СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека музыкальных инструментов с QR-кодом для прослушивания музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная картотека представляет собой описание основных музыкальных инструментов для преставления в ДОУ детям среднего дошкольного возраста. Картинки могут быть распечатаны педагогм самостоятельно. В картотеке содержится описание музыкальных инструментов, загадки о них и актуальные QR-коды для возможности прослушивания музыкальных отрывков.

Просмотр содержимого документа
«Картотека музыкальных инструментов с QR-кодом для прослушивания музыки»

РОЯЛЬ


Рояль – это музыкальный инструмент; в переводе с французского означает «королевский». Рояль относится к клавишным струнным инструментам и имеет очень изящный и утонченный звук. Прародителями рояля является семейство клавишных инструментов, которое начинает свою историю в средние века. Конструктор из Флоренции Бартоломео Кристофори в 1709 году изобрел большой клавесин, на котором звук извлекался с разной интенсивностью. Он имел корпус в форме крыла, молоточки и механические детали. Затем инструмент претерпел множество изменений. С 1850 года производство роялей начинается в Германии, Америке и России. Инструмент приобретает широкую популярность и становится «королём».

Составляющие рояля:

  • футор - прочная рама из массива дерева. Он является опорным блоком, способным принять на себя нагрузку от натяжения струн;

  • чугунная рама - решетчатая пластина, изготовленная из цельного чугуна, которая принимает на себя основную нагрузку натяжения;

  • аграфы - это латунные винты с отверстиями, отвечают за ограничение длины струнного звучания;

  • молоточки, обитые войлоком. Они извлекают звук из струны при ударе по клавишам;

  • струны; выполняются из гладкой стальной проволоки.

Внешние составляющие, которые мы можем видеть снаружи:

  • клавиши; при нажатии на них возникает звук, за ними расположен целый механизм, состоящий из множества составляющих;

  • педали – устройства рычажного типа, управляемые с помощью ног. Правая педаль позволяет струнам звучать после окончания нажатия, левая служит для достижения более приглушенного звучания. Средняя педаль значительно приглушает звук, чтобы не беспокоить окружающих.

Самый большой концертный рояль достигает размеров 3,3 метра, он весит около тонны и имеет суммарную массу натяжения всех струн около 30 тонн.

СКРИПКА


Струнный смычковый инструмент.

Корпус скрипки округлой формы с равными выемками по бокам, нижняя часть немного больше верхней Плоскости корпуса называются деки. Они соединены полосками дерева – обечайками. В верхней деке есть два отверстия для прохождения звука – эфы, по форме похожие на латинскую букву f. В центре верхней деки закреплена подставка, на которую опираются струны. Их у скрипки четыре. Они натянуты вдоль грифа – длинной дощечки, выгнутой так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял соседние. Нижняя часть грифа приклеена к шейке. Это полукруглая деталь, которую исполнитель охватывает рукой во время игры. Шейка объединяет корпус скрипки, гриф и головку. В головку встроены колки – стрежни, в которых закрепляются струны. Поворот колка помогает настроить струну (натянуть, чтобы она звучала выше, или ослабить для более низкого звука).

На скрипке играют смычком. Это тонкая деревянная тросточка с загнутой головкой и колодкой в основании для крепления конского волоса. Его натягивают на смычок и водят им по струнам, которые четырьмя пальцами другой руки прижимают к грифу.

Музыкант, который играет на скрипке, называется скрипач.

Играя на скрипке, музыкант виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений – пассажи. В оркестре скрипачи поделены на две группы – первые и вторые скрипки. Чаще мелодическую линию исполняют первые скрипки, а группа вторых аккомпанирует им.


Загадка

Движения плавные смычка,

Мотив летит издалека,

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё – играет … (скрипка)


ЛИТАВРЫ


Это ударный инструмент. Располагают их группой от двух до семи. Литавры изготовлены из металла как котлообразные чаши. Тон инструмента определяют размеры корпуса: более высокий звук у меньших литавр. На тембр влияет форма: округлые литавры звучат ярче, звонче, более вытянутые – глуше. Натянутый на верх корпуса кожаный или пластиковый круг называется мембрана. Ее удерживает обруч, крепящийся винтами. Они регулируют натяжение мембраны, а значит, и высоту звука. Современные литавры снабжены педалями, которые помогают настраивать звучание.

На литаврах играют палочками – деревянными, тростниковыми или металлическими стержнями с круглыми наконечниками. Музыкант-литаврист может получать разные звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из кожи, войлока или дерева.

Два основных приема игры на этом инструменте – одиночные удары и тремоло. Из одиночных ударов можно составлять любые ритмические композиции на одной или нескольких литаврах. Тремоло, или серия быстрых повторяющихся ударов, может достичь поразительной частоты и напоминает раскаты грома. Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической, эстрадной музыке, джазе.


Начинай серенаду, скворец!

Сквозь литавры и бубны истории

Ты – наш первый весенний певец

Из березовой консерватории.


Загадка:

Обтяни котел ты кожей –

Станет он на нас похожий.

Можем тремоло играть,

Грома звук изображать

(литавры)

АККОРДЕОН


Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству относится к гармонике. Есть на инструменте переключатели – регистры. С помощью их можно изобразить на аккордеоне скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Аккордеон — клавишно-духовой музыкальный инструмент. Звук на аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры. Мех аккордеона изготавливается из специального картона, проклеивается тканью и усиливается кожей и стальными накладками.

Свое имя аккордеон получил в 1829 году, когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее «аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»).

Первый аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда: один аккорд при сжатии меха и другой — при растяжении мехов. Поэтому на нем можно было играть только очень простые мелодии.

Сейчас аккордеоны изготавливают самых разных размеров: от самых маленьких до концертных. Вес готового инструмента достигает 15 килограмм.


Загадка:

Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха. 

(Аккордеон)



АРФА


Арфа - один из самых первых струнных музыкальных инструментов на Земле. Изящная как крыло гигантской бабочки, арфа смотрится по-королевски: вверху на колонне — резная корона. И тончайшая накидка из струн.

Арфа родилась в древнем Египте. Когда египтяне, писавшие иероглифами, хотели написать слово «прекрасное», то рисовали именно портрет арфы. Как же родилась арфа?

Однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент – из охотничьего лука! А если попробовать на один лук натянуть не одну, а две – три тетивы? Все они разной длины и поэтому звучат по-разному: выше и ниже. Теперь уже нетрудно представить себе ближайших родственниц лука – лиру и арфу. Лукообразные арфы были известны в Египте уже в 3000 году до новой эры.

 В старинные времена славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания — саги под аккомпанемент маленькой переносной арфы, ее можно увидеть также на государственных печатях. Когда наступала война, арфисты поощряли мужчин к сражениям с противником и большим завоеваниям, играя на прекрасных золотых инструментах, инкрустированных драгоценными камнями. Музыкальный инструмент изображён на гербе Ирландии.

 Сейчас арфа используется как один из инструментов симфонического оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее сорок пять — сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы. Снизу оркестровой арфы находятся семь педалей. Форма оркестровой арфы похожа на поднятую крышку рояля.

Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского.


БАЛАЛАЙКА


Балалайка появилась в 17 веке на смену домре и стала самым распространенным народным музыкальным инструментом на Руси. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Наряду с гармошкой она стала символом России.

Балалайка — струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни и мандолины. У нее деревянный треугольный корпус, похожий на юбочку, и длинная шея — гриф. Сверху грифа – маленькие ушки-колки, на которых натянуто три струны. С помощью колков музыкант настраивает балалайку перед выступлением.

Извлекается звук из балалайки щипком или так называемым бряцанием — ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Пользуются и специальным пластиковым лепестком, — медиатором.

Первым виртуозом игры на балалайке в 18 веке был композитор, скрипач и дирижёр И.Е.Хандошкин. А в 19 веке балалайку ввёл в оркестр русских народных инструментов другой виртуоз-балалаечник, В.В.Андреев. Оркестр существует и поныне. Называется он теперь — Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева.

Существует несколько версий, повествующих о том, откуда произошло название «балалайка». Одна из них гласит, что название музыкального инструмента происходит от многозначного тюркского слова «балла», что в переводе означает ребёнок или дитя. Раньше на балалайке часто играли, успокаивая детей, и, скорее всего, это название постепенно перешло к инструменту.


Загадка:

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачут.

(балалайка)

БАНДЖО


Банджо – струнный щипковый инструмент афроамериканского происхождения. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

На круглый деревянный корпус без дна с помощью специальных скобок-винтов натянута кожаная мембрана. Под ней сквозь корпус проходит стержень, служащий продолжением длинной шейки. Играют на банджо пальцами или плектром. Звук довольно резкий, с шуршащим оттенком, быстро гаснущий.

Изначально корпус изготавливался из тыквы с натянутой сверху кожей. Сейчас используется дерево - красное дерево или клен. Красное дерево обеспечивает более мягкий звук с преобладанием средних частот, клен же подарит звук более яркий.

Изготавливаются струны из металла и реже из пластика (ПВХ, нейлон), применяются специальные обмотки (сталь и сплавы цветных металлов: медь, латунь и др.), которые придают звучанию более звонкий и резкий оттенок. Характерным звуком банджо считается звук «консервной банки», так как первые ощущения таковы, что струны за что-то цепляются и дребезжат. Оказывается, это наоборот хорошо и многие музыканты стремятся воссоздать в своей игре этот оригинальный звук «барабанной гитары». 








БАРАБАН


Барабан – это ударный музыкальный инструмент. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей. Исполнитель на барабане — барабанщик.

Древние племена и народы использовали барабаны отнюдь не в качестве музыкального инструмента или детской игрушки. С их помощью племена проводили разные ритуальные обряды и передавали друг другу важную информацию. А все потому, что инструмент создает много шума и хорошо слышен на дальних расстояниях.

Барабанные палочки появились значительно позже самих барабанов. Изначально звук из инструмента извлекали руками. 

 Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика или даже глины. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.



Загадка:

Есть у нас весёлый друг,
Обожает громкий стук,
Бей его сто раз подряд, 
Он ударам только рад.
Не драчун и не буян, 
Просто это…

(Барабан)


БАЯН


Свое название баян получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна или Бояна. Баяну — более 100 лет. С 1910-х готов изготавливаются выборные баяны, где каждая кнопка левой клавиатуры дает отдельный звук. Наибольшую популярность баян приобрел именно в нашей стране – в деревнях, сёлах, городах. Родоначальники баянного исполнительства стали с энтузиазмом разучивать обработки русских песен, танцев.

Баян — это русская хроматическая гармоника. Состоит инструмент из двух частей, которые соединены мехом, так называют камеру, служащую для нагнетания воздуха. На поверхность наклеены целлулоидные накладки, а меховая камера оклеивается гранитолевым составом, картоном, укрепляется металлическими скобами, уголками из хромированной стали. Количество клавиш на правой клавиатуре может варьироваться от 51 до 61. На левом корпусе расположены мелкие кнопки, их может быть до 120. На левой клавиатуре — 5-6, на правой — 3-5 рядов кнопок. Плечевые ремни позволяют удерживать инструмент на весу и при этом контролировать движение меха.

Время создания баяна больше, чем время вынашивания человеческого ребенка. Долгих одиннадцать месяцев проходит с момента начала работы до выпуска готового продукта. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. 

Во время Великой Отечественной Войны звучание баяна поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений, вдохновляя людей на подвиги, неся радость, давая поддержку. 


Загадка:

Ящик на коленях пляшет —
То поёт, то громко плачет

(баян)

БУБЕН


Бубен - ударный музыкальный инструмент, созданный путем надевания кожи на обруч. Обруч диаметром 30-40 см изготовлен из орехового дерева. Впервые бубен был использован на Ближнем Востоке, в Индии, Древней Греции и Древнем Риме, а сегодня он встречается у всех народов.

На Руси бубен использовался с архаичных времён в ритуальных обрядах славян: свадьбы, охота, и был главным инструментом в руках жрецов. Древние летописи (X век до н.э.), описывающие военные походы князя Святослава Игоревича, упоминают о ратных бубнах. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Для перевозки ратных бубнов требовалась сила четырёх лошадей! В эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками. Медвежья потеха, имеющая давнишнее происхождение, была очень любимым развлечением у русского народа. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне. Кроме того, бубен использовался, как сольный инструмент.

Очень многие думают, что бубен довольно простой инструмент и исполнение на нём большого мастерства не требует, достаточно только встряхнуть или ударить по нему. Но исполнитель на бубне должен обладать хорошим музыкальным слухом и чувством ритма, а также уметь виртуозно владеть бубном. Инструмент обычно принято держать в левой руке, а правой наносить удары.


БУБЕНЦЫ


Бубенцы пришли из глубокой древности. Археологи находили их в жилищах у египтян, индейцев. Бубенцы подвешивали к украшениям и тогда браслеты и серьги становились весёлыми. Шаманские бубны по кругу обшивали бубенцами, делая музыкальное сопровождение обряда звучнее.

В Древней Руси бубенцы использовались как обереги, отгоняющие нечистую силу. Позднее, с конца 18 века и до начала 20 века бубенцы пришивали к конской упряжи. На санях Деда Мороза тоже обязательно были бубенцы.

Обычно бубенцы делали из бронзовой пластины, свернутой в шарик, а внутри помещали грузик, который стучал о стенки. В шарике делали две прорези крест-накрест, чтоб звук был громче. При встряхивании инструмент производит приятные звуки высокой тональности.

В своем современном виде этот музыкальный инструмент представляет из себя набор из нескольких бубенцов (обычно, около десяти), пришитых к специальному ремешку, помогающему музыканту извлекать из них звенящие звуки. Кроме того, бубенцы можно подвесить к музыкальным ложкам, к бубну или к специальной деревянной палочке.


Загадка:

На дуге висят спокойно,

Стоит лишь дугу встряхнуть –

Мелодично и привольно

Украшают долгий путь

(бубенцы)




ВАЛТОРНА


Валторна является членом семьи медных духовых инструментов. Она состоит из мундштука и очень длинной, узкой и преимущественно спиральной трубки конического сечения, которая заканчивается широким раструбом. Механизм валторны состоит из 3-5 вентилей, которые изменяют длину инструмента и высоту звука.

Инструмент выполнен из чистой меди, имеет необычную закрученную форму. Если все трубочки выпрямить, то их общая длина составит примерно три с половиной метра. 

Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять. Чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна.

Звук ее мягкий, благородный. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение.

Валторна – очень важный инструмент в симфоническом оркестре. Назначение партии валторны: подголоски, фанфары и сольные моменты, но, пожалуй, наиболее распространенное применение звучания валторны – в качестве гармонического наполнения где-то между линией баса и мелодией. Такое использование этого инструмента является одним из ключевых приемов, которым пользуются начинающие композиторы, так как звучит красиво и является идеальным способом, чтобы связать вместе звучание всего оркестра.

В 2007 году валторна была занесена в Книгу рекордов Гиннесса и признана одним из наиболее сложных духовых инструментов.

На валторне играют в положении сидя или стоя, при этом раструб смотрит вниз. Музыкант вдувает воздух через мундштук, прикладывая его к губам ровно, без сильного нажима. Но для звучания этого недостаточно. Необходимо придать вибрацию при помощи напряженных, особым образом сомкнутых губ. От частоты вибрации зависит высота звука. Недаром этот инструмент является одним из самых сложных для исполнителей.


ВИОЛОНЧЕЛЬ


Так же, как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего – баритон. Виолончели часто поручают выразительные соло.

Если скрипку и альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Её ставят вертикально. Раньше, в прошлые века, виолончель ставили на специальный стул, причем играли стоя. Потом приспособили металлический шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен.

Внешне виолончель похожа на большую скрипку большого размера. Она состоит из корпуса, имеющего верхнюю и нижнюю деку, грифа, на который натянуты струны, и винтов для регулировки натяжения струн. Смычок, также, как у скрипки, имеет деревянную трость, на которую натянут конский волос (натуральный и искусственный).

Стандартный (полный) размер виолончели 4/4. Именно такие инструменты можно встретить в симфонических, камерных и струнных ансамблях. Однако, используются и другие инструменты, небольшие размеры которых создают удобство при игре юным дарованиям, которые только начинают свой путь в большую музыкальную жизнь.

Вес виолончели невелик. Несмотря на то, что она выглядит массивно, весит она не более 3-4 кг.






ГИТАРА


Изначально гитары делали из пустотелых сосудов и других объёмных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола. Деревянный корпус придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры. Оттуда эта идея перекочевала в арабские страны, которая воплотилась в мавританской гитаре. А в VIII-IX веках гитара пришла в Европу.

В Испании в начале XVI века гитары были уже и глубже, чем современная акустическая гитара, с менее выраженной талией. В нижней части инструмента было круглое резонаторное отверстие, часто украшенное резной деревянной розой. Первоначально гитара имела четыре ряда струн: три набора двойных струн и одну струну для верхнего ряда. К концу XVIII века был добавлен шестой ряд. 

Классическая гитара — акустический инструмент из дерева. Она состоит из корпуса, грифа и головки. Корпус полый и служит резонатором (звуковым ящиком), передняя поверхность грифа содержит ладовую накладку, а головка удерживает колки. Шесть струн идут от отдельных колков к подставке, которая прикреплена к нижней части корпуса гитары. Между головкой и подставкой струны проходят по ладовой накладке и через резонаторное отверстие в корпусе. Ноты и аккорды выбираются путем остановки струн вдоль грифа одной рукой, а другой рукой — перебирая струны. Другие формы гитары включают в себя электрогитару с металлическими струнами (обычно играемую с помощью медиатора) и гавайскую, или стальную, гитару, в которой струны останавливаются давлением металлического стержня, производя приятный, скользящий тон. Существуют также 12-струнные гитары и четырехструнные бас-гитары.


Загадка:

Музыкальный инструмент,
Что звучит в один момент,
Все 6 струн ее зажми,
Музыку услышишь ты.

ГУБНАЯ ГАРМОШКА


Губная гармошка – это небольшой музыкальный инструмент, который можно держать в руках. Она похожа на маленькую коробку с отверстиями, в которых установлены язычки. Когда воздух проходит через эти отверстия, они вибрируют и издают звук. Нужно приложить губы к отверстиям гармошки и мягко вдувать или выдувать воздух, чтобы услышать мелодию. Есть разные виды губных гармошек, например, миниатюрные, которые можно положить в карман, или хроматические, которые позволяют играть более сложные мелодии. Игра на губной гармошке позволяет тренировать дыхание и развивать музыкальный слух.

Губная гармошка может быть изготовлена из дерева, металла и пластика. Каждый из этих материалов имеет свои положительные особенности и недостатки. Например, деревянная чувствительна к влажности и требует большей тщательности в уходе. 

Первая губная гармошка увидела свет в 1821 году. Ее отцом стал Христиан Ф. Л. Бушман. Первоначально инструмент называли «аура». Он представлял собой пластину из стали с 15 отверстиями, которые закрывались металлическими языками. Интересно, что губная гармошка - один из немногих язычковых музыкальных инструментов не имеющий клавиш.

А еще губную гармошку используют в медицинских целях. Игра на губной гармонике требует вдоха и выдоха воздуха через сопротивление. Это помогает развивать сильное дыхание.







ГУСЛИ


Гусли - русский народный музыкальный инструмент щипкового типа с резонаторным корпусом и натянутыми над ним 5-70 струнами. Изделие изготавливается из древесины: преимущественно хвойных пород. Считается, что гусли получили свое название от тетивы лука, которую древние славяне называли гуслой. Первое упоминание о гуслях датируется концом 6 века.

Гусли состоят из корпуса, струнодержателей и закрепленных струн, натягиваемых за счет колочной системы. В корпусном отсеке располагается резонаторное отверстие, обечайка, верхняя и нижняя дека. На верхней деке находятся подставка и порожек, используемые для натяжения струн и передаче звуков в резонатор.

Передняя часть корпуса оборудуется пластиной с порожком для колков, штифтами, подставкой. Внутри изделие оснащено приклеенными вертикально брусками из древесины: они усиливают сопротивление и равномерно распределяют звуковые колебания. Корпус всегда оснащается металлическими струнами, которые протягиваются вдоль всей его длины. В качестве струнодержателей используются деревянные бруски, размещаемые между струнами и верхней декой. Они помогают струне вибрировать и аккуратно усиливают звук.

Играть на гуслях можно:

  • сидя, держа инструмент на коленях;

  • стоя, перевесив ремешок гуслей через плечо.







КЛАРНЕТ


Предком кларнета был средневековый народный инструмент – свирель «шелюмо». Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний регистр инструмента поразил современников своим резким и пронзительным тембром – он сразу напомнил им звук трубы, которая называлась в то время «кларино». Новый инструмент назвали clarinetto, что означает «маленькая труба». Внешним видом кларнет напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом.

Из всех деревянных духовых инструментов только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов в оркестре.

Кларнет – следующий по высоте звучания деревянный духовой инструмент после гобоя. Название кларнета произошло от латинского слова clarino, что означает «чистый», «ясный». Голос кларнета отличается певучей чистотой тембра. Диапазон его возможностей очень разнообразен. Он способен играть легчайшим пианиссимо, но может удивить и сильным, полным звуком. В верхней части кларнета расположен мундштук в виде птичьего клюва, куда музыкант дует во время исполнения. К мундштуку прикрепляется тонкий язычок из тростника, трость. Когда кларнетист вдувает в инструмент воздух, трость колеблется и заставляет кларнет звучать. Во время игры музыкант нажимает пальцами на специальные пуговички, украшающие корпус кларнета, — клапаны, они открывают и закрывают его отверстия.

Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного, существует малый кларнет или кларнет-пикколо. Вторая разновидность кларнета – бас-кларнет, звучащий ниже основного.

Моцарт первым из выдающихся композиторов написал произведение специально для кларнета. Музыкант говорил, что звук этого инструмента очень похож на человеческий голос.


КОНТРАБАС


Нет, это не двухметровая скрипка, а второй самый крупный по размерам и второй самый низкий по звучанию из популярных смычковых струнных музыкальных инструментов. Густой, низкий и хрипловатый звук обращает на себя внимание слушателя с первых аккордов. 

Современный контрабас впервые был упомянут в 60-х годах XVI века. Прародителем современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Вытесняя басовые виолы, в середине XVIII века, контрабас становится обязательным участником оркестра, и становится фундаментом, на котором строится вся музыкальная ткань произведения.

Сольные партии инструмента можно услышать в камерных ансамблях и джазе. Богатый, бархатный, мягкий и густой звук совсем не является громким, несмотря на размеры контрабаса, он не обладает большой силой звука.

Диапазон контрабаса — четыре октавы, главное — мастерство исполнителя, важно уметь качественно извлекать из него звуки, а они могут быть не только низким, но и весьма высокими.

Контрабас имеет четыре струны (реже три или пять). Приемы игры на контрабасе такие же как на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограниченнее.

Длина корпуса 110-120 см, весь инструмент около 180 см, длина звучащей части около 105 см. Самый крупный контрабас имеет высоту 5,55 метра и ширину 2,13 метра. Учитывая большие размеры, ранее играть на контрабасе в детском возрасте не было возможности, однако позже появились инструменты меньших размеров. Сегодня начинать знакомство с инструментов можно с 6 или 7 лет.





КСИЛОФОН


Ксилофон – один из самых древних и загадочных музыкальных инструментов. Относится к группе ударных. Состоит из деревянных брусков, которые имеют различную величину и настроены на определенную ноту. Звук извлекается деревянными палочками с наконечником сферической формы.

Ксилофон появился около 2000 лет назад, об этом свидетельствуют изображения, найденные в пещерах Африки, Азии и странах Латинской Америки. На них были изображены люди, игравшие на инструменте похожим на ксилофон. Первые официальные упоминания о нем в Европе датируются только 16 веком.

Этнически, ксилофон не принадлежит к определенному континенту, так как упоминания о нем находят при раскопках в различных уголках земного шара. Единственное, что отличает ксилофон из Африки от его собрата из Японии – это название. К примеру, в Африке его называют – «Тимбила», в Японии – «Моккин», в Сенегале, Мадагаскаре и Гвинее – «Белафон». А вот в странах Латинской Америки, инструмент имеет название – «Миримба».

Конструкция ксилофона довольна проста. Он состоит из рамы, на которой в 2 ряда расположены бруски наподобие клавиш фортепиано. Бруски настроены на определённую ноту и лежат на поролоновой прокладке. Звук усиливается, благодаря трубкам, которые расположены под ударными брусками. Эти резонаторы настраиваются в соответствии с тоном бруска, а также значительно расширяют тембральный окрас инструмента, делая звук более ярким и насыщенным. Ударные бруски, производятся из ценных пород дерева, которое сушат несколько лет. Имеют стандартную ширину 38 мм и 25 мм в толщину. Длина варьируется в зависимости от высоты тона. Наконечники палочек делают из резины, дерева и войлока.



МАРАКАСЫ


Маракасы по внешнему виду очень похожи на детскую погремушку. За свою многовековую историю они сильно не изменились. Они также состоят из трех частей: корпуса, наполнителя и ручки. Корпус, как правило, ярко раскрашен, в основном, имеет традиционную овальную или круглую форму, изготавливается из плодов игуэро (горлянкового дерева), орехов кокоса, ивовых прутьев, кожи, дерева, из пластика, акрила, металла. В качестве наполнителя используют горох, бисер, мелкие камушки. Ручка изготавливается из дерева или пластика и обычно откручивается, чтобы была возможность заменить или добавить наполнитель.

Маракасы относятся к инструментам группы идиофонов, в которых источником звука является корпус инструмента.

Первоначально маракасы использовались индейскими шаманами в ритуальных обрядах.

В настоящее время в каждом латиноамериканском ансамбле применяют маракасы.













САКСОФОН


Саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла. По звучанию, строению и по форме он похож на кларнет. В верхней его части расположен мундштук в виде птичьего клюва. К мундштуку прикрепляется тонкий язычок из тростника, трость. Когда саксофонист вдувает в инструмент воздух, трость колеблется и заставляет инструмент звучать.

Свое название саксофон получил от имени изобретателя — мастера Адольфа Сакса.

Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в XX веке его вибрирующий, выразительный и страстный звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза. В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз – это его родная стихия.

Впервые саксофон был показан на «Брюссельской промышленной выставке» в 1841 году, но тогда он не имел современного названия и позиционировался как «офиклеид мундштучный». Строение было похоже на нынешнее: металлический корпус конической формы, одинарная «трость» (которая была взята от кларнета и мало чем отличалась от оригинала), мундштук. Специалисты сразу отметили наличие ветвистой змееобразной формы – переплетенной и скрученной. 

Инструмент имеет три основных конструктивных составляющих:

    1. тонкая трубка (эска);

    2. раструб;

    3. корпус.

Инструмент имеет сложную клапанную систему, их количество может варьироваться. 



СИНТЕЗАТОР


Синтезатор – это электронный музыкальный инструмент, который превращает электрический сигнал в звуки.

Синтезаторы используются для воспроизводства звуков, которые нельзя получить с помощью традиционных музыкальных инструментов. С появлением этих инструментов была разработана совершенно отдельная ветвь музыки, а устоявшиеся жанры получили возможность разнообразить свое звучание.

История синтезаторов началась в конце девятнадцатого века, с прибора, созданного в 1876 году американцем Э. Грейем. Его «Музыкальный телеграф» имел рояльную клавиатуру и динамик. Практического значения это изобретение не нашло и в серию запущенно не было. Первый синтезатор изобрел наш соотечественник Лев Термен в далеком 1918 году и назывался он Терменвокс. Он выпускается до сих пор и многие известные музыканты используют его на своих концертах.
В 60-х годах прошлого века синтезаторы выглядели как большие шкафы со множеством проводов и кнопок, в 80-е его размер уменьшили до размера клавиатуры, а сейчас синтезаторы умещаются на небольшой микросхеме.

Синтезаторы делятся на профессиональные и любительские. Профессиональные синтезаторы – это сложные устройства, со множеством функций и регулировок и для игры на них требуются определенные знания.

Любительские синтезаторы умеют воспроизводить звуки практически любого инструмента – скрипки, трубы, рояля и даже целой барабанной установки, они просты в управлении (для выбора нужного тембра достаточно нажать одну – две кнопки), и освоить его может даже ребенок. Тембром называют звучание, присущее какому-либо музыкальному инструменту.



ТРОМБОН


Появление тромбона относится к XV веку. Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой, но в отличие от неё имеет выдвижное колено — кулису.

Тромбон отличается от остальных музыкальных инструментов медной группы оркестра. Если приглядеться к валторнам, трубам и тубам, то можно увидеть, что у них существуют кнопочки-клапаны. Похожие клапаны закрывают отверстия флейт, гобоев, кларнетов и фаготов из деревянной группы. Нажимая на эти кнопочки, музыкант изменяет высоту звучания инструмента.

У тромбона таких кнопочек нет. Нижняя часть этого инструмента напоминает изогнутую трубку. Называется эта трубка кулисой. Кулису можно передвигать – вверх и вниз, изменяя звучание инструмента.

При игре музыкант дует в маленькую часть инструмента, похожую на чашечку, — она называется мундштук, от немецкого слова mund, что означает «рот».

Для расширения выразительных средств тромбонисты нередко применяют сурдину, — специальное приспособление в форме груши, которое музыкант вставлял в раструб тромбона. Назначение сурдины – изменение силы звучания тромбона: благодаря сурдине, тромбон способен играть достаточно тихо.

Также существуют сурдины с отверстием, по форме напоминающие большой колокольчик. Закрывая и открывая отверстие сурдины, исполнитель заставляет тромбон подражать кваканью лягушки. Значительное место тромбон занимает в джазе.


Загадка

Этот медный духовой то короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?  

(Тромбон)


ТРУБА


Труба с древних времен использовалась как сигнальный музыкальный инструмент, за счет своего пронзительного звучания, она вовремя оповещала об опасности, привлекала внимание и поддерживала боевую отвагу. В польском городе Кракове до сих пор хранится история о герое-дозорном, который, несмотря на ранение, смог предупредить жителей о надвигающейся опасности. Он успел подать знак о приближении вражеского войска трубой, однако, до конца не доиграл. До сих пор в этом городе позывной сигнал – это мелодия, которая внезапно обрывается.

Труба – самый высокозвучащий музыкальный инструмент среди медных духовых. Звук на ней появляется в результате колебания столба воздуха внутри инструмента. Трубач меняет положение амбушюра (рот, губы и язык) и нажимает вентили, которые изменяют длину инструмента и высоту звука. В отличие от других инструментов медно-духовой группы, музыкант, играющий на трубе, расходует воздуха сравнительно немного и поэтому может исполнять большие мелодические фразы. Труба является подвижным инструментом, на котором исполнитель, в зависимости от его мастерства, может виртуозно играть самые сложные пассажи и различные трели.

Современные трубы изготавливаются из латуни – это особый сплав меди и цинка, затем покрываются лаком с содержанием серебра, никеля или золота. Труба имеет форму тонкого цилиндра, который остается неизменным по всей длине, что придает инструменту характерный для него звук. Труба состоит из следующих элементов: основная крона, раструб, добавочные кроны, вентили, мундштук. Этот инструмент, сложенный в два раза в форме овала, кажется очень компактным, но если его выпрямить, то длина составит 1,5 метра, а иногда и больше. Трубач с помощью всего трех клапанов может извлекать 45 разных звуков.



ФЛЕЙТА


Первые флейты по виду напоминали свистки, и лишь со временем в них стали прорезать небольшие дырочки в качестве отверстий для пальцев. Большую популярность флейта имела уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте. Потом флейта стала популярна в Древнем Китае, а еще чуть позже о флейте узнали в Индии и Японии. Примитивные инструменты из кости, возраст которых составляет почти 40 000 лет, были обнаружены по всему миру. В Европе флейта обрела свою популярность лишь в XV веке. К тому моменту флейта уже была вполне доработанным инструментом, способным воспроизвести весь звуковой ряд. 

Сейчас существует несколько типов флейт:

  • закрытая (поперечная) флейта, представляющая собой трубку с клапанами, в которой выдувное отверстие находится сбоку. Именно такие флейты чаще всего используются для игры в оркестре;

  • продольная флейта, при игре ее необходимо держать прямо перед собой в вертикальном положении;

Характерной чертой современной флейты является высота звука, которая способна меняться путем передувания губами исполнителя и при этом одновременным открытием или закрытием клапанами отверстий. В основном материалом для изготовления музыкального инструмента служит металл (серебро, золото, никель или платина), но также флейта изготавливается из дерева, стекла, пластика и других материалов, предназначенных для изготовления музыкальных инструментов. Флейта состоит из головки, тела и нижнего колена. Еще на флейте есть клапаны, которые нажимает музыкант при игре. Они бывают открытыми (с резонаторами) и закрытыми.


Загадка:

Т олько заиграет ,
Сердце замирает,
Дудочка большая,
Нежная такая.
И дышать сейчас не смейте!
Заиграл на чём? На (флейте)