1. Игра «Что бывает красного цвета?»
Дидактическая задача. Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.
Игровая задача. Помочь кукле Кате подобрать предметы.
Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы.
Ход игры
Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.
2. Игра «Такие разные платочки»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.
Игровая задача. Украсить платочки для Андрюши и Сережи.
Игровые правила. Не перепутать подарки.
Ход игры
Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки»), и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску—Андрюше, в клеточку —Сереже).
3. Игра «Колобок»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей скатывать из комочка пластилина шар и полоску; развивать умение видеть красоту цвета на фоне разных объектов.
Игровая задача. Слепить друзей для колобка.
Игровые правила. Вылепить колобка и дорожку одного цвета.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, вы помните сказку «Колобок»? Жили-бы- ли дед и баба. Испекла как-то баба колобок и оставила студиться на окне, а колобок-то и убежал... (Лепит колобок из большого комка путем отщипывания.)
Я — колобок, колобок,
Колобок — румяный бок,
На сметане мешен
Да в масле пряжен.
Покатился колобок
Вдоль оврагов и дорог.
(Под веселую музыку колобок катится по столу и поет.)
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
Воспитатель приглашает колобка в гости к ребятам. Колобок соглашается, но хочет поиграть в прятки. Колобок прячется за предметами. Дети должны «отыскать» колобка и сказать, где он спрятался, назвав цвет предмета (за зеленой елкой, за синим забором, за красным гаражом и т.д.)
Колобок выходит из-за своего укрытия и просит у детей слепить ему друзей. Дети лепят колобков из цветного пластилина, выбирая цвет по желанию. Теперь колобкам надо катиться по дорожкам. Где самые удобные дорожки? Дети лепят дорожки для колобков (полоски). Дорожки должны быть под цвет колобка. Колобки побежали по дорожкам. (Дети ставят колобков, каждого на свою полоску, и любуются колобками и дорожками одного цвета.) Бежали они, бежали и прибежали к реке, и тогда решили они отправиться в путешествие.
Воспитатель ставит колобков на вылепленную заранее большую лодку, и разноцветные колобки «плывут» по реке. (Дети любуются колобками разных цветов, собранными вместе.)
4. Игра «Овощи на тарелке»
Дидактическая задача. Закреплять знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета.
Игровая задача. Вылепить тарелочки под угощение.
Игровые правила. Лепить так, чтобы цвета угощения и тарелочки не совпадали.
Ход игры
Воспитатель приносит корзину с урожаем (зеленые яблоки, красные ягодки из пластилина, которые дети лепили накануне) и хочет угостить ребят. Появляется ежик (игрушка), он тоже ждет угощения. Воспитатель не может найти тарелки. Ежик огорчается, воспитатель спрашивает у детей, как выйти из такого положения. Дети решают вылепить тарелочки и лепят их из шара путем сплющивания его. Ежик просит детей сделать тарелочки не такого цвета, каким будет угощение (например, красная ягодка —синяя тарелка).
Воспитатель предлагает сначала угостить гостя. Дети подходят к ежику и предлагают угощение, описывая его: «зеленое яблочко на желтой тарелке», «красная ягодка на белой тарелке» и т.д. Если ребенок неправильно называет цвета, то ежик фыркает, а если правильно, то кивает головой.
5. Развивающая доска «Овощи».
Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление.
Материал: Доска с отверстиями, силуэты овощей.
Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на доске. Разложить овощи на столе. Предложить отложить отдельно капусту, перцы, помидоры и огурцы. Чем они отличаются? Цветом и размером. Рассмотреть последовательность созревания овощей. Предложить соотнести овощи с отверстиями.
6. «Умная ёлочка».
Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук.
Материал: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов.
Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу;
обвести ёлочку и кружки на бумаге и раскрасить.
7. «Сравни и подбери».
Цель: учить понятия лёгкий-тяжёлый, длинный-короткий, маленький-большой.
Материал: 11 больших карт, 66 маленьких карточек, 6 жетонов.
Ход игры: воспитатель раздаёт по одной карте и зачитывает надписи на них. Маленькие карточки вперемешку кладёт на середину стола лицевой стороной вверх. Затем обращает внимание игроков на цвет рамок больших карт и ставит перед игроками задачи:
1) собрать маленькие карточки с таким же цветом рамок;
2) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду надо разложить карточки с одинаковыми предметами, а в нижнем – с разными, сравнив их по тем признакам, которые написаны вверху карты;
3) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду выложить карточки с плоскими геометрическими фигурами и назвать их, например: «Этот круг маленький, этот большой». В нижнем ряду выложить карточки с объёмными геометрическими фигурами и тоже назвать их.
8. Досочки Сегена
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; знакомство с понятиями цвета и формы; развитие фантазии.
Материал: 18 досок с выемками, 18 вкладышей (геометрических фигур) в деревянной коробке.
Ход игры:
1) рассмотреть и назвать геометрические фигуры;
2) вкладывать фигуры в подходящие рамки, сопоставляя их по цвету;
3) использование рамок в качестве трафаретов (обводить фигуры и раскрашивать);
4) поиграть в «Чудесный мешочек». Сложить фигуры в непрозрачный мешочек. Опустить руку в мешочек, взять какую-нибудь фигуру, и. не вытаскивая руки, попробовать угадать её название;
5) игра «Мозаика». Выкладывание из фигур силуэтов животных, транспорта, различных предметов.
9. «Умное облачко»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления; развитие точности глазомера, координации движений и последовательности действий; формирование умения работать по образцу.
Материал: 15 ламинированных карточек,1 деревянное облачко,
60 кружков (5 цветов по 12 шт. каждого) в деревянной коробке.
Ход игры:
- Для чего нужны облака? Просто так? Вовсе нет! Наше облачко – трудолюбивое и у него очень много дел! Давайте узнаем, какие у облачка бывают дела!
Синий круг – повисеть над озером и впитать в себя его испарения.
Зелёный круг – создать тень для цветочков, чтобы им было не очень жарко.
Красный круг – полить клубнику в саду.
Жёлтый круг – вместе с другом ветерком перенести семена деревьев на землю.
Оранжевый круг – помыть дорожки на городских улицах.
- Давайте поможем облачку! Возьмём карточку и внимательно посмотрим. Сколько заданий нужно выполнить облачку сегодня? Выберем необходимые по цвету круги и вставим в облачко!
10. «Весёлые резиночки».
Цель: учить натягивать резиночки; закреплять цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие, память.
Материал: разноцветные резиночки, колокольчик, карточки.
Ход игры: колокольчик размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг колокольчика, карточки лежат рубашками вверх.
Первый игрок переворачивает одну карточку, кладёт её, чтобы всем было видно. Игроки стараются, как можно быстрее, подобрать резиночки по цвету и надеть их на пальцы, как показано на карточке.
Тот, кто первым выполнит задание, звенит в колокольчик.
11. «Посади бабочку на цветок».
Цель: учить соотносить фигуры по цвету и форме; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.
Материал: силуэты цветов и бабочек разных размеров и цветов.
Ход игры: разложить бабочки в соответствии с цветом и размером цветков.
12. Игра «Построим забор»
Дидактическая задача. Учить детей анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов; закреплять умение располагать строительный материал (пластины) вертикально и плотно друг к другу; учить соизмерять высоту и ширину ворот с размерами игрушки.
Игровая задача. Построить забор и воротца для Пятачка.
Игровые правила. Соорудить постройки так, чтобы Винни Пух мог проехать в воротца на машине.
//-- Ход игры --//
Воспитатель показывает на построенный им из кубиков домик и говорит детям, что Пятачок построил новый дом и решил сделать вокруг него забор, чтобы было красиво. Во дворе он посадит сад, и все, кто будет приезжать в гости к Пятачку, будут радоваться яблоням и грушам. Домик у Пятачка красного цвета с зеленой крышей, поэтому Пятачок хочет, чтобы забор был двух цветов – красного и зеленого. Кроме того, в гости к Пятачку обязательно приедет Винни Пух, и надо, чтобы он смог свободно проехать в ворота.
Воспитатель предлагает детям подумать, как сделать такие ворота, в которые проедет такой большой медвежонок (показывает игрушку и сажает ее в грузовик). Дети должны примерить, какой высоты и ширины должны быть ворота.
План игры:
• воспитатель дает игровую задачу построить забор и ворота;
• дети анализируют рисунок;
• дети отбирают строительный материал для ворот;
• дети начинают строить ворота, используя знакомые способы сравнения величин предметов (накладывание, приложение и приставление);
• дети проверяют готовность ворот (провозят мишку на грузовике под воротами);
• дети выбирают для забора материал (пластины) красного и зеленого цветов;
• дети строят забор, плотно укладывая пластины, чередуя цвета.
13. Игра «Построим сарай для цыплят»
Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.
Игровая задача. Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.
Игровые правила. Построить так, чтобы дополнительные материалы (деревья и цветы, скамейки и т. д.) украсили постройку; объяснить, для чего они нужны.
//-- Ход игры --//
Воспитатель приносит желтеньких цыплят (настольные игрушки). Цыплята пищат.
Воспитатель.
Комочки желтые не спят,
Комочки желтые пищат.
Они родились лишь вчера,
А нынче бегают с утра.
Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет.
Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку-образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу) и как его укладывать (горизонтально, вертикально). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплятки довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.
Вот мама курочка (игрушка) решила заглянуть к цыплятам и удивилась, почему возле сарая не устроено место для прогулок. Что делать? Дети предлагают сделать открытый вольер и сооружают забор. Курочка напоминает детям, что она хочет, чтобы в вольере было красиво. Дети по-своему украшают в вольер – сажают цветы, деревья. Курочка квохчет, зовет цыплят играть.
Курочка. Ко-ко-ко, квох-квох, цыплятки, ко мне!
Цыплята (дети машут крылышками, прыгают). Пи-пи-пи! Мама, мы здесь.
Воспитатель при помощи игрушек показывает детям, как курочка-мама ждет в вольере своих цыплят, как цыплята пробегают к ней в воротца, как бегают по вольеру.
14. «Магазин одежды».
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета.
Материал: силуэты одежды, карточки.
Ход игры: дети “развешивают” одежду разных цветов.
15. Дидактическая игра «Разноцветные баночки».
Цель: закреплять названия фруктов и ягод; учить различать и называть цвета;
развивать цветовое восприятие, память, внимание, мышление; развивать мелкую моторику рук, тренировать координацию движений.
Материал: силуэты баночек с разноцветными крышками, фрукты и годы.
Ход игры: дети соотносят цвет фруктов и ягод с цветом баночек.
16. Дидактическая игра «Подбери размер».
Цель: развивать зрительную память, внимание; учить называть цвета; развивать умение соотносить фигуры с размером отверстия.
Материал: круги разного размера с отверстиями.
Ход игры: дети соотносят размер круга с размером отверстия.