушку).
Цель: Развивать у детей динамический слух, внимание.
Материал: маленькая игрушка (например, колечко).
Ход игры: Дети стоят в кругу, выбирают считалкой водящего, он выходит из круга и встает спиной к детям. Воспитатель ходит по кругу, в это время дети поют песенку:
Кокъясӧн ми топ-топ-топ, - мы ногами топаем
Киясӧн ми клоп-клоп-клоп. – мы руками хлопаем
Чачанымӧс корсям, - ищем игрушку
Ӧтвылысь ми ворсам. – вместе мы играем
После окончания песни воспитатель останавливается и дает ребенку маленькую игрушку, он ее прячет в ладошке или ставит на пол за спиной. В круг входит водящий и начинает искать игрушку, в это время дети хлопают в ладоши. Если водящий подходит близко к игрушке, дети хлопают громче, если далеко от игрушки, хлопают тише. Игра продолжается с другим водящим.
«Дзебсясьӧм» (Прятки)
Цель: Развивать у детей динамический слух, внимание.
Материал: платок.
Ход игры: Дети идут по кругу под музыку, ведущий с платком в руках ходит внутри круга в противоположную сторону. С окончанием музыки дети приседают, закрывают глаза, ведущий укрывает платком ребенка.
Ведущий: Челядь, восьтӧ синъяс, чеччам. (Коля) Кодi сэнi? – Дети, откройте глаза, вставайте! (Коля) кто здесь?
Коля: Сэнi (Аня). – Здесь (Аня).
«Тӧдмасьӧм» (Знакомство)
Цель: Учить детей выполнять простые движения по тексту, побуждать исполнять звукоподражания, развивать звуковысотный слух.
Материал: 2 платка.
Ход игры: Дети встают в два круга, два ведущих в кругах держат над детьми платок. Под музыку дети ходят по кругу, ведущие стоят с платком с высоко поднятыми руками. С окончанием музыки, ведущие опускают руки и накрывают платком двоих детей (по одному с каждого круга). Дети поворачиваются друг к другу знакомятся и обнимаются.
Менӧ шуӧны Оля. – Меня зовут Оля.
Менӧ шуӧны Дима. – Меня зовут Дима.